ФОРМУЛА-1

Томительное ожидание нового сезона в «Формуле-1» подошло к концу. В этот уик-энд, когда в России весь честной народ будет провожать Масленицу, рев моторов на трассе мельбурнского «Аль- берт Парка» возвестит о старте 54-го чемпионата мира, который вполне может войти в историю «королевских гонок» как «антикризисный».

РЕВОЛЮЦИЯ НАСТУПАЕТ

В последние годы в «Формуле-1» практически всегда срабатывало правило — победитель первого этапа в итоге и становился чемпионом мира. Лишь в 1997 и 1999 годах Дэвид Култхард и Эдди Ирвайн, вырвавшись вперед на старте, затем уступили корону Жаку Вильневу и Мике Хаккинену соответственно. А в остальном все было плавно и размеренно: выиграл первую гонку — получи корону в конце сезона и распишись. Что же касается нового чемпионата, то не исключено, что результаты некоторых гонок будут непредсказуемыми и где-то даже нелогичными. Дело в том, что в межсезонье с октября по март Международная федерация автоспорта (ФИА) дважды вносила революционные изменения в правила, способные, по мнению многих экспертов, внести еще большую интригу в «Формулу-1».

Все нововведения вызваны, главным образом, двумя обстоятельствами: доминированием «Феррари» в прошлом чемпионате, в результате которого снизился интерес к «королевским гонкам» со стороны зрителей, а также глобальным кризисом в мировой экономике и связанным с этим уменьшением притока финансовых средств во все структуры «Большого цирка». По этой причине в 2002 году сразу две команды, «Прост» и «Эрроуз», обанкротились, а еще две — «Минарди» и «Джордан» — приблизились к опасной черте.

Серьезному пересмотру подверглись не только система проведения квалификации, изменился порядок подсчета очков, так еще по окончании субботнего зачетного часа машины должны быть отбуксированы в закрытый парк до самого начала воскресной гонки. Работать над ними можно будет только по особому разрешению и под строгим контролем наблюдателей ФИА. В связи с этим воскресный уорм-ап отменяется, а на старт болиды выйдут, имея на борту столько же топлива, сколько осталось после квалификации.

Это привело к тому, что «командные стратеги оказались перед дилеммой: проехать очень быстро в квалификации и сделать первый пит-стоп в гонке уже во время первых кругов или сберечь топливо для гонки, но тогда уступить поул-позишн сопернику» — так объясняет ситуацию президент ФИА Макс Мосли. Из-за новых мер значимость хорошей позиции на старте немного снижается, в то же время заправленные подходящим количеством топлива машины могут создать на трассе дополнительные моменты гоночной борьбы.

УГРОЗА ЗАБАСТОВКИ

Что же касается первого этапа сезона — «Гран-при Австралии», то его ожидание становится все более волнительным. И не только из-за неизвестности — к чему приведут многочисленные изменения в правилах, но и, например, из-за грядущей забастовки австралийских лесорубов, которые угрожают перекрыть трассу сотней грузовиков. Бастующие таким образом пытаются добиться от парламента штата Виктория реформы местного управления лесным хозяйством.

С большой долей вероятности в ход «Гран-при» может вмешаться небесная канцелярия. Синоптики предсказывают на пятницу облачную погоду с прояснениями, а вот в субботу и воскресенье, скорее всего, будет лить дождь, температура воздуха при этом установится в районе 20 градусов Цельсия.

Каковы бы ни были шансы на победу того или иного гонщика, все команды уже прибыли в Мельбурн и готовы вступить в борьбу. Пятикратный чемпион мира Михаэль Шумахер, естественно, вновь постарается побороться за титул. В числе своих главных конкурентов он видит Дэвида Култхарда и Хуана-Пабло Монтойю.

ГОД

ПЕРВЫЙ «ГРАН-ПРИ»

ПОБЕДИТЕЛЬ

ЧЕМПИОН

1992

ЮАР

Мэнселл

Мэнселл

1993

ЮАР

Прост

Прост

1994

Бразилия

М.Шумахер

М.Шумахер

1995

Бразилия

М.Шумахер

М.Шумахер

1996

Австралия

Д.Хилл

Д.Хилл

1997

Австралия

Култхард

Жак Вильнев

1998

Австралия

Хаккинен

Хаккинен

1999

Австралия

Ирвайн

Хаккинен

2000

Австралия

М.Шумахер

М.Шумахер

2001

Австралия

М.Шумахер

М.Шумахер

2002

Австралия

М.Шумахер

М.Шумахер

ГОНОЧНЫЙ УИК-ЭНД

ПЯТНИЦА

8.45—10.45 Индивидуальные тесты (пока для четырех команд — «Рено», «Ягуар», «Джордан» и «Минарди»)
11.00—12.00 Свободная практика
13.00—14.00 Квалификация, часть 1 (которая формирует порядок старта в субботней квалификации)

СУББОТА

9.00—9.45 Свободная практика, часть 1
10.15—11.00 Свободная практика, часть 2
13.30—13.35 Разминка (уорм-ап)
14.00—15.00 Квалификация, часть 2 (3 круга для каждого пилота, выезд в обратном порядке по результатам пятничной квалификации)

ВОСКРЕСЕНЬЕ

14.00 Старт гонки

СТАТИСТИКА «ГРАН-ПРИ АВСТРАЛИИ»

Впервые «Гран-при Австралии» появился в календаре «Формулы-1» в 1985 году. Первые 11 гонок прошли на трассе в Аделаиде, а с 1996 года «формулический» караван стал посещать Мельбурн.

Чаще всего в предыдущих 18 гонках побеждал Михаэль Шумахер – 3 раза. Дважды отличались Ален Прост, Айртон Сенна, Герхард Бергер и Дэймон Хилл. По разу выигрывали Кеке Росберг, Нельсон Пике, Найджел Мэнселл, Тьерри Бутсен, Мика Хаккинен, Эдди Ирвайн и Дэвид Култхард.

Рекордсменом по числу поул-позишн в Австралии является Сенна – 6. По три подобных успеха у Мэнселла и Хаккинена, 2 – у Вильнева.

Шумахер лидирует по количеству быстрейших кругов в гонке (4), подиумов (5) и набранных очков (42). А вот больше всего стартов с первого ряда было у Айртона Сенны (7).

Больше всего побед на «Гран-при Австралии» было у «Макларена» – 7. По 5 выигрышей у «Феррари» и «Уильямса». У «Бенеттона» (1).