КПД – 0,34 процента. Евгений Дзичковский о воспитанниках «Зенита»

Ситуация с переходом в «Зенит» бразильца Маурисио, сверкнув всеми своими плюсами, оставила за скобками один вопрос.
news

Ситуация с переходом в «Зенит» бразильца Маурисио, сверкнув всеми своими плюсами, оставила за скобками один вопрос. Где собственные зенитовские кадры?

Интересный вариант

Смотрите, что получается. Маурисио перешел в «Терек», когда ему было 21. По недоброй традиции российского футбола бразилец в Грозном имел все шансы завять и скукситься. Не футбольно, так морально. Этого не произошло: Маурисио прижился и окреп. Не для сборной Бразилии, понятно, - тут уж извините. Но вот для «Зенита», как выяснилось, вполне.

То есть футболист с приличной базой играл в отрыве от своей футбольной родины пять лет. Рос. Но не представлял для «Зенита» особого интереса. А потом было решено: «Вот теперь он нам годится. Берем». Получается, «Терек» фактически выпестовал игрока, подготовил его для клуба-фронтмена российского футбола.

Кого за эти пять лет выпестовал и взлелеял для себя сам «Зенит»? Ведь приличный же срок!

Ясно, что Маурисио не вели, не разглядывали под микроскопом все эти годы. Играл себе и играл, русел понемногу. Перепродлил контракт. Потом бац — стал интересным вариантом. Близок к натурализации, сойдет, если что, на подмену Витселю, устраивает Виллаш-Боаша. Покупаем, а там видно будет. Вроде как выбрались по магазинам погулять без ясной цели - и  удачно присмотрели вещицу.

При этом в клубе существует собственная фабрика аналогичных товаров, напряженно трудившаяся все пять лет, что матерел в Грозном Маурисио. Почему зенитовская академия не подготовила кого-нибудь, не требующего натурализации, но подходящего хотя бы на подмену Витселю?

И все-таки столица

Не обвиняю и не зацикливаюсь на «Зените». Проблема подготовки классных футболистов - общероссийская. Урожаи кокосовых и уловы крокодиловых на нашем острове невысоки повсеместно. И в «Спартаке», и в ЦСКА, и даже в «Динамо», где нынешняя молодежь, мягко говоря, - не Витсели. Непонятно лишь, почему.

Когда мы покупаем готовых малавийцев, голландцев, бразильцев, тут хотя бы можно сказать: они выросли на другой, питательной и страшно футбольной, почве. Но когда берем у «Терека» Маурисио, который и сложился в Грозном, как футболист… При этом не производим аналогичную продукцию на специально созданных для этого предприятиях… Паззл не складывается.

Академия «Зенита» существует с 1968 года. До 2009 года она принадлежала городу, а не клубу. Но была символично создана после того, как «Зенит» в 1967 году занял в чемпионате СССР последнее место. Цель проследить несложно: подготовка игроков для главной команды города.

Шесть последних лет этим занимается непосредственно «Зенит». 14 филиалов академии напряженно трудятся в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, еще один — в башкирском городе Салават. Суммарно в головной структуре и филиалах футболу обучаются полторы тысячи детей одиннадцати возрастов. Есть поля, манеж. Еще недавно учебное заведение возглавлял голландец Хенк ван Стее, ушедший затем на повышение в спортивные директоры «Зенита».

Теперь открываем командную статистику в первых 18 турах текущего чемпионата. Своих воспитанников у «Зенита» видим аж два. У Долгова и Евсеева в сумме - 60 минут игрового времени. Из всех активностей — красная карточка.

Возвращаемся назад, к академическим мощностям. Население Санкт-Петербурга — 5 миллионов 200 тысяч человек, из-за чего ему порой приписывают неофициальный титул столицы европейской провинции (самый большой в Европе город, не являющейся столицей страны). Население области — еще миллион восемьсот. Итого семь.

В Уругвае — три миллиона четыреста. В Коста-Рике — четыре восемьсот.  С первым все ясно. Сборная второй, игроки которой явно не доросли до его величества «Зенита», дважды за последние четверть века пробивалась в плей-офф чемпионата мира.

Снова косим глаз в статистику. Долгов, Евсеев — час в сезоне на двоих. Как это? Почему это?

Полезная штука

«Может скажет кто, мол, климат здесь не тот»? Ага. Но в Краснодарском, Ставропольском краях и Ростовской области проживают в сумме 12,5 миллионов человек. Базируются три клуба премьер-лиги, дюжина команд поменьше, академии, школы, секции. Там что не так с климатом? Где вал южных звезд?

Ясно, что численность населения — не главная мерка, иначе чемпионом мира и окрестностей вечно был бы Китай. Но есть относительные показатели. Темп «один собственный воспитанник в клубе в год» считается эталонным в ведущих чемпионатах мира. Почему бы нам не ориентироваться на одного хотя бы в два-три года?

Да только где он, этот один, — при наших миллионах денег и населения? Молодежь после топ-академий в лучшем случае разбегается по другим командам. Что мешает ей прогрессировать в своих, имея конкуренцию и пример в виде Витселей? Почему клубы, отчитываясь о количестве академических филиалов и воспитанников, продолжают затыкать дырки, не говоря уж про основу, Маурисио, а не Евсеевыми?

Снова подчеркну: далек от выпадов в адрес «Зенита». Представляю, как трудно растить футбольный премиум. Но для того, чтобы стало легче, требуется понимание происходящего. А его нет. Есть только хорошо упакованные академии, густонаселенные регионы и чужие Маурисио. С отдельными нашими всплесками вроде Дзюбы, Смолова, Мамаева и т.д., пригодившихся не там, где они были воспитаны.

Уверен, в «Зените» очень хотят воспитать собственных звезд. Потому и просят детей приезжать на отбор в академию и филиалы, обеспечивая их жильем с 14 лет. Но если это слабо помогает, может, академии пора выезжать на отбор детей и просев региона?

А еще на базе питерских мощностей обучают молодых арбитров. Там же хотят разместить команды-участницы ЧМ-2018. Полезная, в общем, штука - академия. Жаль, что до производства своих Маурисио пока не доросла. Но 0,34 процента общесезонного игрового времени за счет Долгова и Евсеева уже обеспечила.

Новости. Футбол