Войти через
Авторизация
Регистрация
Нажимая кнопку "Зарегистрироваться" Вы подтверждаете своё согласие с правилами регистрации на сайте.
Поля, отмеченные * - обязательные для заполнения
  • футбол
  • хоккей
  • теннис
  • баскетбол
  • волейбол

Сто грамм для Дронго

Автор: Игорь Фейн

Я – ФАНАТ

Ивар Калныньш обожает удивлять своих поклонников. Его недавняя роль Сфинкса в телесериале, где рукопашные поединки перевешивают на экране и сюжет, и игру актеров, пожалуй, единственная, о которой можно рассуждать как об актерском творчестве. Его персонаж Дронго, отечественный аналог Джеймса Бонда, вполне сопоставим с голливудским прообразом. Как по сексуальному очарованию, так и по своей спортивной форме.

Ивар, откройте секрет. Как вы, а я ведь знаю, ведя далеко не ангельский образ жизни, умудряетесь держать себя в тонусе?

— Что греха таить, могу позволить себе «оттянуться». Так это по-русски? Да, к сожалению, и пью, и курю, и ем все подряд, и ночь целую погулять могу, и насчет женского пола... Кстати, это такой адреналинчик — никакой физкультуры не потребуется.

Но вы знаете, как-то ехал в Ленинград – ох, извините, в Санкт-Петербург – и оказался в одном вагоне с Евгением Павловичем Леоновым. Для меня же он – НЕЧТО. Мы долго разговаривали. И на всю жизнь я запомнил его сентенцию. Упрощенно говоря: пей, пей, пей, но дело разумей. Или иначе: перед репетицией, перед спектаклем, перед съемкой – ни капли. Знаю массу баек, как актеры приходили на съемочную площадку, на сцену или «с бодуна», или с похмелья. Евгений Павлович, насколько я понял, тоже был не дурак махнуть граммов 150—200. Но уверил меня, что перед работой ничего себе не позволял. Я этот его завет помню.

И это правильно, как говаривал наш с вами когда-то президент. В игре – хоть спортивной, хоть сценической – фантазия должна работать, воображение, импровиз. Но для этого необходимы трезвый ум и хорошее настроение. После рюмки же настроение или слишком облачное, или, наоборот, мрачное. «В размышлении об «что бы выпить» – так, кажется, у классика?

Так все-таки, откуда такая фактура в ваши-то 54?

— Профессионально спортом я никогда не занимался, даже в юности. Нет, конечно, бегал-прыгал, а уж в баскетбол играть – сам Бог велел. У нас-то, в Латвии, да с моим довольно приличным ростом.

Но по-настоящему спорт открыл для себя дважды. Первый раз – чисто эстетически. Во второй – прагматически, применительно к себе.

Это как?

— В ранней юности, в отрочестве, можно сказать, я увидел трех человек, которые навсегда поразили мое воображение. Вот сейчас, как актер, как лицедей, понимаю, почему именно они. Это были баскетболисты рижского СКА. Я не знал, что они – многократные чемпионы СССР, обладатели каких-то там европейских регалий. Просто мы с ребятами пошли на какой-то матч в наш рижский «Спортгалл», и я понял, что такое – ТЕАТР. Не помню, с кем играли наши, какой был счет. Но я помню гиганта Яниса Круминьша, который, с его огромным ростом, плавно перемещался по сцене – ой, извините, площадке, — брал мяч, который в его лапищах превращался в мячик, и мягко переправлял его в кольцо. Я помню змеевидного Майгониса Валдманиса, появлявшегося всегда там, где был атакующий наше кольцо соперник. И я очень хорошо помню летавшего вдоль скамейки запасных коротышку тренера – Гомельского. Он кричал, жестикулировал, что-то изображал, выделывал непонятные кунштюки, а уж что было у него на лице – это никакой Станиславский не придумал бы. Опять же не помню, выиграли наши или проиграли – неважно. Я помню чисто эмоциональную свою реакцию на этих людей. Скепсис в минуты ожидания матча, заинтересованность, изумление, восхищение, восторг! Должен сказать теперь, по прошествии стольких лет, лет сорока, наверное, что все же больше всего меня потряс Гомельский (хотя Валдманис и братья Муйжниексы тоже всегда были во мне). Это – Артист. По-моему, он остался таким до сих пор. Двух других таких баскетбольных артистов я узнал значительно позже.

БЕЗ ДУБЛЕРОВ

Мы еще вернемся к этим двоим, которых вы открыли для себя. Но я все же хочу закончить разговор по линии вашей именно физической формы. Как, за счет чего? Тренажеры, как у Ефима Шифрина и других артистов? Джоггинг? Модные ныне теннис и горные лыжи?

— Горные лыжи – да. Это моя страсть. Но не потому, что их любит ваш президент Путин. Катаюсь я давно. Бывал в швейцарских и австрийских Альпах. Только не так часто, как иные ваши и наши «новые» олигархи (кстати, вы знаете, что самые богатые люди в Латвии – местные русские, которые прекрасно себя чувствуют, прекрасно говорят по-латышски, делают свой бизнес и никуда уезжать не собираются?). Обычно же сажусь в машину, 30 минут – и я в Сигулде. Бывали там?

Разумеется, бывал. Именно там находилась единственная тогда в СССР санно-бобслейная трасса. И всегда вспоминаю изумительное стихотворение Андрея Вознесенского о Сигулде: «Свисаю с вагонной площадки…».

— Ну так мне ничего не надо вам объяснять… И вот там два-три часа – без передыху… А кроме этого – парашют…

Вы прыгаете с парашютом?

— Прыгаю. С превеликим удовольствием. Понимаете, это надо попробовать. Затяжной прыжок – это, должен вам заметить, нечто та-а-кое!

Вы хотите сказать, что с Яковлевой, с которой вы играли в фильме «Парашютисты», вы прыгали по-настоящему?

— Вот-вот, в том-то все и дело. Я хотел прыгать. И будущий муж Саши Яковлевой, «горячий эстонский парень», профессиональный парашютист, мне разрешил, посмотрев на мою подготовку. Но режиссер запретил. Прыгал дублер. Однако я так загорелся этим делом, что пошел в аэроклуб и стал-таки прыгать. Сам, без дублеров!

Без дублеров я плаваю с аквалангом. Забирался в такие места – Андрюша Макаревич с Леней Ярмольником, «профи» в этом деле, завидуют. А вот в баскетбол практически не играю…

ИГРА XXI ВЕКА

Но вы обмолвились, что как раз в баскетболе открыли для себя новых героев…

— Это так. И один из них – мой кумир и сегодня.

— Кто, если не секрет? Уж выдайте, не интим…

— А что скрывать? Валдис Валтерс. Лучший, на мой взгляд, после Майгониса Валдманиса баскетболист Латвии, да и всего Советского Союза.

А Сабонис?

— Вот-вот, этот долговязый парень – второй мой любимчик. Но Валтерс… Почему я выделяю его и Сабониса? Они, как и Валдманис, как Гомельский, не просто профессионалы, они – артисты. А спорт был бы скучен, если бы в нем не присутствовал элемент артистизма. Валтерс не играл. То есть, конечно, он играл. Но, главное, он творил. Творил и, уж простите, вытворял такое, что даже его партнеры ничего не понимали. Я не спец в баскете, но для меня Валтерс – явление не нашего века. Как и, я объективен, ваш любимый Сабонис. Они играли в тот баскетбол, в который только сейчас начинают играть. Я ведь ваш чемпионат не вижу и не знаю. Но когда сборная Латвии на чемпионате Европы, пусть и без Сабониса, без этого, как его, еще одной звезды, Карнишоваса (так, что ли?), грохнула сборную Литвы, — я был на вершине блаженства.

Да, мы – соседи, да, мы – родственники, но в спорте, насколько я понимаю, никаких друзей-товарищей не бывает. Я тогда был в Каунасе, и был вне себя от счастья, когда наш рижский ВЭФ во главе с Валдисом Валтерсом и при переполненных трибунах тамошнего «Спортгале» обыграл местный «Жальгирис», пусть опять же и без Сабониса. Так что я не знаю, чем руководствовался мой любимый Гомельский, когда не взял Валдиса на золотую, как оказалось, Олимпиаду в Сеул. Лучшего тогда баскетболиста в блаженной памяти Эсэсэсэре, по-моему, не было.

Повторяю, я не слежу за нынешней баскетбольной жизнью: ни в России, ни даже в Латвии. Но таких игроков-артистов, как Валдис Валтерс и Арвидас Сабонис, нет. Так что я радуюсь, что Валдису удалось и школу свою в Риге создать, и сын его уже на виду, а уж о Сабонисе и вовсе говорить нечего.

Что для вас сегодня баскетбол, Ивар?

— Баскетбол, как правильно (где-то я краем глаза прочитал) назвал эту игру Александр Гомельский, «игра ХХI века». Я все сказал…

НАША СПРАВКА

Ивар КАЛНЫНЬШ (Калнынь)

Родился 1 августа 1948 года. Окончил театральный факультет Латвийской консерватории им. Я. Витола (1974). С 1972 по 2000 год — актер Художественного академического театра им. Я. Райниса. Играет в антрепризных спектаклях в Москве и Риге.

Самые известные работы в кино: «Стрелы Робин Гуда» (1975), «Театр» (1978), «Маленькие трагедии» (1979), «Не стреляйте в белых лебедей» (1980), «Случай в квадрате 36-80» (1982), «ТАСС уполномочен заявить...» (1984), «Зимняя вишня» (1985), «Парашютисты» (1985), «Дронго» (сериал, 2001). Поет, выпущены два компакт-диска, несколько альбомов как сольных, так и с группой.

Показывать новые сообщения медиатрансляции автоматически
Все коментарии (0)

Последнее по теме: