Неразгаданная «Тайна железной двери» капитана Бориса Майорова

Сегодня в Москве в музее отечественного хоккея чествовали капитана сборной СССР на двух золотых Олимпиадах Бориса Майорова. Выдающемуся спартаковцу исполнилось 85 лет.
news

Борис Александрович рядом со мной уже более полувека. Отец заразил меня хоккеем и футболом с самого раннего детства, а так как он был страстным болельщиком «Спартака», понятно, выбора у меня не было изначально. Но особо я сразу выделил Майорова. Возможно, потому что он капитанил в «Спартаке» и сборной. Но больше, наверное, потому что с Майоровым во главе наша команда постоянно выигрывала: сборная – вообще всегда, а «Спартак» в 60-е с «девяткой» в ударном звене сделал невероятное трижды – скинул с трона могучий ЦСКА Анатолия Тарасова в 1962, 1967 и 1969 годах. 

Потому для меня жутким разочарованием стало внезапное расставание любимого игрока с хоккеем. В мельчайших подробностях помню этот осенний день 1969 года. Правда, забыл, с кем встречались спартаковцы, кажется, со столичным «Динамо». По ходу матча Николай Озеров вдруг объявил, что Майоров заканчивает. Никого дома не было. Я написал на листке: «Барис Майоров ушел из хоккея» - и пошел во двор гонять шайбу. Когда вернулся и хотел поделиться с папой горечью, тот рубанул:

- Ну как же ты умудрился в простейшем слове сделать такую жуткую ошибку?! Проверочное слово – Боря! 

А еще мне врезался в память мартовский вечер 1967 года. В Австрии завершался чемпионат мира. Тогда я пришел с улицы и не узнал у отца: его, побелевшего, просто трясло у телевизора. Наши горели в решающем матче с Канадой – 0:1. Вот и первый период завершился. Минула половина второго – и о чудо! Анатолий Фирсов запускает от борта у синей линии свою знаменитую воздушку – 1:1. Третий период. На льду сумасшедшая заруба. Силы равны. Но что это?! Майоров кометой пролетает по правому краю, щелкает из круга вбрасывания. Сэт Мартин отбивает прямо на Вячеслава Старшинова, а тот по пустому углу не промахивается. 2:1. Ура! Победа!  

Ну и третья зарубка. В советские времена во время каникул московские кинотеатры устраивали специальные утренние сеансы с билетами для школьников по 10 копеек. Где-то в 1971-м или 1972 году у нас во дворе бабахнула новость – Борис Майоров в кино снялся! Он уже несколько лет не выходил на лед, однако от этого его ореол хоккейного бога не потускнел ни капельки. Фильм назывался «Тайна железной двери». Но когда я попробовал проникнуть в кинозал, выяснилось, что именно на эту картину все билеты проданы. Что за тайна скрывалась за железной дверью, увы, я так и не узнал… 

Наши пути пересеклись в начале 90-х. Увлечение с детства хоккеем обернулось выбором профессии спортивного журналиста. Майоров тогда заглянул в Сокольники, только-только вернувшись из Финляндии. Мой кумир пребывал в приподнятом настроении. Еще бы: с «Йокеритом» он выиграл чемпионат Суоми. Болельщики самого популярного клуба страны еще год назад о подобном и мечтать не смели, ибо их любимцы едва во второй дивизион не вылетели. Пообщались с Борисом Александровичем на славу, даже подробно свадьбу Пугачевой с Киркоровым обсудили. Да, были времена…

Когда в 1998-м меня пригласили в «Советский спорт» возглавить впервые учрежденный в газете отдел хоккея, нашей команде не нужно было долго думать, кого сделать главным экспертом – конечно, Бориса Александровича! В жирные годы даже удалось ввести его в штат, а звонить мэтру можно было в любое время –  честную, нелицеприятную, глубоко профессиональную оценку мы получали гарантированно всегда. При этом Майоров долгие годы комментировал на НТВ – и как же приятно было слышать, скажем так,  нечаянную рекламу нашего издания, когда по ходу репортажа он говорил:

- А сегодня я в «Советском спорте» прочитал…

Юбиляр сегодня признался, что этих 85 лет совсем не чувствует. Не почувствовали их и все собравшиеся в зале. Двукратный олимпийский чемпион в прекрасной форме, а его память по-прежнему уникальна. В фойе музея устроили фотовыставку. Я там нашел редкий снимок именинника в форме футбольного «Спартака». Как известно, за летних одноклубников в начале 60-х он провел пару матчей в чемпионате СССР, оттуда и пошло знаменитое: «Шайбу! Шайбу!» Так вот: с этим фото соседствовал снимок всей команды красно-белых. Кроме Майорова, я узнал только Игоря Нетто, а Никиту Симоняна перепутал с Галимзяном Хусаиновым. В ответ на мою просьбу Борис Александрович мгновенно назвал всех спартаковских легенд, запечатленных на фото, и пояснил:

- Это мы собрались на показательный матч ветеранов…

Всего-то час длилась встреча, а сколько историй Майоров успел поведать! Больше всего меня зацепила такая. Оказывается, в середине 60-х в матче чемпионата Союза он забил в ворота новокузнецкого «Металлурга» две шайбы за 22 секунды после начала. Однако в протокол вошла только одна, а итоговый счет в справочниках указывают 9:3 вместо 10:3. Когда Майоров об этом рассказал, кто-то в зале крикнул:

- Судья-секретарь не успел внести вторую шайбу в протокол!

А с другого края аудитории прозвучало:

- Да он просто опоздал к началу матча!

Вот в такой непринужденной и дружеской атмосфере прошла эта встреча. Все правильно: пусть цифра 85 остается только на свитере сборной СССР, который президент ФХР Владислав Третьяк торжественно вручил юбиляру. Паспортный стол без нас разберется, кому сколько лет. Главное - Майоров, как в игроцкую пору, так и сейчас - всегда в гуще событий. А если надо – идет напролом. Ради интересов отечественного хоккея. Пусть так будет всегда! 

Здоровья, оптимизма и благополучия вам, Борис Александрович. А статистикам ФХР и КХЛ пора навести порядок в архивах: две шайбы одного игрока за 22 секунды со старта, полагаю, саму Книгу рекордов Гиннесса заинтересуют…

 

Новости. Хоккей