ФОРМУЛА-1

Формула-1 прощается с гостеприимной Австрией. В этот уик-энд пройдет последний этап чемпионата на трассе «А1-ринг», после чего «большие гонки» покинут живописную Штирию.

Причина, по которой гонки «Формулы-1» больше не будут проводиться в Австрии (по крайней мере, в ближайшее время) банальна – грядущий запрет в этой стране рекламы табачных изделий. «А1-ринг» – это сильно измененная версия легендарного «Остеррейхринга», который был местом действия нескольких великих гонок, по соображениям безопасности, в конце концов, был исключен из чемпионата в 1988 году. Кольцо «А1-ринг» появилось в календаре «Формулы-1» в 1997 году и является одним из самых коротких в чемпионате – всего 4,3 км. Из-за небольшой протяженности здесь показывают самое быстрое время прохождения круга в современной «Формуле-1» – менее чем 1 минута и 10 секунд.

Автодром расположен на большой высоте над уровнем моря, поэтому здесь относительно низкое атмосферное давление, что, в свою очередь, создает сложности в работе двигателя и аэродинамики. Конфигурация трассы требует компромиссных настроек и большой выносливости тормозов. Здесь, конечно, не разгонишься до 300 км/ч, как в Монце, но это быстрая трасса, и поэтому для успеха огромное значение имеет мощность двигателя. Что касается износа покрышек, то на «A1-ринг» шинникам работать легче, чем, скажем, в Барселоне, поскольку на австрийском автодроме меньше затяжных скоростных поворотов, а асфальт довольно гладкий. Пит-стоп же занимает не очень много времени – от 25 до 30 секунд и очень вероятно, что, как и в Испании, часть команд выберет стратегию с тремя остановками.

Прошлогодняя гонка в Австрии запомнилась болельщикам прежде всего не авариями, сходами и выездом сэйфети-кара, а тем, как на финише по приказу из боксов Рубенс Баррикелло пропустил вперед своего напарника по «Феррари» Михаэля Шумахера. Именно тогда пошла мощная волна недовольства так называемой командной тактикой Скудерии, которая завершилась ее официальным запретом в новых правилах, принятых в межсезонье. Кстати, новые правила положительным образом сказались на борьбе в чемпионате. В «Феррари» не сразу смогли к ним приспособиться, и в итоге «Макларен» за три первых этапа вырвался вперед. Однако в Сан-Марино и Барселоне «алые жеребцы» практически наверстали упущенное. Михаэль Шумахер теперь отстает на 4 очка от лидера первенства Кими Райкконена, а «Феррари» всего в трех пунктах от «серебряных стрел».

Среди 20 пилотов, участвующих в чемпионате, нет ни одного австрийца, и все же для одного из них, а именно Ральфа Шумахера, «Гран-при Австрии» почти домашняя гонка, поскольку он вместе с семьей на протяжении нескольких лет проживает в этой стране. «Здесь просто фантастические болельщики, – говорит Ральф Шумахер. – И они создают незабываемую атмосферу, подгоняя тебя к финишной линии. Очень жаль, что в ближайшем будущем этот этап будет исключен из календаря. Надеюсь, что мы сможем достойно попрощаться с этой трассой».

Для Ральфа австрийская гонка будет особенной еще и потому, что станет сотой по счету, которую он и его брат Михаэль проведут вместе. Вообще, для Ральфа это 106-й «Гран-при» в карьере, но в 1999 году Михаэль пропустил шесть этапов из-за травмы ноги, в результате чего сроки их совместного юбилея немного сдвинулись. Чемпион мира 1996 года Дэймон Хилл в свое время буквально стонал, когда узнал, что среди пилотов должен появиться младший брат его заклятого врага: «Я думал, что мир может вынести только одного Шумахера, теперь их стало два». Позже эту тему развил Мика Хаккинен на «Гран-при Канады» в 2001 году, когда оказался на подиуме рядом с обоими братьями: «Хорошо, что их не трое!»

Статистика «Гран-при Австрии»

Австрийский «Гран-при» впервые появился в «формулическом» календаре в 1964 году, и с тех пор прошло 25 этапов на трассах «Цельтвег», «Остеррейхринг» и «А1-ринг».

Больше всего побед в Австрии на счету Алена Проста – 3. По две – у Ронни Петерсона, Алана Джонса и Мики Хаккинена, по 1 – у 16 гонщиков, среди которых Жак Вильнев, Дэвид Култхард и Михаэль Шумахер.

Три раза в квалификации побеждали Ники Лауда, Рене Арну и Нельсон Пике, по два раза – Эмерсон Фиттипальди и Мика Хаккинен. По одной поул-позишн добились 12 пилотов, среди которых Михаэль Шумахер, Рубенс Баррикелло, Жак Вильнев и Джанкарло Физикелла.

Среди команд в Австрии больше всего побеждал «Макларен» – 6 раз. По 4 победы у «Феррари» и «Лотуса», 3 – у «Уильямса», 2 – у «Рено», по 1 – у БРМ, «Брэбхэма», «Марча», «Шэдоу», «Пенске» и «Лижье».

По количеству поул-позишн рекордсменом является «Феррари» – 6. «Лотус» и «Макларен» имеют в своем активе по 4 подобных успеха, «Рено» – 3, БРМ, «Брэбхэм», «Уильямс» и «Бенеттон» – по 2.