Владимир Потанин: Спорт нужно очистить от политики

Обозреватель «Советского спорта» встретился с президентом «Норильского никеля», главой попечительского совета Фонда Ночной хоккейной лиги (НХЛ) Владимиром Потаниным.
news

О НОЧНОЙ ЛИГЕ

- Владимир Олегович, поделитесь новостями об НХЛ – я имею в виду Ночную хоккейную лигу.
- Мы подходим к десятому, юбилейному сезону НХЛ с расширенным количеством участников, и нам есть, чем гордиться. Растет количество команд и игроков, да и в целом проект НХЛ, безусловно, удался. Не так часто увидишь такую успешную инициативу снизу. Да, Владимир Путин поддерживает НХЛ, но вообще все шло от любителей, выходящих на лёд. Это по-настоящему народный, волонтерский проект. Люди собирались, играли в хоккей, и это превратилось в движение в масштабах всей страны. Ночная лига в России стала культом.

Заметно растет качество НХЛ. Поначалу были проблемы по формированию дивизионов, по полномочным представителям, по тому, как взаимодействовать с регионами. Нечасто увидишь, что простые граждане относятся хорошо к начальству из Москвы. Одно дело – люди сами собрались, создали команду, вступают в Лигу - и тут из Москвы им начинают приходить всякие директивы. Но у нас таких вопросов сейчас нет, с центральным аппаратом НХЛ регионы взаимодействуют позитивно.

Что касается судейства - то от ошибок арбитров не застрахован никто. Но мы в НХЛ боремся с ангажированностью судей. И боремся с недобросовестными участниками, когда по любительским командам туда-сюда кочуют профессионалы. Для этого есть Мандатная комиссия, призванная следить за соблюдением спортивного принципа. Так мы создаем здоровую среду. Думаю, нам это удается.

Эта пандемия, будь она неладна, подпортила окончание прошлого сезона. И, конечно, скажется на новом. Главное опасение в том, что при ухудшении эпидемиологической ситуации могут быть нарушены наши планы. Хотя мы привыкли к тому, что в мае в Сочи проходит гала-матч. Все к нему готовятся, этого ждут.

Наши надежды в этом сезоне связаны с тем, что мы хотим его красиво завершить. Все налажено, календарь составлен, все работает. Я тут, как попечитель, абсолютно спокоен. Но всё-таки хочется праздника.

О «ЙОКЕРИТЕ»

- Давайте поговорим о Континентальной хоккейной лиге. Уже в первую неделю чемпионата случилось ЧП, причем не из-за коронавируса. Тема связана с «Йокеритом».
- А какая у вас претензия к финскому клубу?

- «Йокерит» уже не в первый раз устраивает демарш. Так, в марте финны снялись со второго раунда Кубка Гагарина, хотя КХЛ еще не объявила об отмене сезона...
- Сразу поспорю с вами. Это не был демарш. И тут не было политики. В мире разворачивалась пандемия как реальная угроза. Каждая страна имела свой график принятия решений о том, какие вводить ограничения. И жизнь показала: те, кто принимали меры быстро и строго, выиграли по сравнению с теми, кто раздолбайски подошел к этой теме. Посмотрите на Дональда Трампа. Перед выборами его электорат спорит, хорошо ли президент США справился с пандемией. Это же главный вопрос.

Финляндия приняла жесткие решения по ограничениям, причем обогнала Россию буквально на пару дней. КХЛ следовала российским законам, а «Йокерит» - финским. Вот он и снялся. Не в знак протеста, а потому что в их стране другие стандарты.

- А что Вы скажете о другом решении «Йокерита», когда клуб не поехал на первый матч сезона в Минск? Разве это был не вызов КХЛ?
- Невозможно рассматривать решения «Йокерита» в отрыве от общественного мнения финского общества. И я морально поддерживаю владельца клуба Яри Курри. Он – гражданин своей страны, её символ, общественное лицо. Он не может игнорировать настроения в Финляндии.

Вспоминаю фильм своего детства «17 мгновений весны». Помните диалог агента Клауса с профессором Плейшнером? «Пастырю трудно идти против паствы. Но и идти за паствой ему тоже не следует». Это как сейчас о Курри.

- А КХЛ правильно поступила в этой ситуации? Финский клуб не прибыл на матч в Минск – это техническое поражение 0:5 и штраф в три миллиона рублей.
- Если наметился конфликт, то зачем идти на обострение? Почему нельзя было сделать рокировку в календаре, перенеся матч этих команд в Минске на февраль, а сейчас сыграв в Хельсинки?

А так у нас в клубке замотались спорт и политика, и мы его не распутали. Уходить надо от таких моментов. Кому нужен скандал на следующий день после красивого открытия? Когда история зашла в тупик, то последовало наказание. Кстати, «Йокерит» его принял без демарша. Не стал заявлять, как мы слышим в футболе, что клуб снимается с чемпионата. Хотя представляю, как финнам обидно. Неважно, по какой причине случился инцидент. Но надо было его предвидеть! Профилактика – всегда лучшее лечение.

- Как же тогда быть с чемпионатом мира в 2021 году? Его должны провести белорусы и латыши, но страны Евросоюза идут против батьки Лукашенко. Финляндия хотела бы забрать этот турнир себе. Как избежать бойкотов в мае?
- Да, бойкоты быть могут. Недавно Союз биатлонистов отказался проводить чемпионат мира в России. И громче всех кричали чехи, которые надеялись этот турнир получить.

Плохо, когда в таких историях возникает корыстный интерес. И бывают ситуации, в которых нет хорошего выхода, и ты выбираешь из двух зол. Так не сделают, но идеалистически чемпионат мира в таком случае стоило бы перенести куда-нибудь совсем в другое место.

- Куда?
- В Китай. Пусть там популяризируют хоккей.

- Может, в Швейцарию, которая не дождалась этого турнира из-за пандемии?
- Нет-нет, в Китай. Привезти туда побольше звезд. Завоевать рынок. Я понимаю, что так сделать нельзя. Но напрашивается радикальное решение. Кстати, в США после мундиаля-1994 начался футбольный бум. Такой же всплеск был в 2002 году в Азии, когда чемпионат мира прошел в Японии и Корее.

Если между белорусами и латышами возникает междоусобица – всё, извините. Спортивное соревнование нужно заслужить. Когда в доме поругались муж и жена, то не надо звать к себе гостей.

О РОЛИ СПОРТА

- Политика не должна вмешиваться в спорт.
- Вот именно! Вспоминаю, как сборная СССР по футболу в 1973 году сыграла в Москве с Чили вничью (0:0). Я был на том матче, у меня даже где-то билет сохранился. Но на ответный стыковой матч наша команда в Сантьяго не поехала, потому что в Чили случился военный переворот.

И что произошло с тех пор? Пиночет успел побывать палачом и диктатором, потом стал реформатором, и на его примере учились, как переходить от авторитарного к демократическому режиму. А в конце жизни он успел попасть под уголовное преследование со стороны Испании. Отношение к теме поменялось много раз!

А с чем осталась сборная СССР? Мы пропустили следующие годы в большом футболе, попав на чемпионат мира только в 1982 году. Нас словно судьба наказывала за тот демарш. Фатальное проклятье.

Я, как и все советские дети, в школе писал бумаги, осуждающие Пиночета. Но как болельщик был страшно разочарован. Это была жуткая обида! И кого мы тогда наказали? Пиночета что ли? Нет, самих себя. И пострадал сам спорт из-за политики. Большой футбол на уровне сборных у нас ушел в небытие на целую десятилетку.

- Таких примеров очень много…
- Вспомните Олимпиады в 1980 и 1984 годах. Кого наказали американцы и их союзники, когда не приехали в Москву? А потом страны Варшавского договора бойкотировали Лос-Анджелес. Наказали болельщиков. Сломали карьеры целому поколению атлетов.

Мы говорим, что спорт должен быть вне политики. Но все понимаем, что спорт уже стал политикой. К сожалению… Традиция Олимпиад в Древней Греции зародилась на том, что во время Игр прекращались все войны. Спорт объединял, и это была блистательная традиция на фоне убийств, рабства, нарушений прав человека и прочих пережитков прошлого. Что изменилось с тех пор? «О, спорт, ты – мир!» И так есть много разных жупелов, когда к странам применяют санкции, политики делают громогласные заявления. Применяют разные инструменты, от МИД до Минобороны. Это политика.

Но ведь спорт раньше носил воспитательный и умиротворяющий характер. Дарил человечеству свои ценности. А теперь тоже превратился в инструмент наказания. Ещё один жупел. Кнуты мы видим, но где пряники?

- Недавно Национальная хоккейная лига встала на паузу на два дня в связи с расистским скандалом в США. Главный тренер «Нью-Йорк Айлендерс» Барри Тротц заявил, что нельзя спортсменов лишать такой платформы, через которую они доносят свое мнение.
- Очень хороший пример! Есть два канала, чтобы передать свои ценности – культура и спорт. А как иначе ты донесешь свою мораль до оппонента? Как же тогда восторжествуют твои принципы?

Ведь Тротц прав. Там, в Северной Америке, настолько привлечено внимание к проблемам расизма, что лишний раз нет смысла демонстрировать эту жесткость. Посмотрите, что там на улицах происходит. Зачем переносить это на спортивную площадку? Наоборот, она должна отвлекать от социальных беспорядков. Примирять, как в Древней Греции.

Превращать спорт в инструмент воздействия – это контрпродуктивно. Спорт – это универсальный канал коммуникации.

- Именно так.
- Вот еще один пример. Олимпиада 1936 года прошла в Берлине. Но ведь никто не проклял Пьера де Кубертена за то, что он привлек большой спорт в фашистскую Германию, к Гитлеру. Через какое-то время все пришли к выводу, что это было ужасно. Но тут не только уважение к заслугам барона, что он реанимировал олимпийское движение. А именно то, что де Кубертен через спорт пытался погасить надвигающийся большой пожар. И это его в историческом масштабе спасает от обструкции.

Но почему мы с годами начали отклоняться от этих стандартов? Почему случились 1980 и 1984 годы? Почему мы видим в спорте все эти бойкоты, санкции, влияние политики? Даже идеологически это тупиковый путь.

О СИТУАЦИИ С ВАДА

- Всемирное антидопинговое агентство ВАДА гнобило Россию все последние годы. Но теперь американцы заявили, что не хотят делать взносы в бюджет ВАДА, и те пригрозили США жесткими санкциями в спорте. Что вообще происходит? И какую позицию занять России?
- Американцы в последнее время со всеми стали разбираться. Им и ВОЗ не нравится, и ВТО. Дело вообще доходит до торговых войн с Китаем. А теперь еще и ВАДА.

Думаю, что не нужно России лезть в эту большую драку. В первую очередь, надо посмотреть на себя. Почему мы оказались в роли плохого ученика, которого отловили на невыполнении домашнего задания и теперь смотрят под увеличительным стеклом и ругают за все подряд, независимо от того, виноват он или нет. А мы тем более и сами повод даем.

Нам нужно заново завоевывать международное доверие. Допинговая история нанесла большой ущерб нашему спорту. Мы подорвали свои былые заслуги. Нарастает давление на Россию со стороны наших недоброжелателей. И мы сами подставляемся с допингом в спорте.

Что делать? Работать, стиснув зубы. Восстанавливать свой имидж. Искать нестандартные ходы. Мы находимся в положении тех, кто оправдывается. Просчеты неизбежны, но каждую ошибку России раздувают, делая из мухи слона. И предъявляют это нам.

- Какой же нестандартный ход тут может быть?
- Давайте думать. Может, возглавить движение по новым стандартам в допинг-контроле. Инвестировать в новые методы определения допинга.

- Если американцы откажутся финансировать ВАДА – может, вложить в агентство российские деньги?
- Вот, это будет очень сильный ход. Любой отказ от международного сотрудничества ослабляет того, кто на это идет. Америка – сильная страна, они могут себе позволить такие тактические игры. Но в стратегическом плане это проигрышная позиция. А свято место пусто не бывает. Если США отказывается вносить деньги в бюджет ВАДА, то это должны сделать мы. Тут не нужно жалеть ни средств, ни человеческого ресурса. И надо идти туда с союзниками, кто готов с нами заполнить это пространство, которое освобождают американцы. Зачем же упускать такой шанс?

О ПОТОЛКЕ В КХЛ

- Если мы заговорили о деньгах, как вы относитесь к введению жесткого потолка зарплат в КХЛ в 900 млн рублей на клуб? Есть альтернатива: Вячеслав Фетисов предлагает все деньги спонсоров собирать в общий бюджет, распределяя поровну между командами. Какой путь вам кажется более логичным?
- Точно не второй. Спонсоры предпочитают вкладываться в клубы, за которые болеют. Они окрашивают свои деньги – есть такой термин. Когда ты жертвуешь нечто, то показываешь так свои предпочтения и вкусы.

Складывать деньги в общий котел стоило бы, если б у нас дорого стоила продажа телевизионных прав. По примеру английского футбола или НХЛ. Там живут, в основном, за счет маркетинга. Это пока не модель КХЛ, хотя маркетинг в лиге тоже развивается. Может, должно пройти время.

В остальном я вижу столкновение двух идеологий. Мы уходим от модели, когда топ-клубы могли приглашать больших звезд. Идем к выравниванию команд через потолок, чтобы повысить конкуренцию.

Первая модель жила с советских времен. Вспомните, как ЦСКА (а также, хоть и в меньшей степени, московское «Динамо» и «Спартак») собирали под свои знамена лучших хоккеистов страны, на основе которых формировалась сборная СССР. А ведь региональные клубы просто грабили.

Вторая модель уже как принцип «сильная лига – сильная сборная». Так всегда жили канадцы. У них в сборной не так много клубных связок. Но на больших турнирах «Кленовые листья» - всегда грозная сила.

В моем понимании предпочтительнее сильная лига и высокий уровень конкуренции, чем наличие суперклубов. Тогда получается, что жесткий потолок зарплат как инструмент выравнивания команд – это правильная мера.

КХЛ вообще в каком-то смысле становится антиподом советского чемпионата. СКА и ЦСКА долго не могли взять Кубок Гагарина. «Трактор» играл в финале плей-офф. Туда пробивались скромные ХК МВД, «Атлант». Выстреливала «Сибирь», доходя до финала конференции. «Магнитка» побеждала сильный ЦСКА в Москве в седьмом матче. А ведь за такие интригующие моменты, за непредсказуемость и красоту борьбы мы и любим хоккей.

И вот я почему категорически настаиваю на том, что спорт хоть и стал политикой, но нужно вытаскивать его оттуда всеми силами. Спорт – это красота, справедливость, торжество гуманистических идей. На аренах царит честная спортивная борьба. И она показывает, на каких идеалах должна строиться реальная жизнь.

 

Новости. Хоккей