Великий пост: время остановиться и поголодать - Советский спорт

Матч-центр

  • НХЛ - регулярный чемпионат
    3-й период
    Ванкувер Кэнакс
    Эдмонтон Ойлерз
    3
    1
  • 15 марта 2002 00:00Автор: Демченко Константин

    Великий пост: время остановиться и поголодать

    "Была коту масленица, а настал — Великий пост". Сей афоризм известен еще со стародавних времен и при всей юмористической окраске точно отражает особенности православного христианского календаря. Заканчивается череда праздников, приходит время размышлений и ограничений. В понедельник, 18 марта, начинается один из самых строгих христианских постов — Великий. Семь седмиц, или иначе 49 дней, весь православный мир должен забыть о беззаботном существовании и гулянье, чтобы подготовить себя к самому великому празднеству — Пасхе. Светлому Воскресению Господа!

    ЕДА - "ФИЗИКА". СУТЬ - В НРАВСТВЕННОМ

    В последнее десятилетие многие наши соотечественники вновь повернулись к религии, которую прежде им заменял "Кодекс строителей коммунизма". Впрочем, возврат к православию получился у некоторых достаточно своеобразным. Так, например, можно лицезреть, как некий новокрещеный буквально на ступенях храма принимается рассуждать о глубоком медицинском смысле голодания по церковным канонам и Божьим заповедям. Между прочим, иерархи Церкви категорически не желают соотносить идею постов с некими сугубо врачебными аспектами. Если уж и вести речь о здоровье, настаивают они, то в первую и главную очередь о здоровье нравственном.

    Любой пост — время, выделенное человеку на размышления среди суеты жизни. Когда нужно чуть приостановиться на бегу, оглянуться, задуматься, оценить свою жизнь честно и беспристрастно. И через эту оценку прийти к осознанию каких-то собственных ошибок, а также к желанию избегать их впредь, стать чище, лучше, добрее.

    Важной составляющей этого процесса является идея наложения ограничений в повседневной жизни. В частности, на рацион питания. Теоретически, конечно, осознавать грехи и каяться, наверное, можно и на сытый желудок. Однако Церковь утверждает, что пост нельзя рассматривать как некую тяжелую повинность. Человек слаб по своей сути, подвержен всяческим соблазнам и искушениям. Постясь, он испытывает себя, а накладываемые ограничения — лишь небольшая физическая составляющая глубокого нравственного процесса, который должен пройти в дни поста любой православный, чтобы к его концу стать уже другим человеком. В этом отношении глубоко символичное значение приобретает окончание поста, который всегда завершается исповедью, покаянием, очищением от грехов. И если в конечном итоге в душе воцарятся мир и покой, исчезнут из сердца злоба и зависть, можно смело сказать, что пост был пройден не зря.

    РАЗУМНАЯ СТРОГОСТЬ

    Примечательно, что согласно установлениям Православной церкви в течение года предусмотрено 220 постных дней. Таким образом, так или иначе ограничивать себя в питании человек вынужден 2/3 календарного года. Некоторые историки утверждают, что в этом заложен не только сугубо библейский, но еще и чисто практический смысл. У наших далеких предков не было возможности объедаться ежедневно на завтрак, обед и ужин. Посему христианские заповеди создавали необходимую нравственную базу и регулировали в том числе разумный подход к гастрономии племен и народов.

    Впрочем, из всего обилия существующих постных дней можно выделить многодневные посты, коих насчитывается четыре. Великий пост — первый в году, одновременно же и самый строгий. На этот раз он завершится 4 мая. В июле будет десятидневный Петров пост, в августе — Успенский, а с 28 ноября начнется Рождественский пост, который завершается празднованием Рождества Господня. Время в перерывах между постами называется "мясоед" с градацией по временам года. Так, за Великим постом следует весенний мясоед, а, например, за Успенским — осенний.

    В первые два дня первой недели Великого поста установлена высшая степень воздержания — в эти дни предписывается полный отказ от пищи. В остальные дни, кроме суббот и воскресений, установлена вторая степень воздержания — пища принимается один раз, без масла, в вечернее время. В субботние и воскресные дни разрешается третья степень поста, то есть употребление сваренной пищи, с маслом, дважды в день. Последняя степень воздержания — употребление рыбы. Рыба разрешается только в праздники Благовещения (7 апреля) и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье — 23 апреля). В Лазареву субботу разрешается употреблять рыбную икру. В эти дни допускается и горячая пища с растительным маслом.

    В дни памяти самых почитаемых святых также разрешается вкушать растительное масло.

    В Страстную седмицу (последнюю неделю перед Пасхой) предписывается пост второй степени — сухоядие, а в пятницу и субботу — полное воздержание от пищи.

    Но пост — это не смирительная рубашка, утверждает Церковь. В пост необходимо входить постепенно, и каждый человек должен сам определить, сколько ему требуется в сутки пищи и питья. Пожилые, больные люди, дети и беременные женщины могут освобождаться от строгого поста.


    КСТАТИ

    Церковный устав различает 4 степени строгого поста: "сухоядение" - то есть хлеб, невареные овощи и фрукты, свежие, сушеные или квашеные; "варения без елея" - вареные овощи без растительного масла; "разрешение на вино и елей" (вино испивается мерой для укрепления сил постящихся); "разрешение на рыбу" - рыба в Великий пост вкушается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и (по обычаю) в неделю Ваий - Вербное воскресенье. В субботу и в воскресенье дается разрешение на вино и елей. От понедельника до пятницы положено сухоядение, варение без елея.