ГОСТЬ РЕДАКЦИИ

Человек, хотя бы изредка интересующийся миром автогонок или периодически полистывающий автомобильные журналы, без сомнения, слышал фамилию Черевань. Любимец публики, пилот гоночной команды «НВР-Советский спорт» Владимир Черевань ныне относится к числу самых титулованных российских гонщиков. Сегодня он гость нашей редакции.

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ МУЗЫКАНТ

– Владимир, вы сами-то хоть пробовали считать, сколько раз стартовали за карьеру или хотя бы сколько раз побеждали?

– Еще лет восемь назад, может, и имело смысл попытаться это сделать. Раньше было легче – существовала такая «зачетная книжка», где все учитывалось. А сейчас уже бесполезно, все равно собьюсь.

– Тогда, может, вспомните хотя бы первый триумф? Такое обычно в памяти откладывается навсегда.

– Наверное, вообще самой большой удачей было то, что однажды в родном Орле меня, восьмилетнего, выгнали из музыкальной школы из-за поломанного казенного инструмента. Так я оказался на пороге клуба картингистов при районном Дворце пионеров.

– Картинг дали сразу?

– Ага. Один – то ли на пятнадцать, то ли на тридцать человек. Не помню точно, сколько именно нас в группе тогда было. Но норматив набора был как раз 15–30 детей. Чтобы сесть за руль, нужно было сначала научиться мести двор, драить кабинеты плюс разбираться в матчасти картинга. Кто смог пройти этот «естественный отбор», тот в итоге и получал возможность кататься. Как правило, оставались из всего набора человека два-три.

– С тех пор прошло 34 года. Не надоело еще «крутить баранку»?

– Наоборот. Сейчас в кольцевых гонках только началось межсезонье, а руки уже чешутся – хочется вновь и вновь выходить на старт. Кстати, о статистике. Я ведь начинал гонять очень рьяно и нередко переворачивался вместе с машиной на крышу. Так вот однажды кто-то из журналистов подсчитал, что в сезоне у меня получилось 50 «крыш». То есть минимум в пятидесяти гонках я принял участие. При этом не подумайте, что я всегда переворачивался и не доезжал до финиша.

– Это когда было-то?

– Да году этак в 1993-м или в 1994-м.

– А что в кольцевых гонках, особенно на льду, важнее: мощь машины или навыки пилота?

– Золотая середина – это всегда лучшее из возможного. А так приходится постоянно бороться: разумеется, с соперниками, но, кроме того, еще и с резиной, с которой не угадали под погоду или особенности покрытия, подвеской… Да мало ли с чем. Побеждает всегда тот, кто быстрее других раскусил нюансы собственного автомобиля и самой трассы.

– Выходя на старт, вы всегда заряжены на победу или иногда понимаете, что сегодня ничего не светит?

– Бывает, что изначально знаешь: твоя машина сегодня не такая лихая, как у главных конкурентов. Но тем интереснее, когда ты «слаб» сразиться против «сильных». Пусть это окажется всего лишь хорошей тренировкой, но все равно в глубине души мерцает огонек: ты можешь победить и сегодня. Сдаваться никогда нельзя.

ВЫПИСАЛА АВТОМОБИЛЬ И СТАЛА ЖЕНОЙ

– Режим жизни – постоянные состязания. Это необходимая доза адреналина, без которой уже никак?

– За сто метров до стадиона я совершенно не тот Черевань, который услышал звук прогревающегося двигателя гоночной машины. Я и гонки-то со стороны не люблю смотреть – включаюсь сам в постороннюю борьбу, и даже физически душа болит за каждого. Так можно и сгореть – стараюсь избегать подобных впечатлений.

– У вас уже две дочери. Семья не обижается, что в сезон вы практически постоянно в разъездах по соревнованиям?

– Ну, жена-то знала, как говорится, в какой поезд садилась. А дочки тоже постепенно привыкли.

– С женой вы тоже познакомились через автоспорт или это была некая романтическая история?

– Романтика была такая: она работала в ДОСААФ, куда я приехал получать доверенность на приобретение в Прибалтике гоночного автомобиля. Так и познакомились, как оказалось – надолго.

– Не боитесь, что однажды дочки захотят по примеру папы стать гонщицами? Ведь в последнее время женщины все активнее осваивают для себя эту профессию.

– А что в этом страшного? Старшая-то вряд ли, а вот у младшей есть все задатки для того, чтобы стать спортсменкой и побеждать за рулем. Она вообще живет на скоростях мальчишек и к технике явно небезразлична.

– Готовы стать ее первым тренером?

– Если жена поперек не встанет, то я сделаю это с большим удовольствием. Но пока она еще слишком маленькая для этого.

– А насколько опасны занятия автоспортом? В расшифровке ваше слово «крыша» означает, что автомобиль на скорости в 180 км/ч перелетает через ледяной бруствер и совершает в воздухе порой просто акробатические кульбиты.

– Не думаю, что зимние кольцевые гонки опаснее, чем соревнования по легкой атлетике. Конечно, несмотря на любую суперзащиту, всегда остается риск получить травму, вот расхожий пример по случаю: вы знаете, сколько пешеходов гибнет, просто переходя улицу? Что же, после этого вообще из дома не выходить?

НА ДОРОГУ С «АВТОПИЛОТОМ»

– Не скучно после гонки выезжать на обычную городскую трассу?

– На таких дорогах просто выключаюсь. Срабатывает некое подобие автопилота. Иногда вдруг «прихожу в сознание» и начинаю озираться по сторонам: где это я? Вот, например, трассу Орел – Москва я проскакиваю для себя совершенно незаметно. Такое вождение – на уровне рефлексов: есть пункт отъезда и прибытия.

– С этим «автопилотом» никаких ДТП не случалось?

– Были, но очень давно. Да и то только потому, что засыпал за рулем. Впрочем, в последнее время я научился с этой проблемой справляться.

– Где интереснее бороться на трековых – кольцевых – гонках или в ралли?

– Для зрителей, конечно, интресней «кольцо». Здесь все на виду, каждый нюанс. А вот в ралли видишь лишь маленький клочок трассы, а все остальное время приходится следить за развитием гонки по секундомеру. Лично для меня – последние 5–6 лет я в ралли не выступаю. В них совершенно другая специфика: требуется не столько умение быстро ездить, сколько отлаженность действий экипажа, то есть минимум двоих людей: пилота и штурмана.

«ФОРМУЛА-1» ПОКА НЕ ДЛЯ РОССИИ

– У нас в России автоспорт, судя по тысячам зрителей на трибунах, зрелище весьма популярное. А уровень подготовки пилотов соответствует мировому?

– Автогонки, так получилось, развиваются прежде всего в провинции. В тех регионах, где власть сама фанатеет от носящихся наперегонки машин. Рад, что мест таких на карте и в самом деле достаточно много: Казань, Раменское, Тольятти и так далее. В Татарстане, кстати, премьер-министр правительства республики недавно выиграл Кубок мира в ралли-рейде.

– А «Формула-1» у нас когда появится? Вы себя, например, можете представить за рулем такого болида?

– Теоретически могу, но считаю, что этот вид автогонок на сегодняшний день для России не актуален. Во-первых, таких гонщиков нужно готовить с самого детства, именно с учетом специфики «Формулы-1». У нас в стране даже тренеров нет, не говоря уже о специальных трассах. Правда, сейчас, как я знаю, богатые родители отправляют детей за границу, чтобы их там готовили на гонщиков. Так, может, у нового поколения и появится шанс по-настоящему пробиться в «Формулу-1».

– А как же появление Сергея Злобина в «Минарди»?

– Попасть в команду просто с улицы не удается никому, нужно, чтобы пришел спонсор, который был бы заинтересован в появлении того или иного пилота. Злобин пришел в «Минарди» вместе с «Газпромом». Другой вопрос: поедет ли он там? Не думаю, все-таки он уже в весьма солидном для этих соревнований возрасте. А вот кто-то из нынешних молодых российских гонщиков, возможно, через несколько лет о себе в «Формуле-1» и заявит. Сейчас же происходящее – скорее всего просто рекламная акция.

– А вы могли бы подобно тому же Злобину принять участие в ночных гонках по Москве?

– Представьте себе, что профессионального боксера какие-то пьяные культуристы вызовут подраться на улицу: на спор или просто ради смеха. Что он им должен ответить? Думаю, примерно так: ребята идите помойтесь, побрейтесь и приходите в спортзал – на ринг, наденем перчатки и выясним, кто сильнее. А так получается шоу какое-то, к тому же весьма для посторонних опасное. Даже если бы Злобин в итоге эти ночные «скачки» и выиграл, я не знаю ни одного другого профессионального гонщика, который одобрил бы его затею.

НАША СПРАВКА

Владимир Черевань. Мастер спорта. Пилот команды «НВР-Советский спорт». Родился 25 ноября 1959 года в Орле. Обладатель многих титулов в различных соревнованиях по кольцевым гонкам и ралли. В том числе чемпион России, неоднократный победитель Кубка России. Победитель «Гонки всех звезд» 2001 года в Раменском (Московская область). В марте 2003 года в Череповце стал в очередной раз победителем гонки на Кубок России. Женат. Отец двух дочерей.