Политика губит НБА? Почему рухнули рейтинги главной баскетбольной лиги мира

Телевизионный рейтинг финала НБА обрушился в два раза по сравнению с прошлым сезоном. «Советский спорт» разбирался в причинах такого крутого падения.
news

– Количество зрителей последнего матча финальной серии упало на 70 процентов, уступив рядовой игре НФЛ. Может, в Китае НБА и смотрели, но я сомневаюсь. Сейчас к ней абсолютно нет интереса, – писал Дональд Трамп в твиттере, явно радуясь такому провалу.

И, кстати, он прав. Хотя действующий (пока еще действующий) президент США предсказывал подобное развитие событий задолго до решающих игр. Еще в начале сентября. Намекая на то, что игроки НБА своими резкими политическими заявлениями и чрезмерной активностью на волне движения BLM отворачивают от себя простых зрителей и болельщиков.

– Людям надоело смотреть крайне политизированную лигу. Рейтинги стремительно падают и они не вернутся к прежним показателям. Надеюсь, в футболе и бейсболе это видят и сделают выводы, ведь с ними может произойти то же самое, – заявлял Трамп.

Так что случилось на самом деле? И прав ли Дональд в своих оценках?

По данным «SportsMediaWatch»,6-матчевая финальная серия НБА между «Лейкерс» и «Майами» собрала на 49 процентов меньше телезрителей, чем прошлогодний финал «Торонто» - «Голден Стейт»: 7,48 миллионов человек в этом году против 15,26 миллионов в прошлом. Более того, финал-2020 с легкостью перебил антирекорд лиги, державшийся с 2007 года – серию «Сан-Антонио» – «Кливленд» по телевизору смотрело 9,29 миллионов зрителей.

В сильном минусе и весь плей-офф НБА – отток аудитории по сравнению с прошлым сезоном составил 37 процентов. При этом нельзя сказать, что причина одна. На самом деле, здесь целый комплекс проблем, которые вполне могут превратить разовый спад в тенденцию.

1. РАССЕИВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ МЕЖДУ РАЗНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА 

В связи с приостановкой сезона почти во всех видах спорта, сместился календарь во многих американских лигах.  Финал НБА был вынужден соперничать за зрительский интерес с матчами Национальной Футбольной Лиги, а также с плей-офф бейсбольной МЛБ. До сих пор довольно большую долю зрителей занимают случайные болельщики, которым все равно, какой именно спорт смотреть. При многообразии событий зритель рассеивается, и страдает здесь не только НБА. Рейтинги просели почти у всех ключевых событий в Америке. Финал Кубка Стэнли посмотрели на 61 процент меньше зрителей, чем в прошлом году. Финальный раунд Открытого чемпионата США по гольфу – на 56 процентов, турнир в целом – на 42. Теннисный USOpen – на 45, регулярку МЛБ (главная лига бейсбола) – на 26. При этом более-менее существенный прирост показали только финал женской НБА (плюс 15 процентов) и рядовые турниры гольф-тура PGA (плюс 17 процентов).

2. ОБЩЕЕ СНИЖЕНИЕ ТЕЛЕАУДИТОРИИ

Количество людей с включенными телевизорами во время финала НБА снизилось на 9 процентов по сравнению с прошлым годом. Все большее количество болельщиков переходит на стриминговые платформы и смотрит спорт через интернет, а приведенная выше статистика не учитывает показ матчей на платформе ESPNplus. Индустрия кабельного телевидения в США сильно отличается от нашей системы и пользуется там гораздо большей популярностью, но сейчас у нее появился очень мощный конкурент. Потребитель все больше переходит на развлекательный контент, благодаря пандемии выручка Netflix и других подобных сервисов выросла в десятки раз, а это также сильно бьет по количеству телезрителей и у спортивных событий, и у кабельного ТВ вообще.

3. ОСОБЕННОСТИ «ПУЗЫРЯ» В ОРЛАНДО

Проведение всех игр после рестарта в одном месте (а именно — в Орландо) привело к изменению времени начала игр. Многие игры проводились в будние дни в полдень по времени Восточного побережья. Несмотря на то, что многие люди перешли на работу из дома, это не позволило им потреблять спортивный контент в столь раннее время.

4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

И, все-таки, без политики никуда.

Исследования маркетинговой компании Nielsen показали, что американское население сейчас больше сосредоточено на новостях пандемии и выборах президента страны. Аудитория информационных программ, проходящих в одно время с финалом НБА, выросла на 78 процентов по сравнению с аналогичными данными прошлого года. Американцы находятся на пороге важных изменений в жизни страны, поэтому баскетбол и другой спорт отходит для них на второй план.

Другим важным социальным фактором является движение BlackLivesMatter. Огромные надписи на паркете, лозунги «Я не могу дышать» и «Произносите их имена» на майках игроков — все это отворачивало часть аудитории, желающей расслабиться за просмотром баскетбола и отвлечься от протестов и беспорядков, происходящих за окном. Между тем, расовое распределение зрителей НБА практически не изменилось по сравнению с прошлыми годами — 45 процентов аудитории составляет белое население.

Все это накладывается на выступление баскетбольных личностей за пределами площадки. Так, в этом году главным соперником Леброна Джеймса был не Джимми Батлер или Кавай Ленард, а тот самый Дональд Трамп. Конечно, не обязательно поддерживать заявление журналистки Fox News Лауры Ингрэхем о том, что Леброну следует «заткнуться и стучать мячом, а не рассуждать о политике» –  в конце концов, каждый гражданин имеет право быть услышанным. Однако, когда политика начинает залезать на территорию спорта, когда социальные лозунги с футболок Джеймса, в которых он приезжает на матч, обсуждают больше, чем его показатели на площадке, это заставляет задуматься, все ли в порядке в индустрии спорта? Сложно судить, насколько сильно все это сказалось на падениях рейтингов НБА (учитывая приведенные выше факторы). Но с Трампсом все же стоит согласиться – в определенной мере сказалось. Возможно, даже очень серьезно.

Новости. Баскетбол