СОБЫТИЕ ДНЯ. «ФОРМУЛА-1»
ГРАН-ПРИ АВСТРАЛИИ

Первый день «Гран-при Австралии» для Виталия Петрова выдался богатым на события. Для начала россиянин впервые в карьере опробовал трассу в Альберт-парке, потом установил на ней пятое время дня (!), а в довершение всего… нарвался на штраф в 7000 евро за превышение скорости на пит-лейне.

ВЧЕРА. МЕЛЬБУРН. НА ТРЕНИРОВКЕ «ГРАН-ПРИ АВСТРАЛИИ» ВИТАЛИЙ ПЕТРОВ ПРОВЕРИЛ СВЮ МАШИНУ И НА СУХОМ АСФАЛЬТЕ И А МОКРОМ ГРАВИИ.
 

Народ валом валит к автодрому, хотя сегодня – день тренировочных заездов. Не избежать сравнений с Открытым чемпионатом Австралии по теннису – если в Мельбурн-парке в лучшие дни турнира собиралось по 45 000 зрителей, то в Альберт-парке уже на старте уик-энда побывало почти 100 000! Люди, разодетые в футболки с символикой команд, с улыбками показывают друг другу, как добраться до нужных ворот (по периметру 5,3-километровой трассы их разбросано 10 штук). Больше всего, конечно, футболок «Ред Булл» — не зря там гоняется единственный австралиец в чемпионате мира Марк Уэббер. А вот «Виталиев Петровых» что-то не видно – может, русские болельщики покажутся в Альберт-парке во время гонки?

Сердце замирает, и мир сужается до радиуса в сотню метров, стоит оказаться около трассы, по которой с ревом проносится очередной болид… «Мерседес» на скорости под 300 км/ч не отличить от «Макларена», «Торо Россо» — от «Ред Булла». И уж, конечно, без специальных экранов не понять, кто на каком месте расположен в протоколах. В чем тогда смысл смотреть гонку вживую?

Рев моторов, запах жженой резины и карбонная пыль от тормозов – это всего-навсего счастье. Теперь и я это понял.

ПЕТРОВ: ВЫРУЧИЛА ИГРОВАЯ ПРИСТАВКА

— Виталий, как готовиться к гонке на трассе, по которой ни разу не ездил? – самый актуальный вопрос для нашего дебютанта Петрова.

— Обязательно надо пройтись по ней пешком. Пусть и долго – почти пять километров, зато лучше поймешь, как потом по ней ехать. Правда, это уже во время тренировок. А до них выручают компьютерные игры. Можно даже на простой приставке «погоняться» пару часов – уже получишь какое-то представление о треке. Запомнишь конфигурацию трассы, повороты, поймешь, какой примерно баланс настроек болида нужно выбрать.

— Вроде просто…

— Ну да, если не брать в расчет физические перегрузки. Пока играешь на компьютере, на тебя не действуют силы инерции и ускорения. Не вдавливает спиной в кресло, не «жарит» внутри кокпита…

— И сколько кругов надо проехать по незнакомой трассе, чтобы спокойно выйти на старт?

— Тренировок никогда не бывает достаточно. Всегда находишь что-то, что можно улучшить. Думаешь — вот в этот поворот можно зайти пошире и сохранить скорость на выходе, а здесь стоит пораньше затормозить, чтобы заднюю ось не сорвало в занос… И потом — дело не только в поиске идеальной траектории, но и в работе над настройками, а их порой приходится менять в режиме реального времени, считаясь с погодой.

«МАШИНА ВЕДЕТ СЕБЯ ЛУЧШЕ, ЧЕМ В БАХРЕЙНЕ»

Интересно, и сколько же часов в итоге провел Петров за экраном телевизора, нарезая круги по виртуальному треку Альберт-парка, если в пятницу, во второй тестовой сессии он занял пятое место?! Причем за пару минут до конца тренировок россиянин и вовсе был третьим – лишь на последнем круге его опередили Михаэль Шумахер и Уэббер. Напарник Виталия по «Рено» Роберт Кубица показал лишь 11-й результат.

— Машина вела себя куда лучше, чем две недели назад в Бахрейне, — рассказывал после тестов Петров. – Перед второй серией заездов мы знали, что пойдет дождь. Так что решили выехать на трассу пораньше, чтобы успеть использовать комплект сухих покрышек. А потом уже изучали, как машина ведет себя на мокрой трассе с разным количеством топлива. Не исключено, что во время гонки тоже будет дождь, и эта информация пригодится.

По всему видно – радоваться Петров не спешит. Оно и понятно — тренировки тренировками, а на результат квалификации и гонки они никак не влияют. И все равно – пятое место, позади разве что трех чемпионов мира (один из которых – семикратный!) и хозяина этапа – это ли не успех? Прав был служащий парка, показывавший мне дорогу к пресс-центру:

— Ты русский, парень? Ваш Петров – классный гонщик! Поверь мне – я 15 лет на «Гран-при» работаю. Видел кучу дебютантов, не всегда можно отличить бездаря от потенциального середнячка. Но талант – он издалека заметен!

P.S.

Уже вечером, после окончания тестовых сессий, пришла не самая веселая новость. Судьи зафиксировали превышение скорости Петровым на выезде из боксов – 94,7 км/ч вместо положенных 60 км/ч! На родине за такое пилот «Рено» заплатил бы 300 рублей. В Мельбурне стюарды «Гран-при» оштрафовали россиянина на 7000 евро.

СТАТИСТИКА

Результаты тестовых сессий (после 2-х заездов). 1. Хэмилтон – 1.25,801. 2. Баттон (оба – Великобритания, «Макларен») – 1.26,076. 3. Уэббер (Австралия, «Ред Булл») – 1.26,248. 4. Шумахер (Германия, «Мерседес») – 1.26,511. 5. Петров (Россия, «Рено») – 1.26,732. 6. Буэми (Швейцария, «Торо Россо») – 1.26,832.

СМОТРИТЕ НА ТВ

«Формула-1». «Гран-при Австралии».

Суббота. 8.55. Квалификация. «Россия 2»

Воскресенье. 9.45. Гонка. «Россия 2»

ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ

ПОЧЕМУ ОНИ ГОНЯЮТСЯ В СУМЕРКАХ?

В прошлом году привычное время старта гонки (2 часа дня по местному времени) было перенесено на 6 вечера в угоду европейским телезрителям.

Это вызвало массу нареканий пилотов. «Последние 20 кругов гонки были просто опасными – из-за сумерек сложно разглядеть трассу, мы теряли по полсекунды с круга», — сетовал Роберт Кубица. Ему вторил Марк Уэббер: «Нельзя давать старт гонки во время, когда солнце расположено на высоте глаз пилота в кокпите!». Но коммерческий эффект (рейтинги телетрансляций в Европе резко повысились) пересилил недовольства пилотов. В этом году старт «Гран-при Австралии» также будет дан в 6 вечера по местному времени (10.00 мск) в воскресенье.