СОБЫТИЕ ДНЯ. ФОРМУЛА-1
ГРАН-ПРИ МОНАКО

Поставьте себя на место родителей гонщика «Формулы-1», каждый божий день рискующего жизнью на трассах в погоне за победами, призванием и чемпионским титулом. Что вы будете испытывать? Страх? Волнение? «Последние полгода я безмерно счастлив! Чувствую, что сбываются все наши мечты. Чего еще можно желать от жизни?» — так сказал Джон Баттон, отец лидера чемпионата мира накануне гонки в Монако. Через полтора часа его сын пятый раз в шести «Гран-при» этого сезона приехал к финишу первым, вместе с партнером по команде Рубенсом Барикелло оформив третий победный дубль «Брауна» в году.

Прокричав в сердцах что-то нечленораздельное, выражающее бескрайнюю радость от очередного триумфа, Дженсон Баттон так увлекся празднованием победы, что вместо зоны призеров направил свой болид в общий паддок. А выйдя из машины, бегом направился к принцу Монако получать кубок за победу в шестом «Гран-при» чемпионата мира. Словно не было почти двух часов изматывающей гонки по узким улочкам Монте-Карло, где малейшая ошибка может отправить тебя в стальные брусья ограждения трассы, столько раз в истории вынуждавшие после аварий эвакуировать гонщиков в местные больницы. Будто не пришлось англичанину добрых 100 минут провести в изнуряющем 50-градусной жарой кокпите болида, в огнеупорном комбинезоне и душном шлеме, которые заставляют пилотов терять по нескольку килограммов за дистанцию гонки. Бодрой трусцой Баттон пробежал полкилометра до импровизированного подиума к принцу Монако Альберу, поднял над головой огромный серебряный кубок и вскоре принял душ из победного шампанского – пятый раз в этом году. Теперь уже мало кто сомневается в имени будущего чемпиона мира, который всего пару месяцев назад был на грани завершения карьеры.

ЧЕМ БОЛЬНА «ФЕРРАРИ»

Но прежде чем Баттон и Рубенс Барикелло за явным преимуществом оформили победный дубль «Брауна» в Монте-Карло, на шестом этапе чемпионата мира произошло немало интересных событий. Большая часть из них связана с действующими обладателями Кубка конструкторов, «Феррари».

Первые четыре гонки сезона обернулись для «Скудерии» сплошной катастрофой. Единственные три очка Кими Райкконена в Бахрейне – все, чем могла похвастаться конюшня, неизменно с 1997 года претендующая на чемпионский титул. Проблемы на самую популярную гоночную команду мира сыпались отовсюду – болиды были неконкурентоспособны, гонщики часто ошибались, руководство то и дело допускало немыслимые для такого уровня просчеты.

— Подождите гонку в Испании, — успокаивал поклонников «Феррари» босс «конюшни» Стефано Доменикали. – Мы вовсю трудимся над доводкой машины, и скоро наши дела пойдут на лад.

Две недели назад в Барселоне прогресс стал очевиден. Райкконен и Фелиппе Масса уже не выглядели статистами на фоне «Брауна», «Ред Булла» и «Тойоты», пошли первые разговоры о скором подиуме пилотов в алых комбинезонах. Но если детские болячки нового болида удалось устранить достаточно быстро, что другой недуг «Феррари» — разгильдяйство и безалаберность гоночных инженеров, да и всего руководства «конюшни» в целом – оказалось не так-то просто вылечить. В итоге Массе, одно время шедшему на «Гран-при Испании» вторым, на последнем пит-стопе залили слишком мало топлива. Бразильцу, реально претендовавшему на подиум, пришлось из последних сил экономить бесценные капли бензина и в итоге пропустить вперед несколько соперников. С трудом отстояв шестую позицию, вице-чемпион мира вскоре после финиша замер на обочине – словно в знак протеста против бездумных действий боссов «Феррари». Можно ли было такое представить во времена Михаэля Шумахера, Жана Тодта, Росса Брауна и Рори Бирна? И чего же тогда ждать в Монако, где грамотная тактика порой выходит на первый план в процессе достижения успеха?

ЛЕГКАЯ ПОБЕДА «БРАУНА»

Однако Доменикали и его подчиненные, видимо, получили какую-то мощную инъекцию от главного руководства «Феррари» — в Монако досадных просчетов с тактикой на квалификацию и гонку удалось избежать. Более того, Масса и Райкконен выглядели на порядок лучше, чем обычно по ходу сезона. И все равно бороться на равных с «Брауном» гонщики на машинах с гарцующим жеребцом на носовом обтекателе в минувший уик-энд не смогли. Несмотря на то, что Кими стал вторым в квалификации и в отличие от Батона и Барикелло имел на своем болиде систему KERS.

Однако чемпион мира 2007 года не только не сумел с ее помощью опередить Дженсона на старте, но и пропустил вперед Рубиньо. На узкой трассе Монте-Карло, где обгоны практически исключены из-за отсутствия подходящих мест для оных, это де-факто означало поражение. А тут еще Себастьян Феттель из «Ред Булла» на сверхмягких покрышках стал ощутимо тормозить группу пилотов, идущих вслед за ним – и прежде всего Массу, занимавшего пятую позицию. Немец (единственный, кроме Батона, гонщик, выигравший в этом году гонку – на «Гран-при Китая») в итоге сдался на девятом круге и пропустил многих соперников вперед (а вскоре и вовсе попал в аварию), но к этому времени первая тройка уехала далеко вперед.

«Гран-при Монако», несмотря на редкие обгоны, часто радовал зрители интересными событиями. Порой курьезными, как в 2004 году, когда Кристиян Кляйн на «Ягуаре» в аварии потерял брильянт одного из спонсоров стоимостью в несколько сотен тысяч долларов (его так и не нашли). Порой трагичными – как в 1955 году, когда чемпион мира Альберто Аскари «улетел» в гавань и чудом остался жив. Особую остроту в гонки вносили частые аварии, способствующие сенсационным результатам, как в 1996 году, когда до финиша доехали всего трое гонщиков, а победил Оливье Панис на откровенно слабом «Просте». В этот раз аварий было мало, и на ход гонки они не повлияли. Баттон уверенно пролидировал большую часть дистанции и приехал первым, Барикелло – вторым, «выздоравливающая» «Феррари» добыла третье и четвертое место…

— Этому парню нужно больше думать о результатах, а не пижонить перед болельщиками, – это слова босс «Рено» Флавио Бриаторе направил в адрес Баттона много лет назад, когда Дженсон, ездивший тогда в его команде, пришвартовал свою дорогую яхту прямо напротив паддока в Монте-Карло. Интересно, жалеет ли итальянец, что, по сути, выгнал тогда англичанина из своей «конюшни»?

А жалеют ли боссы «Феррари», что три года назад дали понять Россу Брауну, что ему не место у руля своей «конюшни» в «Формуле-1», предпочтя ему Стефано Доменикали?

СТАТИСТИКА

Гран-при Монако. 1. Баттон (Великобритания, «Браун») – 1:40.44,282. 2. Барикелло (Бразилия, «Браун») – отставание – 7,666. 3. Райкконен (Финляндия, «Феррари») – 13,443. 4. Масса (Бразилия, «Феррари») – 15,110. 5. Уэббер (Австралия, «Ред Булл») – 15,730. 6. Росберг (Германия, «Уильямс») – 33,586. 7. Алонсо (Испания, «Рено») – 37,839. 8. Бурдэ (Франция, «Торо Россо») – 1.03,142.

Чемпионат мира. 1. Баттон – 51. 2. Барикелло – 35. 3. Феттель (Германия, «Ред Булл») – 23. 4. Уэббер – 19,5. 5. Трулли (Италия, «Тойота») – 14,5. 6. Глок (Германия, «Тойота») – 12. 7. Алонсо – 11. 8. Райкконен – 9. 9. Хэмилтон (Великобритания, «Макларен») – 9. 10. Масса – 8. 11. Росберг – 7,5. 12. Хайдфельд (Германия, «БМВ-Заубер») – 6. 13. Ковалайнен (Финляндия, «Макларен») – 4. 14. Буэми (Швейцария, «Торо Россо») – 3. 15. Бурдэ – 3.

Кубок конструкторов. 1. «Браун» – 86. 2. «Руд Булл» – 42,5. 3. «Тойота» – 26,5. 4. «Феррари» – 17. 5. «Макларен» – 13. 6. «Рено» – 11. 7. «Уильямс» – 7,5. 8. «БМВ-Заубер» – 6. 9. «Торо Россо» – 6.