V4x3 l 1431246596787

Уходящий 2014 год в целом стал годом разочарований для футбольного Петербурга, но главный повод для оптимизма – всего 16 месяцев остается до открытия в городе на Неве лучшего в России футбольного стадиона.

2014-й стал для футбольного Петербурга годом перемен. В «Зените» закончилось продолжительное владычество Лучано Спаллетти, на смену итальянскому тренерскому штабу пришел португальский, а одной из последних новостей стало назначение исполняющим обязанности спортивного директора голландца Хенка ван Стее, который несколько лет управлял клубной академией.

Главный клуб города второй год подряд остался без трофеев, и третьи в российской истории серебряные медали – слабое утешение. Финиш чемпионата смазан безобразной и позорной историей на матче «Зенит» ‒ «Динамо», которая наложила отпечаток на всю первую половину следующего сезона, обеспечив в Питере худшую посещаемость за десять лет.

Лигу чемпионов снова, как год назад, хочется забыть – тогда хотя бы был дивиденд в виде вымученного выхода в плей-офф престижного турнира. К концу года у болельщиков и специалистов появилось разочарование от работы Андре Виллаш-Боаша, который еще в апреле казался прогрессивным и симпатичным тренером.

Вот и получается, что самым позитивным итогом стало то, что за последние 12 месяцев ударными темпами строился стадион на Крестовском острове, и большая часть работ позади. «Но какой ценой!» ‒ скажете вы. Очень большой, но деваться некуда, чемпионат мира на носу.

Стадион обойдется городу в возмутительную сумму из-за непрозрачности расходования средств (в этом году, кстати, был решен и этот вопрос), неоднократного изменения проекта и чехарды подрядчиков. Стадион в Питере стал символом коррупции в строительстве, хотя это далеко не единственный и даже не самый вопиющий пример в стране. Стоимость реконструкции тех же «Лужников» почему-то не вызывает хор возмущенных голосов. В мировой практике примеры неоправданно дорогих стадионов тоже есть. Например, в копеечку влетело строительство одной из главных арен Евро-2012 в Варшаве, поражающие воображение суммы были потрачены на центральный объект Олимпиады-76 в Монреале, хотя в Канаде денежные потоки вроде как умеют контролировать.

ПОЧЕМУ В ПЕТЕРБУРГЕ БУДЕТ ЛУЧШИЙ СТАДИОН

ПРИЧИНА ПЕРВАЯ: Самая большая посещаемость

После открытия арены на Крестовском «Зенит» получит возможность с отрывом лидировать по домашней посещаемости. Новые «Лужники» превзойдут стадион в Питере по вместимости, но кто там будет играть кроме сборной? «Спартак» и «Локомотив» уже обзавелись собственными аренами, ЦСКА близок к этому. В «Динамо» тоже, наверное, когда-нибудь что-нибудь построят, пределом мечтаний «Торпедо» остается возвращение на родной уютный стадион имени Стрельцова на постоянной основе.

В «Лужниках» будут проходить матчи сборной и финалы крупных турниров, а в Петербурге впору задаться амбициозной целью поднять планку средней посещаемости хотя бы до 50 тысяч, а лучше – за 60 тысяч, что позволит ему стать такой же европейской футбольной меккой, как Дортмунд, Мюнхен, Барселона, Милан или Манчестер. Потенциал у города и клуба для этого есть. В конце концов, абсолютный рекорд посещаемости матчей в СССР – 110 тысяч зрителей – был установлен именно в Ленинграде на матчах «Зенита» в 1959 году.

ПРИЧИНА ВТОРАЯ: Высокие технологии

Раздвижная крыша, выкатное поле, собственный микроклимат внутри чаши стадиона – ничего подобного в России еще не было. Более того, даже те стадионы, которые строятся в стране сейчас, или уже приняли футбольных болельщиков в этом году, как «Казань-Арена» и «Открытие-Арена», значительно проще по «начинке». Стадион в Петербурге будет оставаться эксклюзивным еще много лет после сдачи в эксплуатацию. Особенно поражают заверения генподрядчика в том, что зимой внутри стадиона можно будет обеспечить температуру воздуха хоть +20 градусов. Что ж, остается надеяться, что все системы будут функционировать именно так, как задумано.

ПРИЧИНА ТРЕТЬЯ: Стадион на Крестовском станет домом «Зенита»

Будем надеяться, что проблемы со зрителями, которые внезапно возникли в уходящем году, в нем и останутся. Количество желающих попасть на футбол в Питере неизменно велико за счет объективных обстоятельств: свыше пяти миллионов жителей, значительная часть которых переживает за один клуб. Ни «Динамо», ни «Тосно», ни другие появляющиеся и исчезающие футбольные проекты не в состоянии конкурировать с «Зенитом». Девиз «Один город – одна команда» по-прежнему актуален, хотя любопытно, что изменится, если тот же «Тосно» сумеет выйти в премьер-лигу.

Поддержка «Газпрома» и сам внушительный перечень спонсоров из всех российских клубов означает, что финансирование «Зенита» в ближайшие годы если и снизится, то незначительно. Экономические потрясения «Зениту» не грозят. Куда важнее – как рациональнее использовать вложенные в команду средства, но это тема для отдельного разговора.

То, что хозяйничать на новой арене, как бы она ни называлась, будет именно «Зенит», означает, что на Крестовском острове неизменно будет вестись борьба за титулы, сюда будут регулярно приезжать большие клубы, участники Лиги чемпионов и Лиги Европы, а значит, он обеспечит Петербургу статус футбольной столицы, о котором так любят рассуждать в одноименной ТВ-передаче Геннадия Орлова на «НТВ-Петербург».

ЧТО МОЖЕТ ПОМЕШАТЬ

Радужная картинка, нарисованная выше, может на деле оказаться всего лишь манящей перспективой Нью-Васюков, которую открывал перед наивной публикой Остап Бендер, если скажутся следующие факторы.

Износ конструкций из-за долгого строительства

Подрядчик и заказчик в унисон уверяют, что проблемы не будет, но тревожные звоночки уже были во время инспекций, когда гости обращали внимание на коррозию отдельных конструкций. Все-таки, если стадион будет сдан в срок весной 2016 года, общее время его возведения составит долгие девять лет. В 2007 году проект выглядел суперсовременным. Как-то будет в 2016-м?

Проблема доступности

Место строительства новой арены историческое. Здесь располагался легендарный стадион имени Кирова, но в годы расцвета интереса к футболу в Ленинграде транспортная обстановка была куда проще. Когда-то считалось нормой, что болельщик сначала должен доехать до станции метро «Петроградская», оттуда на автобусах и трамваях добираться на Крестовский остров и потом долго идти пешком через парк, но нынче времена другие. Путь от метро «Крестовский остров» до стройки сегодня занимает где-то полчаса. Поскольку западная часть Крестовского острова отведена под парк, там нет и не будет развитой сети автомобильных дорог. Не будет и съезда к стадиону с Западного Скоростного Диаметра. Как ответил на мой вопрос об этом губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, если делать развязку, скоростной диаметр перестанет быть скоростным.

Если со сроками сдачи стадиона ясность появилась, этого не скажешь о проекте новой станции метро «Новокрестовская» – ни тоннель, ни вестибюль еще даже не начали строить, хотя и заявляется, что станция распахнет двери в 2017 году. Новость, что, как и «Спортивная» в дни футбола на «Петровском», новая станция будет закрыта на вход после окончания матчей, радости не прибавляет. Есть сомнения и по поводу того, хватит ли всем желающим парковочных мест. Зато город рассматривает проекты альтернативных способов попасть на стадион – пешеходный мост и даже канатную дорогу.

Сложность в эксплуатации

Раз стадион в Питере станет уникальным объектом, неизвестно, какие трудности могут возникнуть в процессе его эксплуатации. Все ли нормально будет с выкатным полем? Не возникнет ли проблем с крышей? Даже в технологичной Германии на «Фелтинс-Арене», где играет «Шальке», бывали ЧП с кровлей – например, когда ее секции обваливались под напором снега. Стадион в Питере, кстати, очень похож на арену в Гельзенкирхене. Руководители стройки уверяют, что все тщательно продумано, и подобный форс-мажор исключен.

Поведение фанатов

Так называемый фанатский вираж «Петровского» – это около пяти тысяч человек. Гордость и беда Петербурга. От поддержки «Зенита» фанатами порой дух захватывает, но сколько проблем они уже принесли клубу – вплоть до сорванных матчей! На новом стадионе активных болельщиков будет значительно больше. На новом месте нынешний вираж разрастется где-то втрое, если, конечно, не будет ликвидирован за очередную провинность. Пока, по словам гендиректора «Зенита» Максима Митрофанова, клуб не хочет таких радикальных мер, и фанаты на новой арене должны быть. Ультрас совершенно не собираются полностью отказываться от использования пиротехники – стикеры, сообщающие об этом, расклеены по всему Питеру – но под крышей последствия от зажигательных акций могут быть куда серьезнее.

Цены на билеты

Средняя цена билета на «Петровском» – самая высокая в премьер-лиге. Спрос определяет предложение. Стадион слишком мал для огромного Питера. Посещаемость на новом месте будет выше, а значит, и билеты могут стать доступнее, но представители клуба и города уже давали понять – не стоит ждать ощутимого падения цен. Разумеется, на таком дорогом стадионе постараются как можно больше зарабатывать, а расходы на эксплуатацию арены тоже будут несравнимо выше, чем на «Петровском».

Разделение ответственности между городом и «Зенитом»

Ожидается, что новый стадион, который – повторяю в миллионный раз – не принадлежит «Зениту» и к строительству которого клуб не имеет почти никакого отношения, будет отдан в управление сине-бело-голубым. Вопрос, правда, еще не решен – схемы могут быть разные. После введения арены в строй между «Зенитом» и владельцем стадиона – администрацией Петербурга – логично ждать споров о сферах ответственности. Наверное, это наименьшая проблема, но, например, только полная передача «Петровского» в управление «Зениту» позволила решить проблему с качеством поля на стадионе, которое прежде вызывало массу нареканий, а теперь лучшее в стране.

Источник фотографий в тексте - SkyscraperCity.com.

Теги
Связанные материалы: