ФОРМУЛА-1

В конце прошлого года российских поклонников «Формулы-1» воодушевили сообщения о том, что концерн «Газпром» и команда «Минарди» подписали договор о сотрудничестве. Появились надежды, что когда-нибудь отечественный пилот будет участвовать в самом популярном автогоночном чемпионате. Но прошло полгода, и разгорелся крупный скандал – итальянская конюшня обвинила российский газовый гигант в том, что он не желает переводить обещанные деньги. Газовики же считают, что «все уплочено».

Между тем долгое время контракт «Газпрома» с «Минарди» ассоциировался с именем российского гонщика Сергея Злобина, который тестировал «Минарди» и обещал, что в скором времени окажется на стартовой решетке одного из этапов «Формулы-1». Но вот сначала поползли слухи, что уже не все так ладно между итальянской конюшней и газовиками, а затем и вовсе на «Гран-при Австрии» наклейки российского спонсора исчезли с итальянских болидов. Владелец команды австралиец Пол Стоддарт объявил о прекращении спонсорской поддержки со стороны российской компании. «Газпром» же, в свою очередь, считает, что контракт был рассчитан лишь до конца 2002 года и никаких обязательств перед «Минарди» у него больше нет.

Естественно, мы не знаем всех деталей этого конфликта и поэтому не хотим принимать чью-либо сторону. Для нас важно другое – к чему приведет этот скандал? Увидим ли мы теперь российского пилота в «Формуле-1» и как эта ситуация отразится на имидже России? Именно эти вопросы мы попросили прояснить участника чемпионата мира FIA GT Николая Фоменко, который вместе с Алексеем Васильевым уже третий год варится в котле «больших автогонок».

МНОГО ШУМА И НИЧЕГО

– Мне кажется, что здесь нечего обсуждать, – говорит Николай Фоменко. – Я понимаю, если бы мы говорили о выпадении гонщика из регулярного чемпионата из-за того, что он лишился финансовой поддержки. Мы говорим о наклейке «Газпрома» на машине «Минарди»? Так вряд ли «Газпром» настолько мелкая компания, чтобы работать с такой командой, как «Минарди» с точки зрения рекламных амбиций. Получается, что мы говорим только лишь о каких-то попытках Сергея Злобина поездить в автомобиле «Формулы-1». Кто был посредником между «Газпромом» и «Минарди» – я не знаю. Скорее всего, это были русские люди. И то, что «Минарди» говорит, что им не проплатили, – это вполне вероятно, потому что у нас в стране так устроен бизнес: тут обманем, там обманем… И мне кажется, что цель, которая преследовалась этими ребятами, ими достигнута. Не зная природы конфликта, я не буду становиться на чью-то сторону, но могу также сказать, что и «Минарди» в силу своей бедности готова пойти на любые шаги, чтобы немного заработать.

– Тем не менее у нас провозглашалось, что в «Формуле-1» появился первый российский пилот...

– Дело в том, что можно заглянуть в официальный сайт ФИА и прочитать, что происходит на самом деле. Никто не говорит почему-то, что в нашей стране только два человека реально обладают правом на суперлицензию в «Формуле-1». По регламенту ФИА только Николай Фоменко и Алексей Васильев имеют право участвовать в «Формуле-1», потому что имеют за плечами более 30 гонок класса «Гран-Туризм». Это написано на бумаге, можно открыть и прочитать, но мы не кричим об этом на каждом углу. Если же говорить о Сергее Злобине, то все понимают, что это популистская акция, которая была необходима России в какой-то степени, но вряд ли она бы достигла результата при его возможностях и опыте, вряд ли бы у него получилось оказаться на стартовой решетке. Ведь если отставание с круга у него достигает 20 секунд, то тут не о чем говорить.

– Как эта ситуация может отразиться на имидже России?

– Никак! Поверьте мне, никто и знать не знал эту ситуацию с «Минарди» и «Газпромом». Я вас уверяю, что не настолько серьезно к ней относятся в «Минарди», насколько к ней серьезно относится Сергей Злобин и люди, которые с ним работают. Этот конфликт там никому не нужен и неинтересен. Кроме того, все сейчас смотрят в сторону Романа Русинова, Михаила Алешина, на нас с Алексеем Васильевым, на тех, кто реально что-то делает. Поймите, сейчас нет никаких проблем попасть в «Формулу-1», причем с минимальным бюджетом 4–5 миллионов долларов в год. И нет никаких сомнений, что это когда-то будет.

НОВЫЙ СКАНДАЛ?

Похоже, слова Николая Фоменко о том, что «Минарди», занимающая последнее место в чемпионате, – не уровень «Газпрома», находят свое подтверждение. В паддоке «Формулы-1» поползли слухи о том, что в ближайшее время команда «Макларен» может объявить о сотрудничестве с российским газовым гигантом. Хочется напомнить в этой связи, что в последнее время между боссом «Минарди» Полом Стоддартом и руководителем «Макларена» Роном Деннисом частенько возникали словесные перепалки. Стоддарт обвинял своего оппонента в том, что своим нежеланием помогать малобюджетным командам Деннис убивает «Формулу-1». Босс «серебряных стрел», в свою очередь, заявил, что готов в любое время протянуть руку помощи Эдди Джордану, а вот Стоддарту – никогда. И если сейчас слухи о сотрудничестве «Макларена» и «Газпрома» подтвердятся, вряд ли это обрадует Пола Стоддарта, который может обвинить Рона Денниса в том, что он увел из «Минарди» богатого спонсора.