СОБЫТИЕ ДНЯ. ФОРМУЛА-1
ГРАН-ПРИ ТУРЦИИ

Англичанин имел право на пижонский поступок: владея явным преимуществом над преследователями, повилять перед ними «хвостом» своего болида на финише гонки. «Гран-при Турции» принес Дженсону Баттону шестую победу в семи гонках этого сезона и еще больше упрочил в статусе главного претендента на чемпионский титул.

Если интриги нет – ее надо придумать! Видимо, таким девизом руководствуется большинство команд «Формулы-1», пока в чемпионате мира безраздельно властвуют «Браун» и Дженсон Баттон. Первые шесть гонок сезона убедили всех, что бороться с англичанином за титул в этом году почти бессмысленно. По-хорошему в такой ситуации можно было бы задуматься о подготовке к новому сезону, сделать выводы из ошибок и строить новые машины – как в прошлом году поступил Росс Браун. Но возникла другая загвоздка – состоится ли вообще чемпионат мира-2010?

УГРОЗА БОЙКОТА

Споры между Международной автомобильной федерацией (ФИА) и Ассоциацией команд «Формулы-1» (ФОТА) были всегда. То тихие и неприметные, то громкие и резонансные. Но столь жесткого конфликта не возникало давно.

Напомним суть: согласно новому регламенту ФИА и ее президент Макс Мосли поставили команды перед нелегким выбором. Либо сохранить обычный бюджет, но получить серьезные технические ограничения болидов, либо сократить финансовую базу до 45 млн. долларов и обзавестись множеством льгот в виде дополнительных тестовых сессий по ходу чемпионата и послаблений в минимальном ресурсе мотора и коробки передач.

Понятно, что такое деление не могло устроить участников чемпионата. По сути, гонщикам предложили сражаться за один чемпионский титул, но в двух весовых категориях. Первой резкое несогласие с новым регламентом высказала «Феррари», много лет наделенная правом вето на любые решения ФИА. Но в этот раз с мнением Скудерии считаться не стали. Тогда уже все «конюшни», помимо «Уильямса», пригрозили Мосли тем, что не подадут заявки на участие в будущем чемпионате мира. Команда Фрэнка Уильямса за свой «демарш» даже была временно исключена из ФОТА.

Но босс ФИА ответил просто и резко: «Не хотите выступать – не надо! Желающих принять участие в новом сезоне предостаточно». С такой позицией трудно было не согласиться – в 2010-м в «Формулу-1» могут прийти и USF1, и «Продрайв», и «Лола» с «Лотусом», и бог знает кто еще. После длительных переговоров заявки на участие в чемпионате мира в итоге подали все действующие команды – при условии, что нововведения будут приняты не сразу, а постепенно.

Конфликт на этом, однако, не закончился. Однозначно свое присутствие в «Формуле-1» на будущий год подтвердили только «Уильямс» и «Форс Индия». Накануне «Гран-при Турции» даже появились слухи, что, помимо гонщиков этих двух команд, никто на старт гонки в Стамбуле не выйдет! Мол, таким радикальным протестом ФОТА решила в очередной раз показать принципиальность своей позиции. Но гром на деле вышел пшиком – повторять фарс «Гран-при США»-2005 (когда в гонке приняли участие всего три команды) никто не решился. Ведь непонятно, кто от этого в итоге больше выиграет.

ПОВЕРНУТЫЕ ВСПЯТЬ

Вот такая интрига – сохранит ли «Формула-1» нынешний состав участников, или будет организован альтернативный чемпионат – и занимала умы болельщиков последние недели. Что же касается очередной гонки, то она по вновь заведенной традиции прошла под диктовку Росса Брауна и Дженсона Баттона.

Хотя поначалу казалось, что англичанину не удастся выиграть шестой раз в семи «Гран-при» этого сезона. На тренировках и в квалификации лидировали болиды «Ред Булл». Дитер Матешитц даже высказал надежду, что наконец-то услышит австрийский гимн в честь победы своей команды. Все-таки велико было расстройство владельца конюшни, когда в Китае после победы Себастьяна Феттеля организаторы забыли, что в межсезонье в «Ред Булле» наконец поменяли британскую национальную гоночную лицензию, доставшуюся им по наследству от «Стюарта» и «Ягуара», на австрийскую. И в честь «конюшни» завели привычное «Боже, храни королеву»…

В пользу возможного успеха юного немца, выигравшего в Стамбуле квалификацию, говорила даже статистика. За всю историю местного «Гран-при» обладатель поул-позиции неизменно приходил к финишу первым.

Но на единственной (помимо «Интерлагоса») трассе чемпионата мира, где пилоты едут не по часовой стрелке, а против нее, Баттон все повернул вспять. Дженсон на первых кругах, воспользовавшись ошибкой Себастьяна, возглавил пелотон, да так без особых проблем и приехал к финишу первым. Обоим «Ред Буллам» под пилотажем Феттеля и Марка Уэббера оставалось только разыграть между собой второе-третье места. И если бы не злоключения Рубенса Барикелло, который засиделся на старте, а потом радовал зрителей многочисленными обгонами и печалил чередой аварий (в итоге бразилец впервые в сезоне не доехал до финиша), «Гран-при Турции» можно было бы назвать скучным.

Все-таки чемпионату нужна интрига.

СТАТИСТИКА

Гран-при Турции. 1. Баттон (Великобритания, «Браун») – 1:26.24,848. 2. Уэббер (Австралия, «Ред Булл») – отставание 6,714. 3. Феттель (Германия, «Ред Булл») – 7,461. 4. Трулли (Италия, «Тойота») – 27,843. 5. Росберг (Германия, «Уильямс») – 31,539. 6. Масса (Бразилия, «Феррари») – 39,996. 7. Кубица (Польша, «БМВ-Заубер») – 46,247. 8. Глок (Япония, «Тойота») – 46,959.

Чемпионат мира. 1. Баттон – 61 очко. 2. Барикелло (Бразилия, «Браун») – 35. 3. Феттель – 29. 4. Уэббер – 27,5. 5. Трулли – 19,5. 6. Глок – 13. 7. Росберг – 11,5. 8. Масса – 11. 9. Алонсо (Испания, «Рено») – 11. 10. Райкконен (Финляндия, «Феррари») – 9. 11. Хэмилтон (Великобритания, «Макларен») – 9. 12. Хайдфельд (Германия, «БМВ-Заубер») – 6. 13. Ковалайнен (Финляндия, «Макларен») – 4. 14. Буэми (Швейцария, «Торо Россо») – 3. 15. Кубица – 2. 16. Бурдэ (Франция, «Торо Россо») – 2.

Кубок Конструкторов. 1. «Браун» – 96. 2. «Ред Булл» – 56,5. 3. «Тойота» – 32,5. 4. «Феррари» – 20. 5. «Макларен» – 13. 6. «Уильямс» – 11,5. 7. «Рено» – 11. 8. «БМВ-Заубер» – 8. 9. «Торо Россо» – 5.

Связанные материалы: