«У Кокорина однозначно плохой имидж». Интервью с пресс-секретарем Кевина Кураньи
Как отыграть пять лет в клубе, раздираемом скандалами, внутренними противоречиями и кадровыми перестановками, и остаться при этом человеком с безупречной репутацией? Ответ на этот вопрос знает пресс-секретарь Кевина Кураньи, соучредитель пиар-агентства Spirit Kommunikation Юрген Кнаппенбергер, который поделился с Sovsport.ru секретом успеха бывшего нападающего «Динамо» (часть интервью – в свежем номере еженедельника «Совспорт/Футбол»).
За последние 5
лет «Динамо» покинули полсотни
футболистов: люди, оставившие яркий след в истории клуба; игроки сборных;
любимчики болельщиков; собственные воспитанники. Однако торжественных проводов
удостоился лишь один из них – Кевин
Кураньи.
- Из всех ушедших
жалею о Кураньи, - говорил бывший спортдир динамовцев Гурам Аджоев,
отвечая на вопрос о 23 игроках, ставших свободными агентами за два года его
работы в клубе. – Кевин - один из тех, на ком держался климат в команде.
Редкий случай,
когда к футболисту относятся с таким теплом. А уж тем более к
высокооплачиваемому легионеру. Никто ведь и не вспоминает, что Кураньи получал
одну из самых больших зарплат в чемпионате.
А как насчет голевой засухи форварда в 2012-м? Наверняка ведь забыли?
Между прочим, тогда немец не мог поразить ворота на протяжении 11 матчей.
В памяти
останется другой Кураньи: забивной, бесконфликтный, дружелюбный. Лучший
нападающий «Динамо» последних пяти лет. Кажется, что Кевина любили все -
болельщики, одноклубники, соперники, руководители, журналисты. Но вряд ли
футболист сумел бы расположить к себе всех этих людей без содействия своего
пресс-секретаря Юргена Кнаппенбергера.
Юрген – один из
соучредителей пиар-агентства Spirit Kommunikation, которое помогает
футболистам правильно и плодотворно общаться со СМИ. Помимо Кураньи среди
клиентов агентства значатся капитан «Хоффенхайма» Андреас Бек, чемпион мира из «Ганновера»
Рон-Роберт Цилер, талантливый, но так и не получивший вызов в сборную России
Александр Меркель и многие другие.
О ТОМ, ЧТО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ SPIRIT KOMMUNIKATION
- В 2007-м мы с
коллегами Карстеном Майером и Ханной Клуве решили организовать свое агентство,
- рассказывает Кнаппенбергер. - Зачем? Мы начали замечать, что футболисты и
журналисты все больше отдаляются друг от друга, причем клубы активно
содействуют этому процессу. Назрела необходимость снова сблизить игроков и СМИ.
В этом мы видели нашу главную задачу, и сейчас, как мне кажется, мы ее неплохо
реализуем.
Если вам необходимо сделать интервью с нашим игроком, вы обращаетесь – и мы максимально быстро стараемся организовать беседу, предварительно уладив вопрос с пресс-службой клуба. Если вам нужна какая-то цитата игрока по той или иной теме, мы всегда оперативно помогаем. Агентство – связующее звено между клубом и журналистами и мы стараемся сделать все, чтобы обе стороны были довольны.
О ЗНАКОМСТВЕ С КУРАНЬИ
- Мы с Кевином
знаем друг друга еще с тех пор, как он играл за молодежную команду «Штутгарта»,
а я работал журналистом в Stuttgarter Nachrichten. Уже тогда мы неплохо ладили и получали от общения взаимную
выгоду. Я старался представить Кевина в положительном свете, рассказывая о нем
в своих заметках, а он сообщал мне о каких-то деталях из жизни команды: в каком
настроении тренер, кто из игроков в какой форме. Когда освещаешь в газете дела
конкретного клуба, лучше иметь проверенную информацию. Но Кевин ни в коей мере
не выносил сор из избы, он помогал лишь воссоздать общую картину.
О КОНФЛИКТЕ КУРАНЬИ И ЛЕВА
С Кевином мы
работаем с 2009-го. Он постоянно говорит о том, что мы слишком поздно появились
в его жизни. Иначе бы конфликт с Левом, повлекший его отлучение от сборной
Германии, не произошел бы вовсе. «В крайнем случае, уже на следующий день вы бы
все разрулили и спасли ситуацию», - это его слова.
Конфликт с Левом
назревал в течении нескольких месяцев. Половина команды подходила к Кевину и
говорила: «Это настоящий скандал, что тренер тебя не ставит в состав». Лев делал это умышленно, провоцировал. Как мы
могли повлиять на ту ситуацию? Мы бы подсказали Кевину, каким образом разрядить
обстановку. Возможно, надавили бы на Лева при помощи СМИ: я бы просто набрал
нескольким журналистам и попросил бы их написать о том, что Кураньи должен чаще
играть. Публичное давление – действенная штука.
Если бы конфликт
все равно случился, организовали бы встречу с Левом тет-а-тет, вместо того
чтобы говорить о проблеме публично. На следующий день после инцидента Кевин
собрал пресс-конференцию и сказал несколько глупостей, которые нашептали ему на
ухо люди из «Шальке». Кураньи окружали люди, которым было не так важно, что о
нем напишут СМИ и какое общественное мнение о нем сложится.
О ПРИНЦИПАХ РАБОТЫ С ФУТБОЛИСТАМИ
- Мы не будем
работать с игроками, которых надо уламывать и заставлять. Человек должен сам
осознать, насколько необходимо и полезно наладить контакт со СМИ. Он должен на
сто процентов доверять нам и прислушиваться к советам. Например, мы готовим
наших ребят ко всем возможным ситуациям, которые могут с ними случиться по ходу
общения с журналистами. «После игры тебя
наверняка спросят про этот инцидент с судьей. Будь готов, не дай себя застать
врасплох». И подсказываем, как лучше всего отреагировать. После этого они
намного увереннее в себе и не допускают оплошностей. Правило номер один: ни в
коем случае не критикуй на публике партнеров по команде или тренера – это
чревато последствиями.
Еще учим игрока,
чтобы он не врал. Если реально есть предложение от другого клуба, то лучше
ответить «к сожалению, не могу комментировать», чем «это неправда». Говори
правду, а если не можешь, пытайся отвечать как можно более дипломатично.
Кроме того, мы не работаем с неадекватами. Если игрок плох на поле, да еще и вне поля ведет себя как остолоп, с таким у нас точно ничего не выйдет. Таких людей практически невозможно представить в выгодном свете. Кевин – другое дело. Дело в том, что раньше у него был плохой имидж. Допустил по молодости несколько ошибок – и понеслось. Многие даже и не представляли, что Кевин такой симпатичный парень. Мы просто показали его таким, какой он есть. Мы знаем обо всем, что происходит в жизни Кевина и он всегда прислушивается к нашему мнению.
ОБ ОДНОМ ИЗ ГЛАВНЫХ ПРАВИЛ
- Свое истинное
лицо ты показываешь в дни поражений. Если твоя команда выиграла 4:0, то выйти
после игры к журналистам проще простого. Так может каждый. Но не всем хватает
духу объясниться после провального матча. В одной из игр Бундеслиги наш клиент
Марвин Платтенхардт, выступающий за «Герту», по сути, привез два гола в свои
ворота. Он взял себя в руки и остановился в микст-зоне, чтобы поговорить о
своих ошибках. Хотя, по его признаниям, решиться на это было очень непросто.
Другой наш
футболист, Юлиан Шибер из «Герты», не смог забить решающий пенальти в матче
Кубка. Но он вышел к журналистам и сказал: «Я облажался и прошу прощения».
Такие моменты очень важны в общении со СМИ. Игрока, способного признать свою
ошибку и извиниться, воспринимают совсем иначе. Такой игрок вызывает больше
уважения и доверия. О нем, вполне возможно, впредь будут писать с большей
симпатией, чем о том, кто сбежал от журналистов через черный ход стадиона.
О РОССИЙСКОМ ПЕРИОДЕ КУРАНЬИ
- Каждое наше
утро начиналось с чтения новостей о «Динамо». Мы знали, что пишет «Советский
спорт», «СЭ», «Чемпионат». Мы были в курсе всего, что говорят Кокорин, Габулов
и другие. Если какая-то из новостей касалось непосредственно Кевина, то
старались дать соответствующий комментарий в соцсетях или на официальном сайте.
Кто еще из
легионеров в чемпионате России с такой готовностью и регулярностью общался с
русскими СМИ, как это делал Кевин? Мне кажется, таких больше нет. Мы старались
сделать так, чтобы интервью Кевина в российских СМИ появлялись не реже, чем в
немецких. На официальном сайте были в одинаковой мере представлены материалы на
русском и на немецком. Все сообщения в фейсбуке также шли на двух языках. Чтобы
болельщики получили ощущение: ему это действительно важно. Все, что написано от
имени Кевина – его собственные мысли. Мы лишь содействовали ему в том, чтобы
донести эти мысли до общественности в лучшем виде.
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
- Поначалу был
очень удивлен, что в России публикуют такие длинные интервью. По объему раза в
четыре больше, чем в Германии. Еще поразило, что журналисты задают много
околофутбольных вопросов, желая раскрыть личность игрока. И мне это очень
понравилось. Некоторые из вопросов, которые вы задавали, мне даже в голову
никогда не приходили. Мы знакомы с Кевином 15 лет, но из каждого интервью
российским журналистам узнавал о нем что-то новое. Например, узнал о том, что
Кевин в детстве хотел стать водителем такси.
О ТОМ, ЧТО РУССКИЕ ФУТБОЛИСТЫ ДЕЛАЮТ НЕ ТАК
- У многих
русских игроков, как мне видится, совершенно неверное представление о том, что
такое СМИ и как они вообще работают. Игроки считают, что мнение журналиста,
которое расходится с их собственным, – необъективно и вообще не имеет права на
жизнь. Что они должны быть представлены в прессе такими, какими они сами себя
хотят видеть. При этом они убеждены, что могут обращаться с журналистами, как
им заблагорассудится. Между тем, отношения журналиста и футболиста ничем не
отличаются от обычных отношений, скажем, между партнерами по бизнесу. И
строиться они также должны на взаимном уважении.
Принцип прост: ты
дал - ты получил. Достаточно наивно полагать, что к тебе будут относиться
хорошо, если ты к кому-то относишься плохо. И даже если у тебя хорошие
отношения с журналистом, то ты все равно не защищен от критики. Это нормально,
и это надо просто принять.
- Что лучше: игнорировать прессу как Денисов или
говорить все, что приходит в голову, как Широков?
- Два экстремальных случая. Но я считаю, что говорить - в любом случае лучше, чем вообще игнорировать прессу.
О ТОМ, КАК ЗА 30 СЕКУНД ОБЪЯСНИТЬ ФУТБОЛИСТУ, ЗАЧЕМ ЕМУ ОБЩАТЬСЯ СО СМИ
- Тридцать
секунд? Можно и быстрее. Благодаря общению со СМИ ты можешь улучшить свой имидж,
поднять свою трансферную стоимость, попасть в лучшую команду и получить более
выгодный контракт.
- А теперь поподробнее.
- Чем чаще ты появляешься
в газетах, тем больше о тебе говорят и помнят. Удачное выступление за свою
команду – первостепенная задача для футболиста, но это не единственная
возможность показать товар лицом. Умелая работа со СМИ также может принести
дивиденды. Подыскивая нового игрока, менеджеры и скауты смотрят не только на
его футбольные качества. Помимо прочего, они изучают, как человек умеет подать
себя СМИ. «А парень-то не только как футболист хорош, но еще и правильные вещи
говорит, - рассуждает менеджер. - У него хороший имидж, он здорово подойдет
клубу».
Один из наших
клиентов очень сильно хотел играть в Бундеслиге, однако интерес к нему
проявляли только клубы из других чемпионатов. Одно из предложений было
настолько конкретным, что оставалось лишь поставить подпись в контракте. Но
игрок сомневался. И тогда мы решили, что попробуем еще один разок, самый
последний, поднять тему в прессе. Я позвонил знакомому журналисту, работавшему
на крупном интернет-портале, и предложил ему сделать интервью с нашим парнем. В
этом интервью футболист четко дал понять, что хотел бы играть в Германии.
- И?
- Вскоре на него
вышел клуб из Бундеслиги. Чуть позже мы узнали, что именно благодаря тому
интервью на игрока обратили внимание. Один из сотрудников клуба прочел заметку,
и предложил кандидатуру игрока руководству.
Понятно, что такое развитие событие - скорее исключение из правил. Но
это лишнее доказательство тому, что если правильно взаимодействовать со СМИ и
иметь знакомых в этой сфере, то это хорошо скажется на твоей карьере. Совсем
недавно этот футболист продлил контракт. Он играет за хороший клуб в хорошем
чемпионате, зарабатывает неплохие деньги – и все это во многом благодаря
активной работе с прессой.
ОБ ИНТЕРВЬЮ АКИНФЕЕВА, ЗАЯВИВШЕГО, ЧТО ВСЕ КОММЕНТАРИИ В ИНТЕРНЕТЕ – ПОМОЙКА
- Неправильно называть критику в интернете помойкой. Ты можешь так думать, но говорить об этом публично абсолютно неуместно. Какого отношения к себе ты ждешь, если говоришь людям, что они пишут полную лажу? Кажется, игроки не понимают одну простую вещь. Во многом именно благодаря болельщикам и СМИ футбол занимает в наше время столь важную роль в общественной жизни. И во многом именно благодаря болельщикам и СМИ футболисты получают такие большие зарплаты. Было бы логично, если бы футболисты с уважением относились как к СМИ, так и к болельщикам. И принимали критику, какой бы обидной она ни была.
О ТОМ, КОМУ ИЗ РУССКИХ ИГРОКОВ НЕОБХОДИМ КОНСУЛЬТАНТ ПО РАБОТЕ СО СМИ
- Мне кажется,
что у многих русских ребят есть потенциал, который они не используют. Медийный
потенциал. В первую очередь в голову приходит Кокорин. Вот уж кому точно не
помешал бы персональный консультант по работе со СМИ. Это точно окупит себя. То,
чем мы занимаемся – это вещи, с которыми не всегда может справиться
пресс-атташе соответствующего клуба. На это есть две причины. Во-первых,
пресс-атташе всегда обязан действовать в интересах клуба. И иногда это противоречит
тому, что необходимо футболисту. Во-вторых, у него просто не хватит времени на
то, чтобы следить за имиджем каждого игрока. Ему приходится одновременно
заниматься 25 футболистами, тренером, президентом и многими другими.
Возьмем, к
примеру, «Динамо». Константин Алексеев, пресс-атташе этого клуба, является одним
из лучших специалистов, с которыми мне приходилось сотрудничать. Знаток своего
дела. Но даже он не умеет творить чудеса. Но вернемся к Александру. Я не раз
слышал лестные отзывы о нем, причем от людей, никак не связанных друг с другом.
Все в один голос говорят, что это очень милый, приятный в общении парень. Но
каким знает Кокорина общественность? В прессе он предстает однозначно
негативным персонажем.
- Почему так случилось?
- Определенную
роль сыграли социальные сети. Зачем выкладывать все эти фотографии дорогих
машин и хвастаться, с какой скоростью ты гоняешь по улицам Москвы? Какую цель
он преследует? Возможно, кто-то и посчитал, что это круто: несколько девочек и
болельщиков. Но в целом подобное поведение только вредит имиджу. «О боже,
типичный футболист…», - вот как отреагируют большинство людей, взглянув на
подборку фотографий.
А ведь на твою
страничку вполне может заглянуть менеджер какого-нибудь европейского клуба.
Посмотрит и подумает: «А нам вообще нужен футболист с таким имиджем и
интересами?». Ничего страшного, если в твоем инстаграме промелькнула фотография
хорошей машины. Но только в том случае, если остальные 20 фоток посвящены
непосредственно футболу.
И ЕЩЕ О КОКОРИНЕ
- Если у тебя не
клеится игра, а мяч просто не идет в ворота – не прячься от журналистов. Сам
иди на них и общайся. Футболистам надо усвоить одну вещь. Газеты в любом случае
напишут заметку о тебе, вне зависимости от того, поговоришь ты с ними или нет.
Но если ты поделишься своим пониманием ситуации и объяснишь причины проблем и
неудач, то только выиграешь от этого. А если игнорируешь прессу, а потом еще и
ругаешься на критику в свой адрес – это большая ошибка.
Я убежден, что
при определенной работе можно было бы создать Кокорину позитивный имидж. Причем
этот имидж не будет обманом. Если человек хорошо играет в футбол и при этом еще
и милый парень, то ему не так уж и сложно помочь. А вот если игрок ведет себя
как придурок, да еще и играть не умеет – ему не поможет ни один пресс-атташе в
мире.