"ЛЕТУЧИЙ ШОТЛАНДЕЦ" ДЖИМ КЛАРК - Советский спорт

Матч-центр

  • 3-й тур
    окончен
    Реал Мадрид U19
    Виктория Пльзень U19
    3
    2
    11.06X12.50233.00
  • 3-й тур
    окончен
    Манчестер Юнайтед U19
    Ювентус U19
    4
    1
    12.87X3.2722.50
  • ВХЛ - регулярный чемпионат
    начало в 18:00
    ЦСК ВВС
    Дизель
    0
    0
  • 1/2 финала
    2-й тайм
    Персеполис
    Аль-Садд
    1
    1
    13.65X1.9523.40
  • 3-й тур
    1-й тайм
    Адмира Ваккер U19
    Андерлехт U19
    0
    0
  • КХЛ - регулярный чемпионат
    1-й период
    Северсталь
    Трактор
    0
    0
    12.60X3.7022.40
  • КХЛ - регулярный чемпионат
    1-й период
    Локомотив
    Металлург Мг
    1
    0
    11.47X4.6025.90
  • 3-й тур
    начало в 19:00
    Марибор U19
    Сигма Оломоуц U19
    0
    0
  • 3-й тур
    начало в 19:55
    АЕК Афины
    Бавария
    0
    0
    115.00X6.2021.21
  • 3-й тур
    начало в 19:55
    Янг Бойз
    Валенсия
    0
    0
    13.60X3.3022.10
  • 14-й тур
    начало в 21:45
    Мидлсбро
    Ротерхэм Юнайтед
    0
    0
  • 15-й тур
    начало в 21:45
    Стивенидж
    Порт Вейл
    0
    0
  • 15-й тур
    начало в 21:45
    Суиндон Таун
    Кембридж Юнайтед
    0
    0
    12.35X3.5022.80
  • 15-й тур
    начало в 21:45
    Йовил Таун
    Кру Александра
    0
    0
    12.10X3.3523.40
  • 15-й тур
    начало в 21:45
    Блэкпул
    Сканторп Юнайтед
    0
    0
    11.83X3.6524.10
  • 15-й тур
    начало в 21:45
    Брэдфорд Сити
    Ковентри Сити
    0
    0
    13.15X3.2722.25
  • 15-й тур
    начало в 21:45
    Бристоль Роверс
    Уимблдон
    0
    0
    12.45X3.2522.85
  • 15-й тур
    начало в 21:45
    Чарльтон Атлетик
    Оксфорд Юнайтед
    0
    0
    11.95X3.8023.45
  • 15-й тур
    начало в 21:45
    Донкастер Роверс
    Сандерленд
    0
    0
    12.35X3.3322.95
  • 15-й тур
    начало в 21:45
    Лутон Таун
    Аккрингтон Стэнли
    0
    0
    11.57X4.1025.30
  • 15-й тур
    начало в 21:45
    Питерборо Юнайтед
    Флитвуд Таун
    0
    0
    12.12X3.6023.20
  • 15-й тур
    начало в 21:45
    Плимут Аргайл
    Гиллингем
    0
    0
  • 15-й тур
    начало в 21:45
    Портсмут
    Бёртон Альбион
    0
    0
  • 15-й тур
    начало в 21:45
    Шрусбери Таун
    Барнсли
    0
    0
    13.60X3.2022.10
  • 15-й тур
    начало в 21:45
    Саутенд Юнайтед
    Уолсолл
    0
    0
    11.95X3.5523.70
  • 15-й тур
    начало в 21:45
    Уиком Уондерерс
    Рочдейл
    0
    0
  • 14-й тур
    начало в 21:45
    Миллуолл
    Уиган Атлетик
    0
    0
  • 14-й тур
    начало в 21:45
    Норвич Сити
    Астон Вилла
    0
    0
    12.35X3.2323.05
  • 14-й тур
    начало в 21:45
    Куинз Парк Рейнджерс
    Шеффилд Уэнсдей
    0
    0
  • 14-й тур
    начало в 21:45
    Шеффилд Юнайтед
    Сток Сити
    0
    0
    11.95X3.3523.95
  • 14-й тур
    начало в 21:45
    Суонси Сити
    Блэкберн Роверс
    0
    0
    12.20X3.2023.35
  • 14-й тур
    начало в 21:45
    Бирмингем Сити
    Рединг
    0
    0
    11.75X3.6024.60
  • 4-й отборочный раунд, переигровки
    начало в 21:45
    Рексем
    Харрогейт Таун
    0
    0
  • 4-й отборочный раунд, переигровки
    начало в 21:45
    Мейденхед Юнайтед
    Чиппенхэм Таун
    0
    0
  • 4-й отборочный раунд, переигровки
    начало в 21:45
    Дагенхэм энд Редбридж
    Борхэм Вуд
    0
    0
  • 15-й тур
    начало в 21:45
    Бери
    Ньюпорт Каунти
    0
    0
    11.77X3.7024.30
  • 15-й тур
    начало в 21:45
    Кроули Таун
    Эксетер Сити
    0
    0
    12.95X3.3522.35
  • 15-й тур
    начало в 21:45
    Форест Грин Роверс
    Транмир Роверс
    0
    0
  • 15-й тур
    начало в 21:45
    Гримсби Таун
    Колчестер Юнайтед
    0
    0
    13.40X3.3522.10
  • 15-й тур
    начало в 21:45
    Линкольн Сити
    Карлайл Юнайтед
    0
    0
    11.50X4.2526.00
  • 15-й тур
    начало в 21:45
    Маклсфилд Таун
    Нортгемптон Таун
    0
    0
  • 15-й тур
    начало в 21:45
    Милтон-Кинс Донс
    Ноттс Каунти
    0
    0
  • 15-й тур
    начало в 21:45
    Моркам
    Мэнсфилд Таун
    0
    0
  • 15-й тур
    начало в 21:45
    Олдхэм Атлетик
    Челтнем Таун
    0
    0
  • 3-й тур
    начало в 22:00
    Реал Мадрид
    Виктория Пльзень
    0
    0
    11.06X12.50233.00
  • 3-й тур
    начало в 22:00
    Рома
    ЦСКА
    0
    0
    11.37X5.5529.00
  • 3-й тур
    начало в 22:00
    Шахтёр Д
    Манчестер Сити
    0
    0
  • 3-й тур
    начало в 22:00
    Хоффенхайм
    Лион
    0
    0
    12.05X3.7023.35
  • 3-й тур
    начало в 22:00
    Манчестер Юнайтед
    Ювентус
    0
    0
    12.87X3.2722.50
  • 3-й тур
    начало в 22:00
    Аякс
    Бенфика
    0
    0
    11.85X3.7024.10
  • 18-й тур
    начало в 00:00
    Краснодар-2
    Нижний Новгород
    0
    0
  • 18-й тур
    начало в 00:00
    Чертаново
    Факел
    0
    0
    12.00X3.1523.80
  • 18-й тур
    начало в 00:00
    Тамбов
    Химки
    0
    0
    11.40X4.2027.80
  • 18-й тур
    начало в 00:00
    Тюмень
    Ротор
    0
    0
  • 18-й тур
    начало в 00:00
    Мордовия
    Зенит-2
    0
    0
    11.70X3.4025.05
  • 18-й тур
    начало в 00:00
    СКА-Хабаровск
    Балтика
    0
    0
    12.15X2.9223.65
  • 18-й тур
    начало в 00:00
    Сибирь
    Армавир
    0
    0
    12.30X3.1023.10
  • 18-й тур
    начало в 00:00
    Спартак-2
    Луч
    0
    0
    11.65X3.6025.10
  • 18-й тур
    начало в 00:00
    Томь
    Шинник
    0
    0
    11.85X3.2024.40
  • 18-й тур
    начало в 00:00
    Сочи
    Авангард К
    0
    0
    11.85X3.2524.30
  • НХЛ - регулярный чемпионат
    начало в 02:00
    Нью-Йорк Рейнджерс
    Флорида Пантерз
    0
    0
  • НХЛ - регулярный чемпионат
    начало в 02:00
    Коламбус Блю Джекетс
    Аризона Койотс
    0
    0
    11.88X4.1523.40
  • НХЛ - регулярный чемпионат
    начало в 02:30
    Монреаль Канадиенс
    Калгари Флэймз
    0
    0
    12.55X4.0022.35
  • НХЛ - регулярный чемпионат
    начало в 02:30
    Оттава Сенаторз
    Бостон Брюинз
    0
    0
    13.10X4.1022.00
  • НХЛ - регулярный чемпионат
    начало в 03:00
    Нэшвилл Предаторз
    Сан-Хосе Шаркс
    0
    0
    12.22X4.0522.70
  • НХЛ - регулярный чемпионат
    начало в 03:30
    Чикаго Блэкхоукс
    Анахайм Дакс
    0
    0
    12.15X4.1022.80
  • НХЛ - регулярный чемпионат
    начало в 03:30
    Даллас Старз
    Лос-Анджелес Кингз
    0
    0
    12.05X3.9523.05
  • НХЛ - регулярный чемпионат
    начало в 04:00
    Эдмонтон Ойлерз
    Питтсбург Пингвинз
    0
    0
    12.60X4.0522.30
  • 30 июля 2000 00:00

    "ЛЕТУЧИЙ ШОТЛАНДЕЦ" ДЖИМ КЛАРК

    Не так много в истории автоспорта найдется пилотов, чей яркий образ сразу же всплывет в памяти, едва произнесут его имя. Джим Кларк был одним из символов поколения “шестидесятников” — отчаянных, смелых и бесстрашных людей, преданных своему делу, идеалам дружбы и товарищества. Он перекрыл многие рекорды лидера 50-х Хуана-Мануэля Фанхио, и кто знает, удалось бы нынешним героям обогнать Кларка, если бы не его трагическая гибель в самом расцвете сил на трассе Хоккенхайма в 1968 году.
    ЭРА РОМАНТИКОВ

    60-е годы в “Формуле-1” были эпохой романтиков. Пилоты не относились к гонкам как к средству обогащения. Для них это был стиль жизни, как говорили некоторые, хобби, то, без чего они не могли существовать. Гонщики стремились показать свое мастерство, преодолеть все преграды и через “не могу” победить как технические неполадки, так и всех соперников, причем делали это в честной борьбе с “открытым забралом”. Это было время, когда товарищество, дружба, взаимовыручка, самопожертвование ради команды и своего напарника были основополагающими постулатами. Да что там напарника! Ради соперника!.. К примеру, в 1963 году во время свободной практики в Монте-Карло на болиде Джека Брэбхэма, выступавшего за свою собственную команду, отказал мотор. Та же участь постигла и его партнера по “Брэбхэму” Дэна Гарни. Специально вызванный самолет из Ниццы не смог привезти новый двигатель из-за снегопада, обрушившегося на Францию. Тогда Джек договорился с комиссарами “Гран-при Монако” о разрешении ему стартовать с последнего места на машине… своих конкурентов из команды “Лотус”!

    НА ГРАНИ ЖИЗНИ И СМЕРТИ
    Но это также была эпоха, когда не соблюдались элементарные меры безопасности, и пилоты, выходившие на трассу, каждую секунду рисковали своей жизнью. Любая авария имела большую вероятность превратить спортсмена в инвалида, но выступать “на грани”, козыряя своим бесстрашием, было нормой. Это уже потом Джеки Стюарт произвел настоящую революцию, когда заговорил о безопасности. Многие “старики” его не поняли, назвав трусом. Считалось, что автогонки перестанут быть зрелищными, а “матерые автоволки” будут походить на трусливых щенков. Но, может, Джеки выступил с предложением реорганизовать автогонки потому, что устал хоронить своих товарищей? Сколько великих гонщиков погибло на трассах из-за нелепых случайностей, которые так легко было предотвратить, как в случае с Джимом Кларком.
    Знаменитый шотландец из-за нехватки гоночного опыта (чемпионаты “Формулы-1” состояли тогда из 10 — 11 этапов) и из-за постоянной жажды борьбы выступал во многих других заездах “Гран-при”. Весной 1968 года во время гонки “Формулы-2” на “Хоккенхаймринге” машина Кларка на полной скорости сошла с трассы и ввиду отсутствия всяких ограждений врезалась в деревья. Пилот погиб, сжимая в руках баранку своего “Лотуса”…
    Знаменитый Коммендаторе Энцо Феррари, так и не увидевший за рулем своего алого болида Джими Кларка, отозвался о нем так: “Он был великим. Одним из тех пилотов, которых можно пересчитать по пальцам”.
    Стирлинг Мосс: “Джими постоянно был в работе. Его будут помнить все: и друзья, и конкуренты, и простые зрители”.
    Грэхэм Хилл: “Джим постоянно стремился к совершенству. Он проходил повороты так быстро, насколько это было вообще возможно”.

    ВЕРНОСТЬ КОМАНДЕ
    Увидев впервые Кларка в Зандвоорте, когда тот всю гонку сражался то с соперниками, то с техникой, руководитель “Лотуса” Колин Чэпмен сразу понял, что это тот пилот, о котором он мечтал всю жизнь. Попав в 1960 году в эту конюшню, Джим до конца своих дней остался верен команде и ее создателю. Даже в 1966 году, когда “Лотус” переживал не лучшие времена, шотландец не поддался искушению и не покинул свою гоночную семью. Причем с хозяином конюшни у Кларка сразу же возникли доверительные, почти родственные отношения. Эти яркие личности понимали друг друга с полуслова. Чэпмен сказал однажды: “С самого начала я понял, какой это классный гонщик и замечательный человек. Я вполне мог бы удалиться от дел и сконцентрироваться на создании автомобилей для Джима. Впрочем, именно это я и делал”. Колин нашел идеального гонщика, который позволил ему воплотить свои неиссякаемые инженерно-конструкторские идеи. Кларк в благодарность за доверие выжимал из машины все соки, бесконечно улучшая быстрейшее время на круге.

    ЛУЧШИЙ СРЕДИ БЫСТРЕЙШИХ
    До появления Айртона Сенны негласный титул “Мистера Поул-позишн” и рекорд в 33 быстрейших круга в квалификации незыблемо принадлежали шотландцу. Джим дважды становился чемпионом, 25 раз выиграв “Гран-при” всего лишь в 72 гонках. По его победам можно составлять учебники.
    Удивительным выглядит успех Джима Кларка на “Гран-при Бельгии” в 1963 году. Показав чудеса реакции, шотландец, стоявший на старте восьмым, за считанные секунды прорвался в лидеры. В начале гонки ненадолго выглянуло солнце, но затем начался настоящий потоп. В один из моментов “Лолу” Люсьена Бьянчи буквально смыло с полотна. Он пролетел сквозь изгородь и врезался в стену деревенского домика. Та же участь постигла и Тони Сеттембера на “Скирокко”. Когда оставалось чуть больше 6 кругов, владельцы команд попросили организаторов гонки прекратить этап, но те были глухи. Лишь шестеро смелых в этот день увидели клетчатый флаг, а Джим Кларк почти на 5 минут опередил Брюса Макларена, ставшего вторым. Показательно, что Кларк выиграл гонку в Спа на том же комплекте покрышек, на котором он победил в Голландии и Франции. Ведь, кроме всего прочего, шотландец славился своим бережным отношением к резине. Как-то шинные производители проверили после гонки колеса всех участников, и каково же было их удивление, когда на “Лотусе” Джима все четыре баллона были стерты практически идентично.
    Несмотря на то, что Кларк четыре раза выигрывал в Бельгии, трассу в Спа он не любил. Такие скоростные автодромы его не прельщали. Ему больше нравилось пилотировать на извилистых дорожках, подбирая ключик к машине. К примеру, на “Гран-при Италии” 1967 года он привычно захватил лидерство, но был вынужден заехать в боксы. Вернувшись на трассу с отставанием от лидера более чем в один круг, шотландец, отчаянно атакуя, отвоевал все позиции и стал победителем. Или, скажем, в 1965 году на “Гран-при Великобритании”, стартовав с поул-позишн, Джим намного опередил всех конкурентов. Прошла половина гонки, и он стал замечать, что давление масла стало падать. Теряя по 4 секунды на круге, шотландец вскоре приспособился к особенностям поведения машины и начал улучшать свое время. И как ни старался Грэхэм Хилл настигнуть раненого “Лотуса”, он так и остался вторым.