В первом сезоне «Формулы-1» в 1950 году выступило восемь команд, на старт чемпионата мира-2009 выйдут 10. И только одна «конюшня» присутствует в обоих этих списках – «Феррари». Подавляющее большинство других команд либо пришли в мир «Больших призов» позже, либо прекратили свои выступления. Как, например, «Хонда», дебютировавшая в чемпионате мира 40 лет назад и только в прошлом году окончательно свернувшая свою «формульную» программу.

За всю историю королевы автоспорта на трассы чемпионата мира выходило бесчисленное количество команд, большая часть которых не смогла добиться хоть какого-нибудь успеха. Но были и те, которые наравне с «Феррари», «Маклареном» или «Уильямсом» служили символами мира «Больших призов» на протяжении нескольких десятилетий.

«ЛОТУС»

Гран-при

493

Победы

79

Подиумы

172

Чемпионские титулы

6 (1963, 1965, 1968, 1970, 1972, 1978)

Кубки конструкторов

7 (1973, 1965, 1968, 1970, 1972, 1973, 1978)

«Гран-при Монако», 1958 год. Только что покинувший свой сломанный болид Грэм Хилл теряет сознание – гонщик получил тепловой удар, перегревшись в кокпите… Его напарник Клиф Алиссон спустя какое-то время последним пересекает финишную черту. Да, «Формула-1» знала более удачные дебюты команд. Кто бы думал тогда, что пройдет не так много времени и «конюшня» Колина Чепмена станет легендой королевы автоспорта.

Всего два года в мире «Больших призов» понадобилось гениальному конструктору, чтобы создать свой первый шедевр – «Lotus» MK18. В 1960-м Стирлинг Мосс принес команде победу – все там же, на легендарной трассе в Монте-Карло. А чуть позже Чепмен, ужиная в ресторане вместе со своими помощниками, на салфетке нарисует эскиз болида, в котором двигатель и коробка передач войдут в несущую структуру кузова. Так появился «Lotus» 25, положивший конец эре машин классической компоновки (с двигателем в передней части) в мире «Больших призов». За рулем «двадцать пятого» шотландец Джим Кларк почти не знал поражений в квалификациях, и лишь ненадежность конструкции помешала ему стать в 1962 году чемпионом. Однако уже в следующем сезоне «Lotus» Кларка оказался недосягаемым для соперников. Двумя годами позже Джим выигрывает свой второй чемпионский титул.

Увы, триумфы «Лотусов» в гонках все чаще соседствовали с трагедиями. В 1968 году Кларк разбился насмерть в Хоккенхайме, а чуть позже, в Индианаполисе, погиб и второй гонщик команды Майкл Спенс. Лидером «конюшни» стал вернувшийся Грэм Хилл, выигравший в том году титул, а потом – Йохен Риндт. Увы, австрийца постигла печальная участь Кларка и Спенса.

В 70-х Колин Чепмен продолжил удивлять паддок нестандартными решениями, причем не только техническими. В 1972 году он впервые выставил на гонку болид, окрашенный в цвета спонсора – британской табачной компании. Ничего подобного «Формула-1» еще не знала! Желто-синий болид оказался фартовым для молодого бразильца Эммерсона Фиттипальди, ставшего чемпионом.

Но главное, чего ждали от Чепмена: новых откровений в конструкции машин. Не всегда они были удачными, как, например, газотурбинные двигатели, на которые Колин потратил несколько лет, но вынужден был признать их бесперспективность. Однако чаще англичанин совершал настоящие открытия.

Так, именно Чепмен первым взялся приручить «граунд-эффект», экспериментируя с аэродинамикой своих «Лотусов» и добившись в итоге сумасшедшей прижимной силы болидов. Чудеса управляемости, которые показывала машина в виражах, в 1978-м помогли Марио Андретти и Ронни Петерсону доминировать на трассах чемпионата мира. Этот сезон стал бы лучшим в истории команды, если бы не очередная трагедия – Петерсон погиб в стартовом завале в Монце.

Титул Андретти, как оказалось, стал последним в истории «конюшни». Чепмен продолжил упорно трудиться, но работа на износ резко подорвала здоровье конструктора. В декабре 1982 года он скончался от сердечного приступа…

В середине 80-х, когда в «Лотус» пришел молодой Айртон Сенна, английская команда еще сражалась за победу в чемпионате, но всякий раз бразильца обходили соперники из «Уильямса» и «Макларена». А с уходом Волшебника история творения Чепмена вступила в пору заката. Постоянные проблемы с финансами не оставляли команде шансов бороться за успех. К 1995 году долг «Лотуса» достиг 20 млн. долларов, и «конюшню» объявили банкротом. Так «Формулу-1» покинула одна из ярчайших команд, история которой была насыщена как радостью громких успехов, так и горечью страшных трагедий.

«ТИРРЕЛЛ»

Гран-при

434

Победы

23

Подиумы

77

Чемпионские титулы

2 (1971, 1973)

Кубки конструкторов

1 (1971)

– Я ухожу, потому что остался один. Кларк, Риндт, Кураж, Макларен, Боннье – все они погибли! Не хочу стать следующим.

Эти слова Джеки Стюарта Кен Тиррелл запомнил на всю жизнь. Гонщик, с которым он выиграл три чемпионских титула, покинул «Формулу-1» в 1974 году, после пяти лет сотрудничества с Кеном. И вместе с собой унес все спортивные успехи «конюшни».

Команда «Тиррелл» появилась в автоспорте в 1958 году, но долгое время выступала только в младших гоночных сериях. Прийти в «Формулу-1» Кен Тиррелл решился лишь десять лет спустя, но покорять королеву автоспорта в одиночку не отважился. Партнером англичанина выступил французский автоконцерн «Matra», который уже имел спонсорскую поддержку нефтяной компании «Elf» и самые успешные на тот момент в «Формуле-1» двигатели «Ford Cosworth». Однако эти моторы использовали большинство тогдашних команд, так что, чтобы выигрывать, надо было создать выдающееся шасси. И с этим у Тиррелла все вышло удачно. Изюминкой болида «Matra» MS-10 стали изготовленные из композитных материалов топливные баки, облегчившие конструкцию машины на 15 кг по сравнению с конкурентами, но при этом сделав ее значительно надежнее. FIA резко критиковала эти баки, назвав их потенциально опасными, и объявила, что в 1970 году они будут под запретом. Но до этого времени у команды «Matra» было два сезона, чтобы добиться успеха.

В 1968-м Джеки Стюарт выиграл несколько гонок, но побороться за титул не смог – мешали некоторые просчеты в конструкции болида. Зато в следующем году на доработанной машине с теми же композитными топливными баками шотландец не знал себе равных, уверенно финишировав первым в общем зачете чемпионата мира.

Но в 1970-м Тирреллу пришлось пуститься в свободное плавание. «Matra» вступила в альянс с компанией «Simca», дочерним предприятием «Крайслера», а Кен по-прежнему имел контракт с его конкурентом – «Фордом». Кроме того, спонсирующая Тиррелла «Elf», в свою очередь тесно связанная с «Renault», не хотела иметь ничего общего с «Simca». Итогом всех этих непростых корпоративных отношений стал разрыв Тиррелла с «Matra», и в «Формуле-1» появилась новая, самостоятельная команда.

Быстро построить с нуля собственное шасси Кен, понятно, не имел возможности, так что ему пришлось купить его у компании «March». И пока Стюарт большую часть сезона-1970 безуспешно пытался совладать с болидом далеко не совершенной конструкции, в городке Окхэм графства Суррей под навесом для дров усилиями талантливого инженера Дерека Гарднера рождался «Tyrrell» 001. Дебют шасси собственной разработки «Тиррелла» состоялся в том же году, на «Гран-при Канады», где Стюарт сразу заработал поул-позицию. Правда, из-за технических проблем финишировать в гонке шотландцу не удалось. Но это было не важно. Главное – в Монреале все поняли, что новый болид «Tyrrell» очень быстр. Осталось только решить проблемы с надежностью, с чем инженеры «конюшни» успешно справились к началу следующего сезона.

Следующие три года были триумфом Кена Тиррелла и Джеки Стюарта. В 19 71 и 1973 годах шотландец стал чемпионом мира, не сумев побороться за титул в 1972-м из-за хронических проблем с желудком…

Но еще до того как он стал трехкратным чемпионом, Стюарт сообщил Тирреллу о своем скором уходе. Шотландца надломила трагедия на «Гран-при США», где разбился его партнер, талантливый француз Франсуа Север, который, несмотря на свою гибель, стал в итоге вице-чемпионом.

После ухода Стюарта Кен Тиррелл еще какое-то время сохранял свою команду в числе лидеров. За призовые места боролись Джоди Шектер и Патрик Депаллье, зрители восхищались знаменитым шестиколесным болидом, на котором Шектер даже выиграл «Гран-при Швеции-1976», но на чемпионский титул «Тиррелл» больше не претендовал. В 1998 году Кен Тиррелл продал команду табачному концерну «BAT», который переименовал ее в «BAR». Дальнейшую судьбу своей команды (которая стала сначала «Хондой», а теперь «Brown GP») Кен уже не увидел – в августе 2001 года его не стало.

«БРЭБХЕМ»

Гран-при

402

Победы

35

Подиумы

124

Чемпионские титулы

4 (1966, 1967, 1981, 1983)

Кубки конструкторов

2 (1966, 1967)

В 1951 году два молодых австралийца Джек Брэбхем и Рон Торанак  случайно познакомились в одном из гаражей Сиднея. Двух молодых людей объединила страсть к автоспорту – к тому времени они оба активно выступали в местных гонках. Но в середине 50-х Брэбхем отправился покорять «Формулу-1», а Торанак остался в Австралии, пока в 1959 году ставший двукратным чемпионом мира Джек не позвал его в Англию – создавать собственную команду.

Дебют команды «Брэбхем» в сезоне-1962 вышел не слишком удачным – даже отличные английские моторы «Climax», которые использовались ведущими командами, не компенсировали всех недостатков сырого шасси, разработанного Торанаком. Первых успехов пришлось подождать, но недолго – амбициозные австралийцы быстро учились на своих ошибках, и уже в 1963 году Брэбхем дважды заехал на подиум.

Настоящий прорыв команды австралийцев случился в 1966-м, когда в «Формуле-1» вдвое увеличили максимальный объем моторов – с 1,5 до 3 литров. Правда, «полуторалитровые» движки по-прежнему могли оснащаться компрессорами, а «трехлитровые» должны были быть безнаддувными. Тем не менее большинство мотористов ринулись в новую нишу.

И только Брэбхем пошел по иному пути. На шасси BT-19 он решился поставить 8-цилиндровый двигатель от «гражданских» «Олдсмобилей», доработанный австралийской фирмой «Repco». Конечно, по мощности этот мотор уступал трехлитровым (290 л.с. против 400 л.с.), зато отличался потрясающей надежностью. Она-то и сыграла решающую роль в чемпионате 1966 года – Джек выиграл четыре из девяти гонок сезона и завоевал свой третий титул с солидным отрывом от Джона Сертиза на «Феррари». А годом позже первое место в чемпионате досталось его партнеру по команде, новозеландцу Денни Хольму. Несмотря на то, что Брэбхем был не только первым пилотом, но и владельцем команды, он не стал чинить препятствий талантливому напарнику, дав ему возможность победить в честной борьбе.

В конце 1969 года Джек покинул «Формулу-1», оставив «Брэбхем» Торанаку. Рон, талантливый инженер, но отнюдь не бизнесмен, быстро понял, что с бюджетом в 100 000 фунтов стерлингов о победах в гонках можно забыть, и пошел на сделку с Берни Экклстоуном, продав ему команду и рассчитывая остаться на должности технического директора. Однако будущий владелец «Формулы-1» не посчитался с интересами одного из основателей приобретенной им «конюшни» и вынудил Торанака попрощаться с «Брэбхемом», заменив его на Гордона Мюррэя.

Именно южноафриканец создал знаменитый «пылесос» «Brabham» BT-46B с вентилятором в корме болида, высасывающим воздух из-под днища машины. Правда, в гонке это творение Мюррэя выступило всего однажды – на «Гран-при Голландии-1978» Ники Лауда легко добился победы. Но начавший свою политическую деятельность и возглавивший  Ассоциацию конструкторов (FOCA) Экклстоун, дабы не ссориться с протестовавшими против такой машины коллегами, снял ее с чемпионата.

В начале 80-х шасси, разработанное Мюррэем, сначала с мотором «Cosworth» (1981), а потом с BMW (1983) позволило Нельсону Пике завоевать чемпионские титулы. Но затем «Брэбхем» стал плавно превращаться в аутсайдера. Альянс с баварскими мотористами закончился в 1987-м, после двух крайне неудачных сезонов. Пике покинул команду двумя годами раньше, и даже Экклстоун все меньше внимания уделял собственной «конюшне», сосредоточившись на управлении всей «Формулой-1». В 1989-м Берни избавился от обузы, продав «Brabham» швейцарцу Хоакиму Люхти. Еще три года мытарств по частным владельцам закончились ничем, и в 1992 году команда прекратила свое существование.