ФОРМУЛА-1

Три гонки чемпионата мира стали уже историей, а Михаэль Шумахер, безоговорочно властвовавший на «формулическом» Олимпе последние три чемпионата, никак не может подняться на подиум. Что же происходит с «Золотым мальчиком», как прозвали Михаэля на заре его автогоночной карьеры? Одни эксперты уверены, что это всего лишь случайность, другие же видят в этих неудачах «знак свыше».

ОШИБКА НА ОШИБКЕ

Провал «Феррари» в Бразилии, когда впервые с «Гран-при Бельгии»-1998 оба пилота конюшни не смогли классифицироваться, а также тот факт, что отставание Скудерии от лидирующего в Кубке конструкторов «Макларена» составляет уже 23 очка, заставили поклонников «Формулы-1» и специалистов разных мастей заговорить о наступившем кризисе в «Феррари». Особенно досталось Скудерии от итальянских и немецких газет, которые словно решили устроить между собой соревнование, кто больнее ударит «раненого жеребца». «У Шуми эпидемия? В третьем повороте из-за аквапланирования вылетело пять пилотов, и Шуми был в их числе, — пишет «Бильд». — В этот момент он шел третьим, мог выиграть гонку, и все бы разговоры о кризисе прекратились». «Феррари» в кризисе. Нужно смотреть фактам в глаза. Даже новой машине Скудерии будет крайне тяжело сократить отставание от «Макларена», — считает авторитетнейшая «Ла Гадзетта делло Спорт». «Звезда «Феррари» разучилась ездить в дождь!», «Мы не видим в глазах ребят из Маранелло желания бороться», — констатируют другие итальянские средства массовой информации.

Ну, с прессой все ясно. Чем громче, острее заголовок, тем лучше будет продаваться газета. А вот трехкратному чемпиону мира Джеки Стюарту делить с «Феррари» нечего, поэтому его замечания в адрес Михаэля кажутся вполне справедливыми. «Я высоко ценю талант Михаэля Шумахера, однако меня поражает, как много маленьких ошибок делает он в течение гоночного уик-энда. Я не могу вспомнить ни одного пилота, считавшегося в свое время великим, будь то Фанхио, Кларк, Прост или Сенна, который бы так часто вылетал, как Михаэль. Причем неудача в Австралии была самой безвредной ошибкой, он просто старался выжать из машины все и наехал на бордюрный камень. А вот авария на первом круге в Малайзии — это уже серьезный промах».

«ФЕРРАРИ» ГОТОВА К РЕВАНШУ

Бывший напарник пятикратного чемпиона мира экс-пилот «Формулы-1» ирландец Эдди Ирвайн уверен, что если на Михаэля и дальше будет оказываться мощное психологическое давление со стороны его коллег по цеху, то в скором времени может наступить «конец эпохи великого и ужасного Шумахера»: «Михаэль может говорить все что угодно, но ясно одно: «холодный расчетливый немец» срывается под давлением. И комедия, устроенная им в Малайзии, — лучшее тому подтверждение. Все же понимают, что ошибки, подобные той, что он допустил в Сепанге, когда на старте въехал в Ярно Трулли, может совершить разве что новичок, но никак не пятикратный чемпион мира».

Еще более резкую оценку в адрес «Феррари» и Михаэля высказал Ханс-Йоахим Штук, выступавший в «Формуле-1» в 70-е годы: «Чемпионат для «Феррари» закончен, — заявил он после «Гран-при Бразилии». — Конкуренты догнали Скудерию и, вероятно, даже уже перегнали. Скоро «Макларен» привезет на гонки свою новую машину, и их отрыв от итальянцев будет еще заметнее».

Известный телекомментатор Жак Шульц не согласен с тем, что Скудерия не сможет вернуть утраченные позиции, однако и он признает, что лидер «Феррари» переживает самый серьезный кризис в своей карьере. «Михаэль Шумахер должен признать, что совершил три ошибки в трех гонках, — говорит Шульц. — Разумеется, я не разделяю мнения Ханса-Йоахима Штука, который сказал, что чемпионский поезд для немца уже ушел. Однако теперь Михаэлю будет еще сложнее догонять лидеров. Мне кажется, что «Феррари» еще не до конца поняла, как использовать новые правила. А каковы возможности итальянской конюшни, мы видели в гонках».

Трехкратный чемпион мира Ники Лауда также считает, что никакого кризиса в команде «Феррари» нет и в самое ближайшее время в «Формуле-1» все станет на свои места. «Ошибки, которые допустила команда, объясняются все же человеческим фактором, — считает австриец. — Не стоит недооценивать ребят из Маранелло, дальше так продолжаться не может. В Имоле итальянцы снова должны победить». Соотечественник Лауды Герхард Бергер уверен, что неудачи первых гонок сейчас только подстегнут Михаэля и в Италии перед тиффози Шумахер предстанет во всей красе: «Старая машина Скудерии все еще достаточно быстра и надежна. Конечно, «Макларен» добился значительного прогресса, однако если бы пилотам «Феррари» в первых трех гонках дали возможность показать все, на что они способны, сейчас бы мы говорили о том, что Михаэль в шаге от шестого титула».

БЕРЕМЕННОСТЬ КОРИННЫ — СПАСЕНИЕ ОТ НЕУДАЧ

Между тем поклонники немца, обеспокоенные его неудачным стартом в сезоне, завалили немецкие газеты своими пожеланиями в адрес Михаэля Шумахера. Причем некоторые советы и идеи на тему «Как исправить сложившуюся ситуацию» звучат не иначе как издевательство. «Шуми должен позвонить Роналдо и спросить, как ему помогают занятия «пассивным сексом» накануне матча», — рекомендует один из читателей. «Шумахеру нужно потренироваться на трассе детского картинг-клуба в его родном городе Керпен», — говорит второй. А вот одна из представительниц слабого пола советует: «Михаэль, прикрепи внутри болида «Феррари» фотографию своего семейства. Это даст тебе силы для победы». «Может, очередная беременность твоей жены Коринны даст тебе крылья?» — вопрошает другая почитательница таланта гонщика.

Рецепт еще одной женщины выглядит довольно необычным: «Шуми должен научиться доить коров, тогда в его пальцах, держащих руль, появится чувствительность». Самым же мудрым, пожалуй, оказался читатель из Эрфурта, который считает, что для успеха немцу надо всего лишь призвать на помощь свой разум: «Перестань обгонять гонщиков, если это слишком рискованно. Большинство своих побед ты завоевал, когда использовал свой интеллект и хладнокровие».

Сам же пятикратный чемпион мира Михаэль Шумахер заявил, что уверен в окончании периода неудач «Феррари». Немец верит в удачу Скудерии на фактически домашней трассе: «Наша цель на «Гран-при Сан-Марино» — устроить болельщикам праздник, и лучшего места, чем Имола, для этого не найти. Я всегда с волнением жду этой гонки. В каком-то смысле это первый этап в сезоне, где мы можем полностью положиться на поддержку болельщиков.

Я не считаю, что использование старого болида F2002 — ошибка. Надежность — важнейший фактор, и мы должны исключить малейший риск. В воскресенье увидим, что готовит нам Имола. Эта трасса — абсолютная противоположность «Интерлагосу». Может, это нам и поможет».