Мастера провальных концовок. В чём проблема ЦСКА и Федотова
— Уже перебор таких концовок, — сокрушался главный тренер ЦСКА Владимир Федотов после финального свистка матча с «Рубином».
— Затмение какое-то! — соглашался молодой нападающий Тамерлан Мусаев.
ЦСКА в очередной раз вёл в счёте, но на ровном месте подарил сопернику на последних секундах ничью — 2:2. И это уже реально превратилось в жуткую тенденцию.
В текущем сезоне РПЛ красно-синие отдали в матчах, в которых вели в счёте, аж 23 очка! Это худший результат в лиге после сезона-2019/20 (24 упущенных «Ростовом» очка).
Ниже — таблица «достижений» красно-синих. Матчей набралось 10 (!), из них четыре — в 10 весенних турах. В семи случаях команда пропускала решающие мячи после 80-й минуты, в четырёх — в добавленное время.
Материал подготовлен специально для журнала «Футбол». Ещё больше про российский и мировой футбол читайте в свежем выпуске. Оформите подписку или приобретайте в киосках вашего города.
Есть и другие грустные цифры:
— в промежутках с 75-й по 90-ю минуты ЦСКА забил восемь мячей, а пропустил – 13;
— в первых таймах ЦСКА пропустил 13 раз, а во вторых – 25. Это антирекорд для армейцев, если оставить за скобками удлинённый сезон-2011/12;
— в динамике матчей на отдельных 15-минутных отрезках у ЦСКА везде положительная разница мячей, кроме двух интервалов: 75-90 (-1) и 90+ (-4).
— конкретно весной из 14 пропущенных красно-синими мячей 12 пришлись на вторые таймы.
Слабая оборона в целом
Прежде чем анализировать концовки, важно проговорить глобально про уровень игры ЦСКА в оборонительной фазе. Он не столь высокий по многим причинам — это подтверждается и визуально, и статистически.
В атаке, например, всё круто. ЦСКА входит в тройку по количеству голевых моментов в рейтинге РУСТАТ (177, больше только у «Динамо» и «Зенита») и второй по количеству голов — 48 (на один больше у «Динамо»)!
Но в обороне всё иначе. ЦСКА пропустил 38 мячей. Это пятый показатель с конца (хуже только «Ростов», «Сочи», «Урал» и «Крылья Советов»). То есть дисбаланс вопиющий — команда ненадёжна при защите своих ворот и страдает в этой фазе.
Добавим ещё парочку показателей, которые пригодятся в дальнейшем:
— ЦСКА абсолютный аутсайдер РПЛ по количеству мячей, пропущенных со стандартов, — 14. Из них шесть после угловых, три — со штрафных и пять — с пенальти. Любопытно, что по забитым мячам со стандартов ЦСКА… тоже в топе;
— ЦСКА пропустил семь мячей из-за пределов штрафной площади. Хуже только «Динамо» (8).
Неспособность противостоять навалам
Теперь плавно переходим к анализу неудач конкретно в концовках. Можно даже прописать все отданные матчи и причины решающих пропущенных мячей отдельно.
Игра с «Рубином» (2:2). Заброс из глубины, проигранная Матвеем Лукиным верховая борьба, сброс, нерасторопные действия Игоря Дивеева, удар с близкого расстояния.
Игра с «Ахматом» (1:2). Первый гол — навес, проигранная Дивеевым позиция и удар головой из-под него. Второй — ЦСКА вжался в штрафную и позволил Бернарду Берише сделать из полуфланга низом передачу, по которой никто не сыграл (в том числе молодой вратарь Владислав Тороп), и мяч нырнул в дальний угол.
Игра с «Сочи» (2:2). Вынос из штрафной, проигранный подбор, повторная доставка мяча в штрафную — на этот раз верхом и на дальнюю штангу. Милан Гайич проиграл верховую борьбу, а Мойзес и Виллиан Роша не среагировали по сбросу. Удар в упор, который получился не сильным. Игорь Акинфеев пытался угадать, раньше времени упал — и не выручил.
Игра с «Оренбургом» (1:1). Последние секунды, простой дальний штрафной из центра поля. Заброс, никто из игроков ЦСКА не сыграл по первому мячу. Сброс ближе к воротам и красивейший удар с лёта под перекладину. Роскошная траектория, феноменальный гол — но всё же ошибка Игоря Акинфеева.
Игра с «Факелом» (1:1). Последние секунды, проигранная ситуация «2 в 2» на фланге, подача — и Кирилл Набабкин проигрывает верховую дуэль. Удар из вратарской.
Игра со «Спартаком» (2:2). Последние секунды, навал красно-белых, две фланговые подачи подряд. В штрафной все без исключения игроки ЦСКА, но никто не уследил на дальней штанге за Хесусом Мединой, и он замыкает подачу.
Игра с «Зенитом» (1:1). Угловой, серия проигранных единоборств, удар головой в упор.
Наверное, хватит. Тенденция очевидна. Все упущенные победы — следствие неспособности противостоять банальному давлению флангового и силового типа. ЦСКА попросту нельзя вжиматься в штрафную, команда не обладает нужными ресурсами для того, чтобы отражать навалы — ни мощными уверенными защитниками, ни необходимой сыгранностью.
Кадровый хаос
Теперь вспомним главную негативную особенность ЦСКА.
При очень стабильной тактической модели 3-4-2-1 у армейцев невероятный хаос в кадровых сочетаниях. Только за этот сезон в тройке центральных защитников сыграли: Милан Гайич, Саша Зделар, Виллиан Роша, Игорь Дивеев, Мойзес, Илья Агапов, Матвей Лукин, Кирилл Набабкин, а на стартовом отрезке и Максим Мухин.
Девять человек (из них номинальные центральные защитники — пятеро)! Понятно, что в дело вмешивались травмы, индивидуальные ошибки и эксперименты тренерского штаба. Но крайне сложно ждать сыгранности в таких аномальных условиях.
А ещё непременно примем во внимание индивидуальный уровень игры защитников. Можно посмотреть матч с «Балтикой» (1:3), не совсем относящийся к теме (или хотя бы опасные моменты у ворот ЦСКА), и всё станет понятно. Даже Игорь Дивеев после серии травм и длительного восстановления бесконечно далёк от оптимального состояния.
А что же Игорь?
Второй фактор — вратарский. Игорь Акинфеев — несомненная легенда, навеки вписавшая имя в историю ЦСКА и всего российского футбола. Его уровень до сих пор достаточный для игры в РПЛ. Но он уже обычный вратарь, всё реже выручающий в ключевых эпизодах.
Да, Акинфеев взял пенальти в Самаре, зато глобально в текущем сезоне у него всего 69% отражённых ударов — это 13-й показатель среди голкиперов, сыгравших в сезоне хотя бы 450 минут. Игорь пропускает необязательные мячи, как, например, от «Локомотива», «Оренбурга» (за шиворот) и «Балтики» (не самые выдающиеся дальние удары).
Возвращаясь к навалам в концовках, спросим: что в эти минуты требуется от голкипера, помимо надёжности? Агрессивная игра на выходах. Чем больше мячей снимет вратарь после фланговых подач и стандартов, тем меньше верховых единоборств и возможностей для ударов с близкого расстояния появится у соперника. Но это не было сильной стороной Акинфеева даже в лучшие годы. А уж сейчас, с учётом возраста и больного колена, — тем более.
Владимир Федотов всё понимает, как и сам Акинфеев. Без лишних резонансных заявлений вратарская позиция постепенно передаётся молодым ребятам. Уже в двух матчах РПЛ весной Игорь оставался в запасе. В том числе и в последней битве в Санкт-Петербурге.
Всегда бы как в Питере
Причина проваленных концовок проста — отсутствие ресурсов для игры в низком блоке, нехватка надёжности у защитников и вратаря. Команда не умеет терпеть при фланговых подачах и на заключительных стандартах.
Так, может, не доводить дело до таких концовок вовсе? Решать исходы матчей раньше, не садиться низко, не отдавать сопернику мяч? Прекрасный совет, но воспользоваться им крайне тяжело. У ЦСКА не великий состав и не выдающаяся по глубине обойма. У команды не самый агрессивный на дистанции стиль обороны (всего 11-е место по интенсивности прессинга PPDA) и скромная позиция по владению мячом (11-е место, 47% времени).
То есть ЦСКА неспособен доминировать и управлять игрой на дистанции всего матча. Приходится прижиматься — и получается финальный мандраж.
Зато последний матч в Санкт-Петербурге стал в плане характера и надёжности почти образцовым. ЦСКА имел всего 35% владения и минимум шансов, забил с пенальти единственным ударом в створ. У «Зенита» было 19 ударов и 34 (!!!) навеса, но армейцы справились с давлением и финишным навалом. Очень помог и голкипер Тороп, снявший две сложные подачи и вытащивший три очень сложных удара.
Если бы ЦСКА так терпел на протяжении всего сезона, сейчас наверняка бился бы за чемпионство. Чтобы идти на первом месте, красно-синим было достаточно добрать 12 очков, то есть чуть больше половины из отданных своими руками.
Турнирная таблица РПЛ сезона-2023/2024 доступна в Матч-центре «Совспорта»