Новый Уренгой называет лучших - Советский спорт

Матч-центр

  • КХЛ - регулярный чемпионат
    3-й период
    Куньлунь Ред Стар
    Динамо Мн
    3
    1
  • МХЛ - регулярный чемпионат
    начало в 17:00
    Красная Армия
    Атланты
    0
    0
  • 28-й тур
    начало в 18:00
    Шахтёр С
    БАТЭ
    0
    0
  • 22 апреля 2010 22:56Автор: Панкратов Юрий

    Новый Уренгой называет лучших

    На исходе снегоходного сезона в России неподалеку от Полярного круга прозвучало имя самого универсального гонщика года. Им стал лидер «Ямбурга» Максим Шевченко, который в 2009-м был в рейтинге лишь девятым.

    СНЕГОХОДНЫЙ СПОРТ
    ИТОГИ СЕЗОНА

    На исходе снегоходного сезона в России неподалеку от Полярного круга прозвучало имя самого универсального гонщика года. Им стал лидер «Ямбурга» Максим Шевченко, который в 2009-м был в рейтинге лишь девятым.

    У «ГОНКИ ЗВЕЗД» ОДНА ЗВЕЗДА

    Календарь всероссийских снегоходных гонок расписан на три месяца. Но по своей насыщенности он даст фору иным техническим дисциплинам.

    За квартал гонщики проводят массу стартов в чемпионатах и Кубках страны по классическому кроссу, эндуро и спринт-кроссу. А завершают свой поход в апреле в Новом Уренгое. Там по традиции проходит «Гонка звезд». Она имеет наивысший коэффициент среди всех стартов года. Это не только повышает ее престиж, но и делает ключевой с точки зрения определения лучшего гонщика страны.

    В Мекке снегоходного спорта, встретившей участников приполярной весенней погодой (постоянный ветер при минус 20), оказались все победители предшествовавших «Гонке звезд» турниров. То есть главные претенденты на звание MVP сезона-2010.

    Но реальной борьбы ни в одном из трех зачетных заездов не получилось. Максим Шевченко, лидер «Ямбурга», команды, как и «Факел», базирующейся в Новом Уренгое, мощно стартовал, захватывал лидерство и не упускал его до финиша.

    – Максим ездил здесь в свое удовольствие, – замечает член Исполкома Мотоциклетной федерации России (МФР), куда снегоходы входят на правах спецкомиссии, Игорь Подовжний.

    – К концу сезона он избавился от болячек и набрал оптимальную форму. А его главные конкуренты не смогли показать своей лучшей езды. Если с тюменцем Евгением Мартюченко, главным открытием сезона, все ясно – он выходил на трассу сразу после гриппа, то произошедшее с Денисом Рязанцевым из Ярославля объяснить непросто.

    На родной трассе, увы, не порадовали гонщики «Факела». Да, сказывается смена поколений и тренера. Но и опытный Леша Цыбовский не поддержал реноме команды. Возможно, сказалось то, что он много времени уделяет учебе в институте. Похвалить можно разве что юниора Артема Чернявина, здорово прибавившего в уровне мастерства, он проявил бойцовские качества и стремление к победе. Дмитрию Склярову из «Ямбурга» пришлось изрядно попотеть, чтобы сохранить свои лидерские позиции в юниорской категории.

    И ВНОВЬ О ПОГОДЕ

    Зима в этом году по России выдалась морозной и снежной. И, казалось бы, гонщикам остается соревноваться в свое удовольствие. Но это только на первый взгляд.

    Нефтегазовый Сургут готов стать одним из самых привлекательных центров снегоходного спорта. Не случайно, что там запланировали чемпионат Уральского федерального округа, куда приезжают лучшие гонщики страны: в первую очередь из Нового Уренгоя и Тюмени.

    Все подготовлено и для участников, и для болельщиков. Но ведь столбик термометра постоянно находился на отметке минус 33! А медицинские требования таковы: на трассу можно выходить при температуре не ниже минус 28. И, как бы ни хотели зрители, старт так и не состоялся.

    Из-за мороза под вопросом оказался и первый этап Кубка России по классическому кроссу – с этого замечания начинает подводить итоги сезона председатель комиссии снегоходов МФР Александр Никитин.

    – Но ведь все обошлось. Не так ли?

    – В Йошкар-Оле, которая впервые принимала соревнования такого уровня, все закончилось благополучно. Хотя ситуация действительно была неординарной. В субботу, в обед, когда мороз под солнечными лучами чуть отступил – всего-то минус 26, мы провели первый финальный заезд. А в воскресенье природа решила и гонщиков, и организаторов, и болельщиков проверить на прочность.

    С утра не только около минус 35, но и влажность 100 процентов (неподалеку ГЭС). Ощущение, что воздух заморозился, он просто звенел. А каково в этой ситуации гонщикам, мчащимся на огромной скорости?

    Но, с другой стороны, организаторы приложили максимум усилий, в том числе финансовых, для проведения этапа. В Йошкар-Оле подобралась симпатичная команда организаторов, которая к тому же пользуется поддержкой властей. А тут еще зрители, которые, невзирая на лютый мороз, пришли в ожидании зрелища.

    Гонщики пошли на компромисс. Вместо двух запланированных на воскресенье этапов состоялся один. И стартовал он в обеденное время. Уже было минус 28, но влажность все равно была большой, поэтому мы просили ребят одеться потеплее.

    – Складывается впечатление, что мороз этой зимой «достал» гонщиков...

    – В январе и первой половине февраля было действительно холодновато. Но ситуаций, случившихся в Сургуте и Йошкар-Оле, уже не повторялось. В Самаре, где 30–31 января проходил 2-й этап Кубка страны, все прошло отлично, несмотря на крепкий морозец. Вообще, этот большой город теперь становится уже традиционным и привлекательным местом соревнований для снегоходчиков. В прошлом году там проходила обкатка новой трассы. А сейчас усилиями Павла Захарова и его соратников все вышло на новый уровень. В Самаре целый комплекс: мотоциклы, квадрациклы, необходимое для подготовки трасс оборудование и техника, включая ретрак.

    БОЛЬШЕ ГОНЩИКОВ – БОЛЬШЕ ПРОБЛЕМ

    – Года три-четыре назад о профессиональных гонках в Самаре, Сургуте и слышно не было. Нынешнее положение вещей наверняка вас устраивает больше?

    Это одно из главных достижений последних лет. Причем география расширяется в самых разных регионах. Там, где добывается нефть и газ, помимо Нового Уренгоя, появились Сургут, Надым, Нефтеюганск. В Поволжье, я очень надеюсь, теперь наш спорт будет развиваться вокруг самарского центра. Среди новичков и Йошкар-Ола.

    Вообще, очень здорово, что на снегоходной карте России появляются новые точки. Но еще важнее, что они активно развиваются. Как пример – Вологодская область. Там энтузиасты, в прошлом году проводившие эндуро, не только сумели показать местной власти, что снегоходы – это красиво и интересно, но и сумели получить для соревнований участок земли. Старый карьер меньше чем за год превратили в целый комплекс. Здесь уже построены дома, подведено освещение, есть площадки для спортсменов и зрителей. Ну а главное – отличная трасса как для классического кросса, так и для спринт-кросса, над которыми постоянно трудится ретрак. Спринтеры – участники Кубка (13–14 марта) были очень довольны. Как и зрители: минус один градус, яркое солнце и полное безветрие.

    В прошлом году вы восхищались приемом в Новом Устюге. Как на этот раз?

    – В городе ежегодно в начале марта проводится праздник Деда Мороза. Он входит в федеральную программу. Это масса мероприятий, в рамках которых на этот раз проходил четвертый, заключительный этап Кубка России по кроссу. Все происходило на берегу реки в окружении массы болельщиков и семи церквей. Возьмите в кадр любой кусочек трассы и обязательно за любым снегоходом увидите церковь.

    Становится все больше мест, где можно не только качественно проводить старты. Все больше и самих снегоходов, и, соответственно, гонщиков. Но это обстоятельство начинает создавать нашему снегоходному спорту определенные проблемы.

    – В чем их суть?

    Всероссийский календарь расписан очень подробно, и с ним можно ознакомиться задолго до старта сезона. Но почему-то параллельно с едва ли не самым главным стартом сезона – суперфиналом чемпионата России по кроссу в Тюмени – в различных городах проходят неофициальные гонки.

    Получается так, что некоторых вполне устраивает своеобразный междусобойчик у себя дома. Ездить далеко не надо, да и многочисленные конкуренты – по зубам. А тут еще приличные призовые. В том же Рыбинске – это 500 тысяч рублей. И москвичи, и представители Питера в конце февраля также придумали для себя любимых гонки.

    Никто не против новых, разнообразных гонок. В том же подмосковном Левково 23 февраля прошли замечательные соревнования с участием более 100 участников на квадрациклах и снегоходах: зачет шел по сумме двух дисциплин – кантри-кроссу и классическому кроссу. Притом они не пересекались с официальными стартами.

    Календарь на зимний сезон верстается еще весной, а утверждается осенью. Так неужели нельзя сделать так, чтобы лучшие гонщики всех регионов приехали на чемпионат России?

    ПРЫЖКИ НА 40 МЕТРОВ НА СКОРОСТИ 120 КИЛОМЕТРОВ

    Это вы возвращаетесь к тюменскому суперфиналу по кроссу?

    – Несмотря на то что часть гонщиков не приехала (из Питера был лишь один человек), все сильнейшие вышли на шикарно подготовленную трассу – пусть на стартовых позициях и появились вакантные места (4 из 22).

    Проигнорировавшие тюменские старты много потеряли?

    – Такую быструю, напряженную трассу надо еще поискать. Ведь по регламенту средняя скорость гонщика на трассе не должна превышать 60 километров в час. В Тюмени этот лимит практически был исчерпан.

    На некоторых прямых участках лидеры сезона мчались на скорости под 120 километров, совершая на трамплинах прыжки по 30–40 метров. Для зрителей это – фантастика. Да и у гонщиков дух захватывает.

    И кто же в этой борьбе победил? Новый Уренгой?

    – В последние годы у снегоходчиков появилась своеобразная поговорка: если приехал Новый Уренгой, то другим в борьбе за золото делать нечего – «Ямбург» и «Факел» имеют очень солидную базу и хороших гонщиков. Но пришло время и другим командам бросить вызов.

    В прошлом году это сделал Денис Рязанцев из Ярославля. Он после кропотливого подсчета очков во всех рейтинговых турнирах сумел даже стать первым в общей классификации сезона-2009. В этом году его примеру последовали тюменцы. В первую очередь Евгений Мартюченко.

    – Ну так для него это родная трасса, каждый трамплин, поворот изучены досконально...

    – Опытный мастер за время тренировочных заездов может разобрать любую трассу до мелочей. К тому же Евгений прилично отработал весь сезон.

    В Тюмени хозяева трасс Николай Грачев и Мартюченко продемонстрировали не только классную езду, но и настойчивость, мужской характер. А ведь большую часть прошлого сезона тот же Евгений провел в юниорах. А тут – звание чемпиона России в самом престижном классе. Причем, задержавшись на старте одного из трех заездов, он с последнего места едва не перебрался на первое. А уж когда Мартюченко начинал заезд хорошо, то у соперников шансов почти не оставалось.

    Но не только тюменцы показали свой потенциал. Отличные перспективы у молодых гонщиков: Дмитрия Спирина из Вологды, ярославца Романа Орехова, питерца Артема Пехтерева. А еще мне симпатичен мальчишка из Вельска (Архангельская область) Алеша Попов. Так что ряды конкурентов новоуренгойских гонщиков растут. Впрочем, у того же «Ямбурга» есть блестящий юниор Дмитрий Скляров, а у «Факела» – Артем Чернявин.

    – В Тюмень еще приезжали и кемеровчане Воженников и Петров, которые в первой половине десятилетия были непобедимы. Как у них сложились дела?

    – Долгое отсутствие не могло не сказаться на результатах того же Воженникова. Когда я увидел Диму на тренировке, посчитал, что он не готов к серьезным испытаниям. Но мастерство не ушло. Он сумел выступить достойно, заняв пятое место.

    А как же лидер «Ямбурга» Максим Шевченко?

    – В тот момент, похоже, он был еще не в лучшей форме, старые травмы мешали, поэтому не во всех заездах он был безупречен. Но бился Максим из последних сил. Он признался: все – сил нет, больше ехать не могу.

    Однако Кубок России по кроссу, который вручался по итогам четырех этапов, Шевченко выиграл, обойдя Мартюченко на 9 очков. Как и апрельскую «Гонку звезд», что и позволило ему в итоге стать лучшим гонщиком сезона.

    НА ЧЕМПИОНАТ МИРА НА РАЗВЕДКУ

    А ведь чуть раньше Максим со своими партнерами по «Ямбургу» и с питерцем Быковым побывали на чемпионате мира...

    Он состоялся в конце марта в шведском местечке под названием Мала. Самой представительной была местная сборная, но и гостей оказалось предостаточно. Из Норвегии, Италии, Исландии, Финляндии, России. Вне конкуренции оказались американцы. Такер Хибберт и Кори Дэвис заняли первое и третье места соответственно. А между ними вклинился швед Йохан Лидман. Наши в число финалистов, увы, не попали.

    В чем причины этой неудачи?

    – Мы два года не ездили на мировой чемпионат. И наш приезд больше напоминал разведку. Специальной подготовки к нему не было, как не было и настроя «на последний бой». Шведская трасса оказалась для наших ребят открытием. Она была сделана на американский лад: практически ни одного прямого участка, поворот за поворотом на очень больших барханах. И ехали мы практически на стандартных машинах, отпахавших целый сезон, а то и более. Для других спортсменов технику для чемпионата мира готовили специально, даже с учетом теплой погоды, очень тяжелого, сырого снега.

    Впрочем, у Шевченко все же было желание себя показать. Но за два года снегоходный мир успел убежать далеко вперед. Изменился не только подход организаторов к трассам, но и подготовка самого спортсмена. Она не ограничивается многочисленными тренировками и стартами на снегу.

    Это и многое другое мы обсудим на ежегодной всероссийской конференции снегоходчиков 22 мая.

    СНЕГОХОДЫ-2010

    СТАТИСТИКА

    КРОСС НА СНЕГОХОДАХ

    ЧЕМПИОНАТ РОССИИ

    СУПЕРФИНАЛ. ТЮМЕНЬ. 27–28 ФЕВРАЛЯ

    ВЗРОСЛЫЕ

    1.

    Евгений Мартюченко

    «Воронинские горки» (Тюмень)

    2.

    Николай Грачев

    «Воронинские горки»

    3.

    Максим Шевченко

    «Ямбург» (Новый Уренгой)

    4.

    Сергей Грачев

    «Воронинские горки»

    5.

    Дмитрий Воженников

    «Винтертур» (Кемерово)

    КОМАНДНЫЙ ЗАЧЕТ

    1.

    Уральский федеральный округ

    2.

    Сибирский федеральный округ

    3.

    Центральный федеральный округ

    ЮНИОРЫ

    1.

    Дмитрий Скляров

    «Ямбург»

    2.

    Артем Пехтерев

    Санкт-Петербург

    3.

    Артем Чернявин

    «Факел»

    4.

    Андрей Бычихин

    «Ямбург»

    5.

    Андрей Ищенко

    «Факел»

    ЮНОШИ

    1.

    Леонид Григорьев

    «Ямбург»

    2.

    Александр Мадяр

    «Воронинские горки»

    3.

    Алексей Мороков

    «Ямбург»

    4.

    Евгений Смолин

    «Факел»

    5.

    Михаил Байдуков

    «Воронинские горки»

    КУБОК РОССИИ. ПО СУММЕ 4 ЭТАПОВ

    (ЙОШКАР-ОЛА, 23–24 января; САМАРА, 30–31 января;ШЛИССЕЛЬБУРГ, 8–9 февраля; ВЕЛИКИЙ УСТЮГ, 6–7 марта)

    ВЗРОСЛЫЕ

    1.

    Максим Шевченко

    «Ямбург»

    2.

    Евгений Мартюченко

    «Воронинские горки»

    3.

    Денис Рязанцев

    «Атлант» (Ярославль)

    4.

    Максим Алексеев

    «Факел»

    5.

    Александр Шальнов

    «Ямбург»

    ЮНОШИ

    1.

    Дмитрий Скляров

    «Ямбург»

    2.

    Артем Чернявин

    «Факел»

    3.

    Леонид Григорьев

    «Ямбург»

    4.

    Андрей Бычихин

    «Ямбург»

    5.

    Александр Мадяр

    «Воронинские горки»

    КЛУБНЫЙ ЗАЧЕТ

    (ОБЩИЙ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ЮНОШЕЙ)

    1. СТК «Ямбург». 2. Тюмень-1. 3. СТК «Факел».

    4. Тюмень-2. 5. Брандт «Поларис».

    «ГОНКА ЗВЕЗД». НОВЫЙ УРЕНГОЙ. 4 АПРЕЛЯ

    ВЗРОСЛЫЕ

    1.

    Максим Шевченко

    «Ямбург»

    2.

    Александр Шальнов

    «Ямбург»

    3.

    Евгений Мартюченко «Воронинские горки»

    4.

    Денис Рязанцев

    «Атлант»

    5.

    Роман Орехов

    «Атлант»

    ЮНИОРЫ

    1.

    Дмитрий Скляров

    «Ямбург»

    2.

    Артем Чернявин

    «Факел»

    3.

    Денис Багаев

    «Ямбург»

    4.

    Руслан Шмаль

    Москва

    5.

    Андрей Бычихин

    «Ямбург»

    ЮНОШИ

    1.

    Леонид Григорьев

    «Ямбург»

    2.

    Алексей Мороков

    «Ямбург»

    3.

    Евгений Смолин

    «Факел»

    4.

    Владислав Степура

    «Факел»

    5.

    Александр Знайдюк

    «Факел»

    ЭНДУРО НА СНЕГОХОДАХ

    ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ТВЕРЬ. 13–14 ФЕВРАЛЯ

    1.

    Максим Шевченко

    «Ямбург»

    2.

    Денис Рязанцев

    «Атлант»

    3.

    Александр Шальнов

    «Ямбург»

    4.

    Роман Орехов

    «Атлант»

    5.

    Сергей Романенко

    «Ямбург»

    КЛУБНЫЙ ЗАЧЕТ

    1. СТК «Ямбург»-1. 2. СТК «Ямбург»-2. 3. СТК «Ямбург»-3. 4. СК «Олимп» (Москва). 5. СТК «Атлант».

    СПРИНТ-КРОСС

    ЧЕМПИОНАТ МФР. ЯРОСЛАВЛЬ. 19–20 ФЕВРАЛЯ

    1.

    Максим Шевченко

    «Ямбург»

    2.

    Алексей Быков

    Санкт-Петербург

    3.

    Сергей Романенко

    «Ямбург»

    4.

    Денис Рязанцев

    «Атлант»

    5.

    Александр Шальнов

    «Ямбург»

    КУБОК МФР. ВОЛОГДА. 13–14 МАРТА

    1.

    Денис Рязанцев

    «Атлант»

    2.

    Сергей Романенко

    «Ямбург»

    3.

    Александр Шальнов

    «Ямбург»

    4.

    Максим Шевченко

    «Ямбург»

    5.

    Артем Пехтерев

    Санкт-Петербург

    РЕЙТИНГ ГОНЩИКОВ-2010

    (предварительный, 15 лучших)

    1.

    Максим Шевченко

    437,3 очка

    2.

    Денис Рязанцев

    407,8

    3.

    Александр Шальнов

    395,0

    4.

    Дмитрий Цуков

    385,7

    5.

    Сергей Романенко

    338,4

    6.

    Роман Орехов

    338,0

    7.

    Дмитрий Скляров

    336,9

    8.

    Максим Алексеев

    313,3

    9.

    Артем Пехтерев

    312,3

    10.

    Артем Чернявин

    300,7

    11.

    Андрей Бычихин

    293,6

    12.

    Евгений Мартюченко

    281,6

    13.

    Виктор Жельский

    280,6

    14.

    Павел Арешков

    228,4

    15.

    Сергей Грачев

    186,3