Снегоходы. О чем тоскует снегоходчик?

Зима в европейских регионах России только пытается заявить о своих правах
20 декабря 2006 00:00
автор: Павел Юрьев

СНЕГОХОДЫ

Зима в европейских регионах России только пытается заявить о своих правах. Что, конечно, не радует многочисленных российских поклонников лыж. Страдают из-за отсутствия cнега и те, кто предпочитает лыжам снегоходы.

Впрочем, в своеобразной Мекке отечественного снегоходного спорта – Новом Уренгое – снег лег давно, а температура воздуха еще в ноябре опускалась до отметки минус 30 градусов. Однако Игорь Подовжний, член исполкома Мотоциклетной федерации России (МФР), в которую входит снегоходный комитет, считает, что не только погода является союзником гонщиков, представляющих Ямало-Ненецкий автономный округ.

— Погодные катаклизмы действительно поставили гонщиков в разные условия. Поэтому перед январскими стартами в рамках чемпионата страны команды «Факел» и «Ямбург» получили определенное преимущество. Но и в Новом Уренгое при минус 25–27 градусах спортсмены предпочитают на трассы не выходить. Машины начинают «похрустывать», а у людей повышается опасность обморожения.

С другой стороны, в подготовке к сезону важно и то, какие снегоходы получают спортсмены. И в этом смысле новоуренгойцы могут быть довольны. В их распоряжении новейшие модели, причем в таком количестве, которое позволит им гоняться по высшему разряду и на российских соревнованиях, и на чемпионате Европы.

— Что же это за машины?

— Финские производители «Линкс», войдя в состав канадской компании «Бомбардье», умудрились сделать самостоятельную и очень удачную версию «Революшн-1340». Хотя цена машины с двойным комплектом для модернизации «кусается» (18–19 тысяч долларов), она того стоит. Главное достоинство этого снегохода – наличие облегченных и при этом очень прочных деталей. Увеличение мощности достигается при минимальном весе машины. Идет борьба за каждый килограмм веса.

ЛИДЕРЫ НОВЫЕ И СТАРЫЕ

— Означает ли это, что гонщики «Факела» и «Ямбурга» по-прежнему будут диктовать конкурентам свои условия?

— Не уверен. Талантливые ребята есть везде. Другое дело, что в Новом Уренгое снегоходному спорту уделяется много внимания, поэтому там больше мастеровитых ребят. Но общий уровень всех клубов поднялся. Активно готовится Тюмень, там хорошая поросль, последние два сезона ее гонщики выступали очень прилично.

К тому же экс-чемпион России в свободном классе Максим Шевченко весной повредил ногу. Машина выдержала приземление с трамплина, а вот колено во время прыжка треснуло. Так что в наступающем сезоне он выступать не будет. Хотя обязательно будет помогать команде.

— А как себя чувствует многократный чемпион России в отечественном классе Алексей Цыбовский, для которого минувший сезон из-за проблем со здоровьем явно не сложился?

— По натуре Леша лидер, хотя в общении с ним этого можно не заметить. Другое дело трасса. Он серьезно готовится, как и Паша Захаров. Вернулся в большие гонки Виктор Пашковский, он травмировал несколько лет назад ногу, долго лечился, но здоровье полностью восстановил. В строю и в полном здравии действующий чемпион страны из «Ямбурга» Владимир Ушаков. И Дмитрий Цуков тоже.

— Обращаю внимание на календарь – и вижу, что он по-прежнему очень насыщен, включает пять дисциплин. Но есть и заметные изменения. С чем это связано?

— Кроме кросса в свободном классе и трековых гонок в новом сезоне мы решили собирать гонщиков для выявления лучших в одном месте. Например, два главных старта для спринт-кроссменов — чемпионат и Кубок России – пройдут в феврале друг за другом в течение десяти дней. Один будет принимать Крылатское в Москве, другой – Дмитровский район Московской области. При этом на предварительный отбор (гонку на скорость) могут заявиться абсолютно все желающие. Ну а лучшие будут соревноваться по схеме, давно опробованной профи из спидвея.

Те гонщики, кому близки по духу многокилометровые просторы эндуро, будут бороться за медали первенства в Санкт-Петербурге в марте.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КЛАСС ДАЕТ ПРОЩАЛЬНУЮ ГАСТРОЛЬ?

— Этой же причиной объясняется наличие всего одного этапа кросса в отечественном классе?

— Нет, здесь другая история. Ситуация с отечественным классом второй раз идет по одному и тому же сценарию. В свое время гонщики выступали на «буранах». Устаревшая ненадежная модель, скорости невысокие, ход подвески всего 30 миллиметров. И машина разбивалась быстро, и гонщикам было тяжело: сказывались колоссальные нагрузки на опорно-двигательном аппарате.

На «буранах» отказались кататься, перешли на «тайгу» и «рысь». Для охоты, рыбалки, туристического отдыха, хозяйственных целей – машины вполне симпатичные. Но, когда на них садятся спортсмены и начинаются запредельные нагрузки, и эти снегоходы не выдерживают. Поэтому было принято решение, за исключением рамы и двигателя, то есть базы, создающей скорость, заменять остальные узлы на иностранные. Это касалось задней и передней подвески, гусеницы, элементов электрооборудования.

Все это делалось для большей надежности, безопасности и эффективности машин. Но переделками занимались сами спортсмены и механики команд. Уфимский и рыбинский заводы-изготовители никаких эффективных шагов не предпринимали.

К тому же динамика машин все равно уступает зарубежным аналогам, и в плане надежности наши явно проигрывают. Одним словом, не исключаю, что отечественный класс доживает свой последний сезон. Но, для того чтобы чемпион был полноценным, этап в Рыбинске растянется на два дня, в каждом из которых будут проведены по три финальных заезда.

— В календаре можно увидеть еще один любопытный момент. Соревнования будут проходить в почти соседних регионах…

— Вы правильно заметили, календарь составлен так, чтобы переезды были минимальными по километражу. Сначала весь снегоходный десант отправится в Вологодскую область, в Кириллов, где с 27 по 28 января пройдет первый этап в свободном классе, через неделю гонщики будут состязаться в подмосковном Серпухове. Затем две недели отданы для спринт-кросса (Москва и Дмитров), после чего лучшие гонщики поедут на первый этап Кубка Европы в Эстонии и так далее. Ну а завершатся российские старты уже традиционно в Новом Уренгое 7–8 апреля, когда состоится последний этап в свободном классе. Сборная же закончит свои выступления 22 апреля в финском Рованиеми.

НОВОЕ РЕШЕНИЕ – АККРЕДИТОВАНЫ НА ЧЕТЫРЕ ГОДА

— В прошлом сезоне отечественные снегоходчики, как и другие представители МФР, оказались в непростой ситуации. Ваша федерация не получила от Федерального агентства по физической культуре и спорту аккредитации, которая досталась невесть откуда взявшейся Национальной российской мотофедерации (НРМФ). Какова ситуация на данный момент?

— Ситуация разрешилась, как мы и предполагали, в нашу пользу. Этой осенью МФР, давно признанная международной федерацией, получила от агентства аккредитацию сроком на четыре года и вернула себе все права. Теперь мы вновь можем именовать наши турниры чемпионатами страны. НРМФ этой привилегии лишена.

Признаюсь, обидно, что в своеобразной борьбе чиновников пострадали некоторые спортсмены. Приведу один пример. Сильные гонщики по спидвею из Каменск-Уральского побеждали на турнирах под эгидой НРМФ, но не могли участвовать на чемпионатах мира и Европы. Именно МФР наделена полномочиями выдавать лицензии на международные соревнования, и они достались победителям наших турниров.

Налаживаются отношения и с РОСТО. Его руководители обещают финансовую поддержку в оплате судей, обеспечении нужд сборной. Хотя, понятно, что без поддержки предприятий, владельцев клубов мы не обойдемся.

Одним словом, сегодня все встало на свои места. Борьба закончилась, а напряженная работа продолжается.

— Какие проблемы вас беспокоят в первую очередь?

— Все больше гонщиков поднимаются до европейского уровня. Мы можем выставить уже полноценную команду – 4–6 человек на Европу. Мы добились также стабильности в плане проведения соревнований сразу по пяти видам. Но массового движения в снегоходы, что присутствует сегодня в Европе и Северной Америке, у нас не получается. Уровень жизни там выше, чем у нас.

Правда, богатые люди, купившие дорогие машины, у нас все же есть, и мы их пытаемся привлекать к соревнованиям, причем старты любителей уже нередко проходят в рамках официальных турниров. Организаторы предоставляют трассу, судейскую бригаду, обеспечивают безопасность.

Что же касается профессионалов, мы работаем над тем, чтобы все старты сезона прошли на высоком уровне. Это должно увеличить круг регионов, желающих принять соревнования снегоходчиков, и, собственно, число самих спортсменов.

Ведь сегодня, например, на серьезном уровне занимаются снегоходами в Свердловской области, но уральцев мы никак не можем подтянуть к общероссийским соревнованиям. Еще один факт. В Красноярском крае очень популярно таежное ралли «Золотая лихорадка». Экстремальное соревнование с ночевкой, когда снегоходы идут с прицепом по приборам.

Как пример постепенного вовлечения в профессиональные соревнования регионов — трековые гонки. Всероссийские соревнования состоят уже из четырех этапов: в Самаре, Уфе, Ижевске и Нефтекамске. Обычно для этого используются ипподромы, которые уже не первый год приспосабливают зимой под снегоходы. Растет число участников, мастерство спортсменов. Дорабатываются, отшлифовываются правила соревнований, и скоро они могут перейти в разряд чемпионата России.

ДОСЛОВНО

Игорь Подовжний, член исполкома Мотоциклетной федерации России:

— Снегоход может работать два-три года, если гонщик ласково относится к машине, технично выполняет прыжки, плавно ее приземляет, а не бьет, как врага народа. А бывает же, что уже и в первом заезде дорогостоящую машину попросту убивают.