«Ввели новую должность – ковид-менеджер». Интервью с гендиректором «Зенита»

В интервью «Советскому спорту» генеральный директор «Зенита» Александр Церковный рассказал о развитии и достижениях клуба.
news

Привилегии «Зенита»

– Последние матчи «Зенит» проводит со зрителями, но перед Новым годом возник и казус – болельщики у дверей  арены узнали, что решение о допуске на трибуны отменено.
– Это случилось, когда в Петербурге, наверное, был пик  заболеваемости, поэтому даже такое решение стало ожидаемым.  Но при пустых трибунах мы сыграли только два матча. Потом допуск зрителей разрешили, пусть и десять процентов от вместимости. Конечно, обидно, что матчи Евролиги смотрели в Сибур-Арене меньше тысячи человек, хочется всегда играть в полном зале. Но в данном случае стоит порадоваться хотя бы этому. «Зенит» и так находится в привилегированном положении.

– То есть?
– Мы одни из всего нескольких в Европе, кто выступает  при каком-то количестве зрителей. Большинство команд Евролиги весь сезон играют дома перед пустыми трибунами. Мы в Петербурге, по мере улучшения эпидемиологической ситуации, видим движение навстречу. Строго соблюдали все антиковидные правила и уже получили разрешение с 31 января заполнять зал на 25 процентов.

– Обыватель не знает, что стоит клубу получить разрешение о допуске болельщиков на арену. Давайте расскажем.
– В клубе есть внутренний регламент безопасности, который строго соблюдается, о чем постоянно извещается Роспотребнадзор. Там видят, что «Зенит» – организация, которая играет по правилам. Для соблюдения требований и повышения мер мы привлекли дополнительные кадры, для контроля на арене всех зон, где находятся люди. Кроме того, у нас есть специальный сотрудник.

– Как называется?
– «Ковид-менеджер», который на матчах отвечает за обеспечение всех требований регламента. У этого менеджера огромный объем работы, которая ошибок не допускает. Это касается и обеспечения безопасности на арене, и контроля за соблюдением правил соперниками, и контроль за нашей командой во время выездов. Одна ошибка, например, не сделанный вовремя тест, может повлечь за собой потерю ключевого игрока или вообще вспышку заболеваемости.

– Осенью «Зенит»  побывал на карантине. Какие выводы из этого можно сделать?
– Все меры, принимаемые властями, абсолютно разумны и обоснованы. Но даже при строгих мерах можно последствия эпидемии только минимизировать, а не исключить. У  нас в «Зените» ситуация спокойная. Переболели осенью почти все, у всех есть антитела, поэтому есть и гарантия, что хотя бы до конца сезона мы обойдемся без новых заражений и будем располагать полным составом.

Учимся у «Жальгириса» и клубов НБА

– Как относитесь к уже начавшейся и среди спортсменов вакцинации?
– Наши баскетболисты ежегодно делают прививку от гриппа. Прививаться от коронавируса нам пока нет необходимости, с учетом наличия антител. А на будущее – посмотрим.

– Вы отметили игру при пустых трибунах  в гостевых матчах Евролиги. Насколько это «Зениту» помогло?
– Конечно, когда соперник лишен привычной поддержки, играть легче. Особенно это заметно на выезде против «Жальгириса», «Маккаби», турецких команд – в странах, где болельщики поддерживают своих особенно горячо. Наше место в лидерах по гостевым победам в Евролиге вызвано думаю, в том числе и пустыми трибунами, это помогло. Но не определяющий фактор. Главное заслуга – игра команд. Вообще,  для «Зенита» тема расширения болельщицкой аудитории и увеличения посещаемости очень актуальны. Мы много занимаемся этим вопросом, формируем лояльный к «Зениту» социум, изучаем и опыт НБА.

– Но применим ли он в российских условиях?
– А как можно игнорировать опыт родоначальников баскетбола, тех, кто первым превратил баскетбол в большой бизнес и шоу? Уверен, многие европейские клубы с большой историей тоже американский опыт использовали. Но обращаем внимание и на тех, кто поближе, в первую очередь – на соседей. Для нас ближайший сосед – «Жальгирис».

Как выйти из тени футбола и заслужить внимание болельщиков

– ... который – команда  номер один в Литве. А вы два года назад говорили, что узнаваемость «Зенита» в Петербурге еще не особо видна. За это время ситуация поменялась?
– В цифрах сейчас на этот вопрос ответить невозможно. Потому что из-за пандемии мы продаем маленький процент билетов, но уверен, что на январских матчах Евролиги, с «Анадолу Эфес» и тем же «Жальгирисом», были бы аншлаги. Улучшение спортивного результата тоже влияет на посещаемость. А в Единой Лиге ВТБ у «Зенита» в последние два сезона посещаемость на втором месте. Конечно, за два последних года популярность нашего клуба выросла. Это заметно и по упоминаниям «Зенита» в СМИ, по частоте цитат, связанных с клубом. Наверное, на данный момент «Зенит» входит в тройку самых часто упоминаемых в СМИ клубов.

– Насколько этому способствует название?
– Конечно, бренд «Зенита» помогает. Наверное,  баскетбольный клуб сразу же получил какую-то часть болельщиков из футбола. В Петербурге же есть люди, которые болеют за весь «Зенит», за все клубы с этим названием. Оно и к нам формирует соответствующее отношение. Когда представляешь бренд с давней и успешной историей, это сразу подразумевает уважение, клуб воспринимается как серьезный проект, у которого есть будущее. Просто так никого «Зенитом» не назовут.

– С другой стороны, в Петербурге он в первую очередь ассоциируется с футболом.
– Думаю, так и дальше будет. Сомневаюсь, что в обозримом будущем соотношение футбольных болельщиков и баскетбольных заметно поменяется. Но баскетбольный «Зенит» - молодой клуб, мы только в начале пути, недавно перешагнули пятилетней барьер. Хотя перспективы расширения аудитории – на поверхности. Через дорогу от нас стоит 60-тысячная «Газпром-Арена». Если даже каждый десятый ее посетитель придет на баскетбол, у нас будет аншлаг. Но для этого предстоит еще поработать – такую аудиторию надо заслужить, внимание болельщика завоевать.

О баскетболе в школах

– Как формируется лояльная аудитория клуба?
– Мы продолжаем строить вертикаль – от младшего возраста. Кроме Академии, сотрудничаем со спортивными и общеобразовательными школами, гимназиями и Вузами, в студенческой и детской Лиге выставляем совместные команды. В школах из восьми районов Санкт-Петербурга уже работают отделения баскетбола «Зенита» начальной подготовки. Ведь если мальчишки болеют за футбольный «Зенит», то хотят к нему быть ближе – наверное, во дворе играют в зенитовской экипировке. Наша задача – чтобы среди играющих в баскетбол тоже появлялось как можно больше ребят в форме «Зенита».

– Насколько внимательно клуб контролирует работу своих отделений в школах?
– Это сотрудничество – не тот случай, когда детей одели в зенитовскую форму и не знают, чем они занимаются. Нет. У нас все серьезно. Мы разработали трехлетнюю программу начальной подготовки на основе федеральных стандартов подготовки спортивного резерва. В «Зените» есть методист, который работу тренеров в отделениях контролирует, проводятся мастер-классы. А тренеры в этих отделениях работают в «Зените» на внештатной основе и получают зарплату в клубе.

– Каким критериям должна отвечать школа для открытия зенитовского отделения?
– Наличие элементарных условий – хороший зал с двумя щитами и тренер-преподаватель, который увлечен баскетболом. Он развивается там, где есть соответствующая среда.

– Вы отмечали отличие баскетбольных болельщиков от футбольных и хоккейных. В чем главное отличие?
– Наша аудитория – молодежь и молодые семьи. В эту аудиторию и надо в первую очередь вкладываться.

Спортивного директора искали несколько лет

– Переместимся на площадку. Результаты «Зенита» в Евролиге  удивляют даже специалистов.  Задачи на сезон пришлось пересматривать?
– Выиграть Евролигу нас еще не обязывали. (Улыбается) Пока у  есть только промежуточный результат. Да, он повыше ожидаемого, но «Зенит» пока не на том уровне, чтобы говорить о пересмотре задач. В Единой Лиге ВТБ тоже пройдена только половина пути. Из 12 матчей мы выиграли 11, но и там самые сложные матчи еще впереди.

– В чем «Зенит» изменился за полтора сезона в Евролиге?
– Клуб вырос во всех аспектах, новые требования подразумевают более высокие стандарты. Это касается в том числе и организационного процесса – регулярные выезды, увеличение количества матчей, в этих условиях нужно обеспечивать максимальное качество работы во всех направлениях. И конечно, уровень соперников. Теперь против сильных команд «Зенит» играет намного чаще, чем раньше. Что так же поднимает планку требований.

– Какую причину можно выделить в прогрессе результатов в Евролиге?
– В прошлом сезоне мы получили wild card в последний момент – играть готовились в Еврокубке и состав на 80 процентов был уже сформирован для него. Перед этим сезоном мы уже целенаправленно комплектовали команду под Евролигу , в рамках выделенного бюджета. Очень хорошо получается тренерская работа у Хавьера Паскуале. Большое усиление удалось сделать и в мененджменте клуба. Наш спортивный директор Манос Пападопулос – один из самых титулованных функционеров в Европе, отработал в «Панатинаикосе» больше 30 лет, при Маносе клуб шесть раз выигрывал Евролигу! Пападопулос открыл баскетбольному мира великого тренера Желько Обрадовича, школу Пападопулоса прошел нынешний тренер ЦСКА Димитрис Итудис. Перед назначением спортивного директора у нас эта должность долго оставалась вакантной, мы искали специалиста с большим международным опытом.

– Хоть результаты «Зенита» пока и промежуточны, но как все-таки назвать их главную причину?
– В дополнение к хорошему подбору игроков удалось создать благоприятную для побед атмосферу. Это – заслуга тренерского штаба. Бывает, что сильный состав не реализует свой потенциал, а у нас Хавьером Паскуалем сложилась именно команда.

Новости. Баскетбол