Самые знаменитые гоночные трассы мира

Какой швед, русский, бельгиец, американец или итальянец не любят быстрой езды? Не удивительно, что места, где это можно сделать превращаются в спортивные «мекки».
news

Какой швед, русский, бельгиец, американец или итальянец не любят быстрой езды? Не удивительно, что места, где это можно сделать превращаются в спортивные «мекки». На автодромах куются победы народов, а герои, их осуществляющие, обрастают легендами. Каждый автодром, как и построившие его люди, имеет своей характер, особенности и колорит.

В начале 20 века считалось, что трассы должны быть длинными, сложными и пролегать по обжитым местам, между полей, деревень и пастбищ. Нормой считалась длинна автодрома более 20 км. Тогда думали, что не выучивший наизусть конфигурацию трека гонщик ярче раскрывает способности пилота. Но такой подход господствовал до 20-х годов. Зрелищность и требования по безопасности постепенно вытесняли длинные треки, и к 50-м автодромы уже не превышали 6 км. Кольца, петли и овалы становились инструментами совершенствования автоспорта.

Трасса в Спа-Франкоршам: Как не задавить курицу?

Автоспорт Франции и Бельгии неразрывно связан с автодромом Спа-Франкоршам. Идея создания недалеко от Льежа спортивной трассы принадлежит журналисту Жюлю де Тьеру, одному из руководителей крупной бельгийской газеты La Meuse. Жюль был влюблен в зарождающийся автоспорт и считал, что гонки моторов вдохнут новую жизнь в пострадавшую от мировой войны Бельгию. В 1920 году его идея была поддержана сотрудником Королевского автоклуба Бельгии Генри ван Офемом, который пролоббировал постройку трассы в правительстве. В итоге, под трассу было выделено несколько проселочных дорог у поселка Франкоршам, петлявших между холмами, перелесками и даже жилыми домами, что делало маршрут интересным для гонок. Грунтовое кольцо в 14 км. мало отличалось от современных раллийных спецучастков.

При выборе места соревнований Генри ван Офем и Жюль де Тьер схитрили. Рядом имелся знаменитый грязевой курорт Спа, где отдыхали состоятельные туристы со всего мира. Их присутствие могло сделать гонки в Бельгии знаменитыми на всю Европу. Так оно и произошло. Несмотря на то, что в 1921 году заявку на участие подал только один гонщик, всего через три года, в 1924 году была проведена 24 часовая гонка на выносливость, где соревновались десятки спортсменов. Кольцо заасфальтировали, и большое Гран-При Бельгии состоялось уже в 1925 году. Эти гонки были предтечей послевоенной серии Формула 1, которые пришли в Бельгии в 1950 году.

Скорости росли и большая протяженность трассы стала вызывать вопросы. К примеру здесь можно было легко задавить курицу или врезаться в сельский дом! Так оно и произошло в 1966 году с гонщиком Джеки Стюарт на Гран-При Бельгии. Он не справился с управлением, вылетел за пределы полотна и протаранил крестьянский сарай! Несмотря на то, что гонщик отделался переломами рук и ног, руководство полигона в 1972 году взялось за возведение нового трека, полностью отвечающего новым требованиям FIA. Рядом с историческим маршрутом была проложено современное полотно длиной в 7 км.

Спа-Франкоршам сохранил свой характер. Новая трасса все так же быстра и изобилует перепадами высот, что делает гонки интересными. Но самое главное, в Франкоршам переменчивый климат. С арденских гор набегают тучи и на гонщиков может неожиданно хлынуть ливень, что придает соревнованиям пикантности.

На трассе Спа-Франкоршам проводятся гонки Гран-При Бельгии, соревнования Формулы 1, а так же серии DTM, GP2, и мотоциклетные соревнования.

Трасса в Монако: По личному приглашению принца

Необычна история возникновения южной Circuit de Monaco, а именно городского полигона в Монте-Карло. Технический спорт развивался в этом приморском княжестве с конца 19 века. Еще в 1880 году возникла ассоциация велоспорта. Затем с развитием автомобилей, ассоциация расширила полномочия и в 1907 году присоединила к названию слово авто. Гоночные чемпионаты устраивались прямо на улицах Монте-Карло, но их статус был еще низок, в то время как правящий дом княжества Монако боролся за респектабельность. В 1928 году принц Луи II поддержал инициативу спортивного энтузиаста Антони Ногеса и выделил средства на проведение Гран-При Монако. Узкие городские дороги подверглись переделке для приема самых мощных машин того времени. Для большей солидности принять участие в гонках могли только пилоты, получившие личное приглашение принца. Первую победу в Монте-Карло в 1929 году одержал британец Уильям Гровер-Уильямс на Bugatti Type 35B.

Трасса до сего времени почти не изменилась. Она так же проходит сквозь туннель и морскую гавань, где скоростные участки чередуются «шпильками» и сериями горных поворотов с перепадами высот. В гавани и вовсе пилоты рискуют вылететь в воду. Не удивительно, что еще в 20-е годы принц Луи II распорядился уделить особое внимание безопасности. Уже в 20-е появились первые отбойники, но два пилота в истории Circuit de Monaco все же искупались в гавани.

Вообще, несмотря на извилистость и обилие непросматриваемых участков, трасса в Монте-Карло считается одной из самых безопасных. За все время существования гонок здесь погибло только два пилота.

Причиной тому особое внимание к обустройству спортивного объекта и строгое выполнение предписаний автомобильной ассоциации. В итоге, Гран-При Монако завоевало особый аристократический статус и стало жемчужиной Формулы 1 с первых лет ее существования. Сейчас Circuit de Monaco входит в календарь почти всех престижных чемпионатов, включая Формулу 1, GP2 и другие.

Трасса в Монце: Быстрота и натиск

Самой быстрой по сей день считается трасса в Монце, в Италии. Создавалась она в начале 20-х годов для проведения Гран-При Италии. Причиной постройки автодрома стало сокрушительное поражение итальянцев от французов в гонке под Брешии. В 1921 году ни одна итальянская машина не пришла к финишу и все призовые места достались извечным соперникам южной нации. Чтобы в будущем не допустить такого позора, потребовалась хорошая скоростная трасса, где гоночные «Альфа-Ромео» могли раскрыть свой потенциал. Только что пришедшее к власти партия Муссолини основательно вложилась в автоспорт. Председатель автомобильного клуба Милана сенатор Сильвио Креспи совместно с назначенным директором полигона Артуро Мерцанти нашли место в парке Монца. За основу трассы брался проект американского трека в Индианаполисе. Чтобы не нарушить исторический ландшафт, дороги прокладывались по уже существующим проездам. Строителям удалось добиться минимальной вырубки леса.

Уже в 1922 году первый вариант трассы был введен в эксплуатацию. Ее длина составляла 14 км. Монца действительно оказалась самой скоростной в Европе. Болиды неслись здесь свыше 200 км/ч. Начались аварии. Многие пилоты закончили в Монце свои дни, однако, Италия вышла в лидеры автоспорта и утерла нос не только французам, но и немцам. В Монце блистал инженер Энцо Феррари и крепла слава его машин.

Между тем, ввиду требований по безопасности в 1938—39 гг. потребовалась реконструкция полигона. Из-за большой протяженности спасатели не всегда успевали к пострадавшим. Длину трека сократили до 6,3 км. Были построены трибуна на 2 тыс. мест, бетонная ограда и 30 боксов для технических служб.

Трасса в Монце до сих пор считается самой быстрой в Формуле 1. 25 августа 2005 г. во время тестовых заездов пилот Хуан-Пабло Монтойя на McLaren установил рекорд скорости для Формулы 1 в 372,6 км/ч. Здесь же зафиксированы и самые большие перегрузки в 5g, которые испытывает пилот при торможении с 300 км/ч до 80 км/ч.

Монцу любят механики и инженеры, потому как гонки здесь выигрывают именно инженеры, а не пилоты. В Монце много прямиков, где главенствующую роль играют двигатели, аэродинамика и настройки подвески. От того, как потрудятся механики и техники зависит исход Гран-При.

Трасса Сильверстоун: Гудеть, как самолет

Трасса Сильверстоун в Великобритании имеет сильный оттенок милитаризма. Поражают ее большие пространства и гул двигателей, разносящийся по равнинам на многие километры. Во время войны на аэродроме в Сильверстоуне базировались воздушные армии США и Англии. Сотни стратегических 4-моторных бомбардировщиков взлетали отсюда по направлению к вражеским берегам, чтобы добиться для своих создателей гегемонии в Европе. Теперь же борьба за лидерство между европейскими нациями ведется на самой земле Сильверстоуна.

В 1948 году, когда американцы увели свои армии за океан, королевский автомобильный клуб подыскивал место для организации автодрома. Сильверстоун подходил как нельзя лучше. Отличные бетонные полосы с ровной заливкой могли принимать любые скоростные автомобили. Первые соревнования прошли здесь уже в 1948 году прямо на стартовых полосах аэродрома среди самолетов, бочек с горючим и среди иного военного скарба. Трасса имела вид песочных часов и позволяла развивать сравнительно высокие скорости. Первое Гран-При Великобритании состоялось уже в 1950 году. В этом же году на Сильверстоуне прошли и соревнования только что созданной Формулы 1. «Королевские» гонки удостоились внимания самого короля Георга VI и королевы Елизавета. Это был первый и единственный раз в истории Сильверстоуна.

Сейчас, конфигурация трассы изменилась. Она проложена вне бетонных полос аэродрома и пролегает по бывшим вспомогательным рулежным авиадорожкам. Лишь на некоторых скоростных участках она заходит на бывшие «бетонки». Такая конфигурация показалась более интересной для гонщиков и для технических служб. Длина скоростного кольца Формулы 1 никогда не превышала 6 км. и пролегала очень компактно, с тем условием, чтобы маршалы могли достигнуть любого ее конца в течение нескольких минут. Ширина трассы составляет 13 м., что открывает большие возможности для обгонов.

Трасса в Индианаполисе: Мощь и зрелищность

История автомобильных треков США развивалась по иному пути. За океаном сразу не прижились длинные «европейские» прямики. Никто не хотел смотреть, как вереницы машин, растянувшиеся по 14-километровой дороге среди сельских равнин, распугивают кур. Американцам нужна зрелищность, мощь и демонстрация превосходства. Индианаполис в начале 20 века считался столицей автомобильной промышленности Америки. И именно здесь в 1908 году консорциум автопроизводителей совместно с Американской автомобильной ассоциацией ААА постановил создать гигантский овальный полигон длиной в 2,5 мили для испытаний спорткаров. Очень быстро испытания переросли в полноценные соревнования, и Indianapolis Motor Speedway положил начало самой легендарной гонке Америки «500 миль Индианаполиса».

«Инди-500» были проведены впервые в 1908 году. Тогда, 30 мая, в День Поминовения прозвучала команда «Джентльмены! Заводите моторы!», которая с тех пор произносится, как девиз и напутствие перед каждыми соревнованиями. Во время 500-мильных гонок участникам необходимо преодолеть 200 кругов (500 миль или 804 км). В 1908 году победитель гонок Рей Харрун на автомобиле Marmon Model 32 прошел этот путь за 6 часов 42 мин и 8 сек. Сто лет спустя 30 мая 2008 г. англичанин Дэн Уэлдон на спорткаре Dallara / Honda потратил на 500-мильную дистанцию 2 ч. 56. мин и 11 сек.

Первоначально трек был грунтовым, но очень быстро его покрыли специальной красной плиткой, из-за чего он получил прозвище «Старая Кирпичница» Brickyard. Сейчас трек имеет бетонное покрытие, однако на старте и на финише остались фрагменты старой «кирпичницы», которую свято чтут. Традиции для Америки важны. За минувшее столетие трек разросся. Теперь он вмещает до 400 тыс. зрителей, что делает овал в Индианаполисе самым большим автодромом в мире.

Трасса в Нюрбургринге: Пытка для пилота

Пожалуй, самая известная в России трасса это немецкая «Северная петля» в Нюрбургринге (Nürburgring). Старый автодром хоть и перестал использоваться для автогонок высшего класса, но его значение не утратилось. Исторический Нюрбургринге остается столь же культовым объектом, как и полвека назад.

Строительство автодрома началось в 1927 году в горах Айфель, приблизительно в 70 км. к югу от Кельна по протекции властей федеральной земли Рейнланд-Пфальц, намеревающихся привлечь в свой отдаленный и заброшенный регион туристов со всего света. Изначально ставка делалась на то, что подобной трассы не будет ни у кого в мире. Перепады высот на холмах вокруг Нюрбурга достигали 300 м, из-за чего многие повороты на Нюрбургринге оказались «закрытыми», то есть не просматриваемыми. Приходилось гонщикам лететь в безызвестность на скорости в 200 км/ч. При длине маршрута в 28 км. гонка на «Северной петле» превращалась в пытку для пилотов.

После прихода к власти нацистов, трасса приобрела идеологическое значение. Здесь ковались автомобильные победы Германии. Их острие направлялось против триумфального шествия итальянцев. До сих пор памятна гонка 1935 года, где Auto Union и Daimler-Benz бросили вызов итальянским Alfa Romeo 8C Tipo B. На трибунах присутствовало около 200 тысяч зрителей, включая и высшее руководство Германии. Гитлеру не терпелось умыть Муссолини.

В итальянской команде присутствовал сам Энцо Феррари, руководивший техниками Alfa Romeo. Но немецкие машины были мощнее. Манфред фон Браухич на Daimler-Benz захватил лидерство и шел намного впереди итальянца Тацио Нуволари. Но на финишной прямой у него лопнуло колесо. Первым под гробовое молчание публики линию пересек итальянец Тацио Нуволари на красной «Альфе».

С 1951 года в Нюрбургринге утвердилась и Формула 1. Однако большая протяженность «Северной петли» мешала контролю над гонкой и не позволяла техникам и спасателям вовремя прибыть к местам аварий. Тем самым, в 1981 году на Нюрбургринге появились малые кольца, в том числе GP-Strecke для Формулы 1.

Старая трасса используется сейчас для гонок на выносливость, а так же для настроек и испытаний серийных машин большой немецкой тройки. Считается, что если машина выдержит гонку на полной скорости по старому кольцу Нюрбургринге, то ей уже ничего не страшно.

Трасса в Бикерниеки: Коллективизм и упорство

Культовая трасса СССР это конечно же рижский автодром Бикерниеки. Трасса принимала как отечественные аналоги Формулы 3, то есть соревнования автомобилей с открытыми колесами, так и гонки кузовных машин, к примеру, «Янтарные Волги», сделавшие славу Бикерниеки в 60-70-х годах.

Несмотря на то, что руководство СССР отдавало автоспорту не слишком большое значение, в стране существовали группы энтузиастов, влюбленных в кольцевые гонки. Кучковались они вокруг ДОСААФ и опирались на крупные предприятия, в основном оборонного характера.

Инициативу по созданию трассы проявили мотогонщики Эдуард Киопе и Карлис Ошиньш. Изначально трасса задумывалась, как мотоциклетная. Поэтому для нее был выбран лес недалеко от Риги, который должен был защищать гонщиков от боковых порывов ветра. Однако в 1962 г. при поддержке Министерства автомобильного транспорта Латвийской ССР инженеры под руководством Петериса Дзениса решились проектировать смешанный автодром, который смог бы принимать соревнования любого уровня.

Строилась трасса в Бикерниеки, как принято, «всем миром». Многие работы выполнялись коллективно и вручную. Сами гонщики, студенты Рижского политехнического института. члены Центрального автомотоклуба и даже работники Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог, осушали болото, своими руками рубили деревья и укладывали несколько слоев дорожного покрытия. Совместный труд сплачивал автоспортивное сообщество СССР.

В Бикерниеки было построено три кольца. «Кольцо мастерства» шириной 8 м. и длинной в 3580 м. предназначалось для мотогонок . Оно имело 12 правых и 9 левых поворотов. «Скоростное кольцо» было шире на 2 м. и чуть длиннее ( 3662 м.). Здесь выступали автомобили. При соединении двух колец получалась третья трасса длиной 5495 м, которая использовалась для мотоциклетных заездов.

Уже к осени 1965 г. была начата укладка асфальта на «Кольце мастерства», а в июле 1966 года в Бикерниеки прошли первые автомобильные соревнования «Янтарная Волга».

В этом же году погиб эстонский гонщик Антс Сейлер на последнем повороте «Скоростного кольца». Этот поворот был назван его именем. В 1968 году в Бикерниеки состоялись этапы Кубка Дружбы социалистических стран на аналогах Формулы 3.

Вообще автодром в Бикерниеки имел неплохой потенциал для развития. В 1984 г. трасса прошла серьезную модернизацию по требованиям FIA. Вдоль периметра были установлены бетонные отбойники с сетчатыми заборами, построены зоны экстренного торможения за поворотами, установлены электронные табло. В конце 80-х автодром Бикерниеки принимал гостей из западных стран.

Всего в 1966-1991 гг. в Бикерниеки прошло 42 этапа чемпионатов автоспорта СССР, как для автомобилей с открытыми колесами, так и для кузовных серий, а так же 7 этапов кубка Дружбы социалистических стран.

После распада СССР трасса пришла в запустение и уже не отвечает требованиям по безопасности. В России появились два других автодрома, которые уже стали легендарными, а именно Moscow Raceway и автодром в Сочи. Но это уже другая история.