ФОРМУЛА-1

В этот уик-энд по улицам Монте-Карло пройдет самый знаменитый этап «Формулы-1» — «Гран-при Монако».

Легендарный бразилец Нельсон Пике некогда сравнил гонку в Монако с пилотированием вертолета по собственной квартире. В этой метафоре заключены две неоспоримые истины. Во-первых, так повелось, что многие пилоты «Формулы-1» проживают как раз в Монте-Карло, и они могут попасть на трассу, буквально выйдя из дома. А во-вторых, болидом здесь управляют, несясь с сумасшедшей скоростью по узким улочкам, ограниченным с обеих сторон стальными рельсами, что, собственно, не дает права даже на малейшую ошибку.

БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ

Все признают, что трасса в Монако относится к числу самых сложных с точки зрения обгона, поэтому здесь особенно важно показать хороший результат в квалификации. В этом году, когда по новым правилам разрешена лишь одна попытка и запрещена дозаправка перед гонкой, квалификационное время гонщика будет играть определяющую роль в «Гран-при». «В целом «Формула-1» в этом году стала более зрелищной, — говорит пилот «Феррари» Рубенс Барикелло. — Однако я думаю, что в Монако, и, вполне возможно, в Венгрии, ключевым днем уик-энда будет суббота, а не воскресенье, день гонки. Эта единственная попытка в квалификации может сыграть ключевую роль, и необходимо, чтобы машина позволила показать хорошее время круга даже с тяжелыми баками».

Наиболее яркий эпизод последнего времени, подтверждающий трудность обгона в Монте-Карло, связан с Дэвидом Култхардом, который в 2001 году не мог обогнать более медленную машину Энрике Бернольди на протяжении половины гонки. Зато шотландец «отыгрался» в 2002 году — сдерживая атаки соперников, он смог финишировать первым. «Я с большим нетерпением жду «Гран-при Монако», это всегда особое событие. Не зря эту гонку называют жемчужиной в короне «Формулы-1», — признается прошлогодний триумфатор Дэвид Култхард. — Здесь все расположено очень компактно, что доставляет некоторые неудобства командам, ведь сама трасса очень узкая, и успех гонки зависит от миллиметров. У пилотов нет права на ошибку, и это делает трассу уникальной».

АХ, МОНАКО, ГОРОДОК...

Гонки в Монако особенные не только для пилотов, но и для технического персонала. Причем одной из главных проблем является ограниченность пространства города. Обычно на других этапах команды приезжают на трассу и начинают установку гаражей во вторник днем и в среду утром, но в Монако необходимо начинать эту работу еще утром в понедельник. Еще одна особенность трассы в Монте-Карло – то, что стартовой прямой тут фактически нет, есть лишь «стартовая кривая», поэтому пилотам, стартующим с последних позиций, из-за поворота не видно всю решетку впереди них, что требует от них дополнительного внимания. Кольцо в Монако имеет самое медленное место в чемпионате — шпилька у Гранд-отеля проходится на скорости всего лишь 35 километров в час. Есть здесь и единственный в своем роде тоннель, где автомобили мчатся при искусственном освещении, и нередки были случаи, когда гонщик, выезжая на «свет божий», из-за перемен в освещении терял концентрацию и попадал в аварию.

СТАТИСТИКА «ГРАН-ПРИ МОНАКО»

«Гран-при Монако» появился в автоспорте еще до рождения «королевских гонок». Поэтому вполне естественно, что первый этап по улицам Монте-Карло в рамках «королевских гонок» прошел в 1950 году. Правда, затем несколько чемпионатов было пропущено, так что нынешняя гонка будет юбилейной — 50-й в истории «Формулы-1».

Немногие пилоты удостаивались неофициального звания «короля Монако». Непревзойденным мастером в езде по узким улочкам Монте-Карло считается бразилец Айртон Сенна, на счету которого 6 побед. По 5 подобных успехов добились Грэхэм Хилл и Михаэль Шумахер, 4 — Ален Прост. Дважды побеждал здесь и Дэвид Култхард (2000 и 2002).

Среди команд лидирует «Макларен» – 12 побед. Далее следуют «Феррари» – 8, «Лотус» – 7, БРМ – 5, «Купер» и «Тиррелл» – по 3, «Мазерати», «Брэбхэм», «Уильямс» и «Бенеттон» – по 2, «Альфа Ромео», «Лижье» и «Вольф» – по 1.