Голкипер СКА Евгений Набоков: Я возвращаюсь домой. Что в этом странного?

Евгений Набоков дал первое большое интервью после того, как покинул НХЛ и подписал четырехлетний контракт с питерским СКА. Один из лучших вратарей мира принял участие в «Прямой линии», подробно ответив на вопросы журналистов и посетителей редакционного п
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ХОККЕЙ
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

Евгений Набоков дал первое большое интервью после того, как покинул НХЛ и подписал четырехлетний контракт с питерским СКА. Один из лучших вратарей мира принял участие в «Прямой линии», подробно ответив на вопросы журналистов и посетителей редакционного портала «Советского спорта».

1-й ПЕРИОД

вопросы журналистов

«ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ…»

– Когда вы поняли, что «Сан-Хосе» от вас отказывается?

– Первого июля у меня истекал контракт с «акулами». Я старался не ломать голову, оставят ли меня в команде. А 24 или 25 июня, точно не помню, у меня состоялась встреча с генеральным менеджером «Сан-Хосе» Дугом Уилсоном. Он сказал, что клуб хочет пойти другим путем. Подписывать дорогого вратаря не будут. Им нужен более дешевый, габаритный голкипер.

– Ваше чувство в тот момент?

– Расстройство. Такая реакция поначалу была бы у каждого. Но остываешь и понимаешь, что это бизнес. Рано или поздно, мой уход из «Сан-Хосе» должен был случиться.

– Согласны с доводом Уилсона, что командам НХЛ теперь не нужны дорогие вратари?

– Это его мнение. Но в НХЛ привыкли следовать тенденциям. Я помню, как «Тампа-Бей» завоевала Кубок Стэнли в 2004 году. Игроки тогда здорово блокировали броски. После этого почти все клубы лиги сделали на этом акцент.

В финале нынешнего плей-офф играли недорогие вратари. «Чикаго» стал чемпионом вместе с молодым Ниеми. Наверное, в словах Уилсона есть доля истины. Но главная причина его решения в том, что давит потолок зарплат, и он избрал другую политику. «Сан-Хосе» около 10 лет пытался строить команду, взять Кубок Стэнли. Не получилось. Тогда Уилсон сменил стратегию. Бизнес есть бизнес.

– Элитные вратари, как и тафгаи, скоро вымрут в НХЛ?

– Нет. Я до сих пор верю в то, что голкипер – это половина команды. Но с одним вратарем ничего не выиграешь. Нужен баланс во всех линиях.

– Когда вы начали думать о КХЛ?

– Я обсуждал со своим агентом то, что можно переехать в Россию. Да и слухи разные ходили. Но это были разговоры на уровне шуток и предположений.

А через неделю после беседы с Уилсоном, за день-два до открытия рынка свободных агентов, вариант с КХЛ мы начали рассматривать всерьез. Нужно было быть готовым ко всему. Может, пришлось бы подписывать новый контракт уже через час после старта торгов.

Я не хотел ждать у моря погоды. Надо было принять правильное решение, где продолжать карьеру. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Если долго тянуть, то к августу можно не получить серьезных предложений из НХЛ, а также потерять контракт в Питере.

Может, мое решение покажется кому-то неправильным, нелогичным. Но, если люди так думают, они не знают всей ситуации. Не вижу ничего особенного в переходе в СКА. Я не еду куда-то за тридевять земель в непонятную лигу. Я возвращаюсь домой. Что в этом странного?

«БЫЛИ РАЗГОВОРЫ О «ДИНАМО»

– Вы давно живете в Сан-Хосе. Легко ли менять теплый климат Калифорнии на сырую погоду Питера?

– Непросто, конечно. Ну а если бы я переехал в Чикаго или Филадельфию? Там ведь тоже другой климат. Так что я думал не о погоде. А о том, как оказаться в хорошей команде. «Сан-Хосе» – отличная организация, ко мне здесь здорово относились. Я не хотел попасть в клуб ниже уровнем.

– Собираетесь продавать дом в Калифорнии?

– Нет. Пока это будет база нашей семьи.

– Раньше вы могли представить, что вас заберут в военнослужащие?

– Намекаете на то, что я попал в Спортивный клуб армии? – улыбается Набоков. – Я ведь играл за «Динамо». Это милиция, близко к военным. Увы, прежнее «Динамо» распалось. Но до этого были разговоры о том, что я могу вернуться в московский клуб.

– Вас не смущает новый регламент КХЛ, по которому игроку гарантированы 70 процентов от зарплаты, а еще 30 он может получить за успешное выступление в Кубке Гагарина?

– Тяжело обсуждать финансовую систему, если не знаешь, как и для чего она была принята. Я некомпетентен в этом вопросе. Если такую схему придумали, чтобы подхлестнуть хоккеистов для лучшей игры в плей-офф – то я не считаю это правильным. Игрок по умолчанию должен быть профессионалом, всегда настроенным на победу. «Срубил деньгу – и до свидания» – если у хоккеиста такой менталитет, то в большом спорте ему делать нечего.

– В НХЛ в смысле финансов тоже не все гладко…

– Конечно! Не буду выносить в прессу, сколько мы платим налогов государству, сколько лига забирает на депонент. Многим игрокам не нравится, что происходит в НХЛ. Но мы согласились на эти условия во время локаута. Теперь нужно подчиняться. А через несколько лет снова отстаивать свои интересы, когда закончится коллективное соглашение с лигой.

«С УДОВОЛЬСТВИЕМ СЫГРАЛ БЫ В ПИТЕРЕ С КОВАЛЬЧУКОМ»

– Вы привыкли в регулярном чемпионате НХЛ проводить по 70 матчей за сезон. Вам важна такая же плотная загрузка в КХЛ?

– Я давно не выступал в России. Там сейчас в регулярке 56 матчей, ведь так? Игры идут часто, но бывают «окна» на этапы Евротура. То есть нагрузка неравномерная. Так что тренеру решать, когда ставить Набокова.

– Да и переезды в России длиннее…

– Разве? Из Сан-Хосе до Детройта лететь пять часов. В Колумбус – то же самое. Другое дело, что в НХЛ ты летишь на восток, совершаешь турне по кругу, а потом возвращаешься домой. Я не знаю, какие маршруты в России.

– Вас можно будет увидеть на матче в Хабаровске? А на этапы Евротура собираетесь?

– Я же еду в КХЛ, чтобы играть. В том числе в Хабаровске. Но это вопрос к тренеру, поставит ли он меня на матч. То же касается Евротура. Это мы отдельно обсудим с Вячеславом Быковым. Кто сказал, что я ему буду нужен?

– Посоветовали бы Илье Ковальчуку перейти в СКА?

– Это не мое дело – давать советы Ковальчуку. Он парень взрослый. И прекрасно знает, что лучше для него и семьи. Но вы не найдете ни одного хоккеиста, который отказался бы выступать в одной команде с Илюхой. Я бы с удовольствием поиграл с ним в СКА.

– У вас бывали матчи, когда все валилось из рук?

– Это даже с великими мастерами происходит. Концентрации не хватило или дурацкий отскок… Такие игры нужно поскорее забыть. А в следующем матче доказать, что это случайность.

– Четвертьфинал с канадцами (3:7) к таким матчам относится?

– Олимпиада – тонкая тема. Такие поражения остаются с тобой на всю жизнь. Ванкувер хочется забыть, но это нереально. Хотя что лучше – уступить 2:3 или 3:7? Проигрыш есть проигрыш. И это самое обидное. Нужно делать выводы из таких неудач. Не только игрокам, но и тренерам с менеджерами. Ванкувер не должен повториться.

2-й ПЕРИОД

вопросы читателей

«БУДЕМ МЕНЯТЬ СТЕРЕОТИПЫ»

Вопрос от болельщика с ником Petrides: – Вы совсем еще юным голкипером дебютировали в «Торпедо» (Усть-Каменогорск) вместе с Виталием Еремеевым. Почему тренеры сделали ставку на вас? Дружите ли сейчас с Еремеевым?

– Да, мы с Виталиком дружим и общаемся. Не так плотно, как хотелось бы. Мешало то, что я жил на другом краю земного шара.

В то время в «Торпедо» был опытный Вова Бородулин. Он играл здорово, а нас только подпускали к составу. Признаться, я даже не помню, сколько матчей тогда провел.

Дядя Женя: – Был ли у вас вариант с «Вашингтоном»?

– Некорректно рассказывать, с кем я вел переговоры. Слухов полно, газеты переписывают их друг у друга. Но, будь возможность перейти в хороший клуб, я бы ее не упустил. Ведь я это и искал.

Алекс из Питера: – Какое первое впечатление вашей семьи от России и Санкт-Петербурга?

– Сейчас не скажу. Одно дело – приезжать в Россию как турист. Другое – жить там семь-восемь месяцев в году.

Родом из СССР: – Уже думали о том, что будет изображено на вашем шлеме? Что-то о прошлом в НХЛ?

– Это будет «вперед в будущее», что-то из российских мотивов. Рисунок придумаю, когда приеду в Питер.

Potap66: – 19 января 2000 года состоялось важное событие в вашей жизни. Помните, что произошло в тот день?

– Конечно! Это мой первый матч в НХЛ – в Денвере мы встречались с «Колорадо», чьи ворота защищал Патрик Руа. Мы сыграли 0:0, а я отразил 39 бросков. Считаю эту встречу самой памятной в карьере.

Forever_first: – СКА называют некубковой командой, а вас – уж простите – некубковым вратарем. Как к этому относитесь?

– Никак. Будем всей командой менять стереотип, свой имидж. Нужно работать. Играть хорошо.

Bastol: – Что думаете о людях, использующих термин «некубковость» в отношении команд или отдельных игроков? Не надуманно ли это?

– Спортсменов всегда обсуждают болельщики и эксперты. Мнений полно, и это особенность нашей профессии. Но вы задумайтесь: в НХЛ выступает 30 клубов. Кубок Стэнли берет кто-то один. Остальные, получается, некубковые?

У команды в НХЛ есть «окно» в четыре-пять лет на то, чтобы стать чемпионом. Потом ее начинают перестраивать. Рэй Бурк провел 21 год в «Бостоне», пока не перешел в «Колорадо» и не выиграл наконец-то Кубок Стэнли. Эд Бельфур провел около 10 лет в «Чикаго», но чемпионом стал только в 99-м с «Далласом».

Тема тонкая. Все хотят выиграть Кубок Стэнли или Кубок Гагарина. Но это не так легко. Так что не спешите клеить ярлыки.

«ВАУ! ЧТО Я СОТВОРИЛ?»

Nautilus: – Вопрос о вашей вратарской форме. Почему именно Vaughn?

– Вообще-то я раньше выступал в Bauer. Но потом эта фирма закончила выпускать линию для вратарей. Попробовал Vaughn – мне понравилось, я привык. Тем более в этой компании шьют форму под меня.

– В России нет видеороликов с советами для вратарей. Алексей Ковалев недавно выпустил DVD для начинающих игроков. Может, вам заняться просветительской деятельностью в нашей стране?

– Если это актуальная тема и она кому-то нужна…. Сезон очень насыщенный. Не знаю, будет ли время по ходу чемпионата. Но это вопрос организации дела. Сам я не против. Давайте обсуждать.

PetrovAV: – Сдвинулась ли ваша подготовка к сезону в связи с переходом в СКА?

– Конечно. Сезон в НХЛ начинается позже. Я уже тренируюсь и набираю форму. А скоро прилечу в Питер.

Swest: – Расскажите о вашем отце Викторе Дмитриевиче Набокове. Отличном хоккейном вратаре и тренере, приложившем усилие в воспитании таких голкиперов, как вы, Еремеев, Тарасов, Колесник, Худобин, Кузнецов, Огурешников…

– Представляете, какая у вас получится длинная статья?! Нужно делать отдельное интервью с папой. Даже я не знаю всех моментов его трудовой биографии. Если кому-то интересно, отец вряд ли откажет в интервью. Но нужно ехать в Усть-Каменогорск! – улыбается Набоков.

Lokert12: – Какие были ощущения, когда вы забили гол «Ванкуверу»?

– Сейчас вспоминаешь и думаешь: «Вау! Что же я сотворил?» А тогда казалось: «Ну, забил – и ладно. Попал, случайно или нет. Какая разница?» Обрадовался, конечно. Но не считал это чем-то выдающимся. А теперь вот уже восемь лет пытаюсь повторить. И не могу!

Gublin: – Представьте, что СКА и «Сан-Хосе» сыграют между собой на европейской площадке. Кто победит?

– А давайте организуем такой матч. И после игры обсудим, как все было здорово и кто сильнее.

Serenya: – За кого болели на чемпионате мира по футболу?

– Ни за кого. Наши ведь не играли в ЮАР. Даже финал не понравился. Этот турнир не стал для меня большим событием, как раньше. Подумаешь, чемпионат мира. Ничего особенного.

3-й ПЕРИОД

вопросы читателей

«ПРИХОДИТЕ КО МНЕ С ЛОПАТОЙ!»

Wi3ard: – Кто ваш любимый писатель и произведение? Нравится ли музыка? Ваш любимый художественный фильм?

– Конкретного писателя не назову. Но люблю биографии знаменитых людей. Недавно читал книгу о Федерере, а до этого – о Сампрасе. Меня больше интересуют спортсмены.

Музыку люблю разнообразную – начиная от русской и заканчивая американскими рок-бэндами, рэпом. Все зависит от настроения.

Художественный фильм? Может, «Неуловимые мстители»?.. Лучше пусть будет «Ирония судьбы, или С легким паром»!

– А вы читали Набокова?

– К своему стыду, нет.

Юлия Ягр: – Как выглядит ваша символическая сборная всех времен и народов? Назовите шестерку, в которой в воротах Набоков.

– Ого! Я думаю, лучше тройки KLM (Крутов – Ларионов – Макаров. – Прим. ред.), связки ФетисовКасатонов и Третьяка в воротах еще не было. И вряд ли будет. Но я выберу своих современников.

В атаке Дацюк, Овечкин и Ковальчук. Взял бы Малкина, но место центрального занято Пашей. В защите Зубов с Гончаром.

CCCP33: – Вы следили за КХЛ, находясь в США?

– Да, всегда.

Murphy_D: – Перевезете семью в Санкт-Петербург? Если да, сразу дам совет: купите сейчас лопату на зиму.

– Спасибо за совет. Лопату обязательно купим. А вы сами не хотите прийти со своей лопатой? – смеется Набоков. – Я сообщу свой питерский адрес.

…После интервью мы болтали с Набоковым об айфонах и айпадах. А что? Вполне нормальная тема для Силиконовой долины.

Нужно было сфотографироваться для газеты. Но Женя наотрез отказался. Наверное, потому, что сгорел на калифорнийском солнце. Тогда Набоков покопался в своем новом телефоне и отправил фото на мой. И попрощался, сказав, что у него еще одна встреча.

На снимке Евгений был в форме «Сан-Хосе» после победного матча в Кубке Стэнли (см.соседнюю страницу. – Прим. ред.) Он победно вскидывал руки. Вместе с ним ликовал весь стадион.

Набоков вообще-то терпеть не может фотографироваться. И ненавидит снимки в газетах, на которых он пропускает шайбу. Но этот кадр для него особенный. «Акулы» в жизни Жени по-прежнему занимают очень важное место. Команда, в которой Набоков стал одним из лучших вратарей мира. И которая так холодно с ним рассталась.

РАСКАТКА

КАФЕШКА В ЛОС-ГАТОСЕ

Сначала Евгений назначил встречу на Santana Row – красивой улице Сан-Хосе с дорогими магазинами и модными бутиками. Но в последний момент перезвонил и попросил приехать в Лос-Гатос – маленький городок вдали от даунтауна.

Мы сели в уютной кафешке. Набоков заказал себе йогурт, я – кофе. Расположились на веранде. По ходу разговора к Жене подходили разные люди. Жали ему руку, говорили теплые слова. Очень жалели, что «Сан-Хосе» с ним так поступил. Евгений дал автографы даже официантке заведения.

Я понял, что, если бы мы встретились в центре города, поговорить нам вообще бы не дали. Набоков очень долго был кумиром болельщиков «Сан-Хосе». Но покинул клуб не по своей воле. С этой больной темы мы и начали беседу.

ОВЕРТАЙМ

КАК НАБОКОВ ЗАБИЛ ГОЛ

Историческое событие произошло 10 марта 2002 года,напоминает корреспондент «Советского спорта» Павел ЛЫСЕНКОВ. В конце матча, при счете 4:6, «Ванкувер» заменил латвийского вратаря Петера Скудру на полевого игрока и отчаянно пытался спасти игру.

Но 26-летний Евгений Набоков похоронил надежды хозяев. Лучший новичок лиги прошлого года («Колдер Трофи»-2001), отразивший к тому моменту 26 бросков, остановил шайбу и после секундной паузы решил атаковать чужие ворота.

Набоков бросил шайбу парашютиком от своего пятачка, и она влетела в сетку впритирку с левой штангой! Это был первый и пока последний гол Евгения Набокова в карьере.

Напомним, что за 93 года существования НХЛ только девятерым вратарям удалось проявить себя в роли снайперов. Причем Рон Хэкстолл и Мартин Бродо сделали это дважды. А в пяти случаях из одиннадцати голы записывались на вратарей только потому, что в хоккее нет автоголов.

В январе прошлого года голкипер магнитогорского «Металлурга» Илья Проскуряков забил первый такой гол в истории КХЛ, когда поразил ворота «Ак Барса» (2:0). Так что у экс-вратаря «Магнитки» Евгения Набокова есть свои последователи.

Новости. Хоккей