Типичная шведская модель - Советский спорт

Матч-центр

  • 15-й тур
    начало в 22:30
    Нюрнберг
    Вольфсбург
    0
    0
  • 16-й тур
    начало в 23:00
    Сельта
    Леганес
    0
    0
  • 18-й тур
    начало в 00:00
    Дижон
    ПСЖ
    0
    0
  • 18-й тур
    начало в 00:00
    Генгам
    Ренн
    0
    0
  • 18-й тур
    начало в 00:00
    Лион
    Монако
    0
    0
  • 18-й тур
    начало в 00:00
    Марсель
    Бордо
    0
    0
  • 18-й тур
    начало в 00:00
    Амьен
    Анже
    0
    0
  • 18-й тур
    начало в 00:00
    Ницца
    Сент-Этьен
    0
    0
  • 18-й тур
    начало в 00:00
    Ним
    Лилль
    0
    0
  • 18-й тур
    начало в 00:00
    Реймс
    Страсбург
    0
    0
  • 18-й тур
    начало в 00:00
    Нант
    Монпелье
    0
    0
  • 18-й тур
    начало в 00:00
    Кан
    Тулуза
    0
    0
  • 06 сентября 2001 00:00Автор: Зимин Евгений

    Типичная шведская модель

    Второй год подряд отряд наших мастеров, вернувшихся из зарубежных далей в родные пенаты, значительно превышает по размерам косяк "перелетных птиц" - тех игроков, которые в поисках счастья отправились за океан. Значит, уже можно говорить об определенной тенденции. И она не может не радовать. Мода на повальный отъезд лучших россиян за кордон устарела. Наши ведущие клубы способны предложить своим звездам такие роскошные условия, что старушке-Европе остается только разводить руками. Так что переход в команду из Старого Света для отечественных хоккеистов стал уже чем-то вроде моветона. Заграничные пункты скупки русских игроков закрылись один за другим. Остался лишь последний бастион - самая богатая лига мира, НХЛ. Да и то уже нашлись те, кто отклонил выгодные предложения из-за океана. Надеемся, река возвращенцев с каждым годом будет становиться все полноводней, а поток российских звезд и звездочек, жаждущих работать в Северной Америке, превратится в тонкий ручеек.

    С каждым годом наши легионеры, как молодые, так и опытные, все чаще возвращаются из-за океана на родину и выступают здесь в чемпионате России. Нынешний сезон в этом отношении показателен. Коваленко и Шарифьянов, Бульин и Наместников, Рыбин и Алексей Волков, а также многие другие. С чем связана такая тенденция?

    Я уже не раз высказывался в прессе, что драфт для хоккеиста - еще не гарантия того, что он заиграет в НХЛ. К сожалению, многие ребята этого до сих пор не понимают. А доходчиво им такую вещь никто не объясняет. Поэтому довольно часто игроки, думая, что достигли приличного уровня мастерства, сломя голову мчатся за океан. Матчи же в НХЛ по своему накалу, борьбе, классу приравниваются к встречам сборных команд на чемпионатах мира! В идеале каждый хоккеист должен понимать, что, попав на драфт, он обязан поставить перед собой задачу пробиться сначала в юношескую, затем в молодежную и, наконец, в национальную сборную страны. Причем не в четвертое звено. И отыграть на мировых смотринах так, чтобы на него обратили внимание. Только тогда хоккеист может спокойно уезжать в НХЛ и там не затеряться. Ребята же подчас слушают своих агентов, для которых главное - получить проценты от контрактов. Эти люди специально уговаривают уехать своих подопечных как можно быстрее. И как итог - из ста процентов отбывших за океан, как правило, на виду остается всего лишь десять процентов, а то и меньше.

    Более старшим тоже нелегко. К примеру, Шарифьянову агент обещал, что тот обязательно будет играть в основном составе "Нью-Джерси". Но ведь Вадим не выступал до того в составе сборной России. И вот он уехал, а заиграть там не смог. Идут года, Шарифьянов, как и многие другие, понимает, что куда лучше играть в хоккей дома, нежели болтаться по низшим американским лигам. Одни это осознали раньше, другие позже. Но то, что происходит сейчас, - процесс закономерный. Кстати, если мы с вами вспомним историю, то можно обратить внимание: подобная картина наблюдалась как-то в Швеции. Игроки пачками уезжали в НХЛ, в результате чего у шведов в хоккее наметился очевидный спад. Но со временем скандинавы также стали возвращаться на родину. И здесь ничего удивительного нет. Кому-то кажется, якобы тебя ждут за океаном с распростертыми объятиями, готовы дать кучу денег, - все это наивные мечты. Ценность игрока заключается в том, что он умеет производить самооценку. Скажу больше, я не знаю, как сложится в НХЛ судьба Ковальчука, но мое мнение таково: было бы лучше, если бы Илья пошлифовал свое мастерство здесь, в "Спартаке", попал в национальную сборную, проявил себя там, а уже потом уезжал в Северную Америку. Я не сомневаюсь — в этом случае парень бы точно заиграл в НХЛ! Как это сделал в свое время Петер Форсберг. После драфта он еще года два-три варился в шведском хоккее. И только после победы на Олимпиаде-94 в составе "Тре Крунур" этот форвард укатил в НХЛ, причем с ходу стал лучшим новичком лиги.

    Обратный пример - братья Седины, которые значились в драфтовых списках под вторыми-третьими номерами. Хотя они и выступали за сборную Швеции на чемпионате мира, но не были в ней лидерами. Оба позднее отправились в "Ванкувер Кэнакс", однако по сей день находятся там в тени. А ведь им прочили звездное будущее...

    Я глубоко убежден: раньше чем в 22 года уезжать в НХЛ не стоит. Можно просто погубить свой талант. Что-то не припомню, чтобы в семнадцать кто-нибудь показал себя там во всей красе. За исключением, пожалуй, Уэйна Гретцки. Поэтому нужно уметь выжидать. Вот, скажем, Максим Афиногенов уехал именно тогда, когда это было действительно нужно. Он провел два сезона в основном составе московского "Динамо", неплохо отыграл на чемпионате мира и без особых проблем влился в "Буффало Сейбрс", где с ним по-настоящему считаются.

    Одним словом, если те ребята, которые вернулись домой после заокеанских странствий, ставят цель не просто заиграть в Суперлиге, а еще и попасть в сборную, то их возвращение однозначно усилит клубные команды. Появится так называемая средняя прослойка добротных игроков, которые потянут за собой молодежь. А это на руку всему отечественному хоккею в целом!

    Записал Илья ЕЛИСЕЕВ

    Евгений Зимин* — заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер страны, форвард "Спартака" 60 - 70-х годов.