ФОРМУЛА-1

Формулический караван достиг своей конечной цели, и теперь в предстоящие выходные на трассе «Сузука» пройдет заключительный этап чемпионата мира – «Гран-при Японии».

БРАЗИЛЬСКИЙ САМУРАЙ

Пятнадцать лет назад, когда «Гран-при Японии» после первых робких шагов на автодроме у подножья Фудзиямы перебрался на сверхсовременный комплекс «Сузука», «Формула-1» переживала настоящий бум в Стране восходящего солнца. Организаторы сразу поняли, что сто тридцать тысяч мест, построенных ими на трибунах вокруг уникального, восьмеркой, гоночного полотна, явно недостаточно. Мало того что сами гонки были невероятно интересны и на старт квалификаций ради 26 мест на стартовой решетке выходили тридцать лучших пилотов, прошедших безжалостное сито преквалификаций, так еще и само японское присутствие в «королевских гонках» росло и укреплялось. Моторы «Хонда» доминировали на «Уильямсах» Мэнселла и Пике, второй их клиент, «Лотус», также не отставал, позволяя своему молодому и талантливому премьеру Айртону Сенне сражаться за титул. Более того, партнером бразильца, в котором его мотористы видели настоящий дух самурая и практически считали за своего (что для иностранца, гаедзина, вообще невероятная честь в Японии), был Сатору Накаджима.

Последний, конечно, звезд с неба не хватал, но время от времени набирал несколько очков и даже умудрился однажды поставить лучший круг! Одним словом, зрителям было на что посмотреть, и заявки на билеты начали поступать со всей Японии. Причем в таких количествах, что руководство автодрома решило провести большую лотерею, в которой счастливчики получали право... на покупку билета в кассах! Пика все это достигло к началу 90-х, когда заявок приходило до... пяти миллионов и билеты стали продаваться уже раздельно – только на пятницу, субботу или воскресенье. В итоге, даже получив право посетить лишь свободные заезды, японский фанат «Формулы-1» уже почитал себя настоящим счастливчиком. Тем более что в гонки пришел и второй моторист, «Ямаха», который протащил вслед за собой настоящего гонщика хорошего класса – Юкио Катаяму. Конечно, последнему не удалось, в отличие от Агури Сузуки, приехать на подиум (так и оставшийся единственным в истории японского автоспорта), зато на фоне своих партнеров, причем не самых слабых, Юкио показывал весьма приличные результаты.

БЕЛАЯ ПОЛОСА – ЧЕРНАЯ ПОЛОСА…

К тому моменту в гонках себя попробовало в качестве моториста даже «Субару», а уж о японских спонсорах и речи не шло – редкой была конюшня, не получавшая серьезной дотации в иенах. Преуспевающий местный концерн «Лейтон-Хаус» даже купил британскую конюшню «Марч», чье руководство как-то весьма нетрадиционно отблагодарило своих хозяев. Дозаправки тогда были запрещены, и все уходили в бой с 200 с лишним литрами топлива на борту. Стоит ли говорить, с какой легкостью бирюзовые «Марчи» (пардон, «Лейтон-Хаусы») Ивана Капелли и Маурисьо Гуджельмина взрезали на первых кругах пелотон, обгоняя одного за другим всех, включая и непобедимые «Макларены» (с моторами «Хонда», естественно) Алена Проста и Айртона Сенны, ведь у них в баках было от силы литров тридцать! Конечно, вскоре они сошли, замерев у обочины, но мало ли какие там возникли технические причины... Зато каково шоу! Японские хозяева были очень довольны такой демонстрацией и добровольно удвоили бюджет на следующий год!

Все это великолепие привело к тому, что календарю срочно потребовался второй этап в Стране восходящего солнца, подобно тому, как это было в Италии и чуть позже появилось в Германии. Ведь учитывая количество заявок на билеты, лотерею пришлось бы проводить и на эту гонку. И она действительно появилась в календаре благодаря потерянной в горах трассе «Аида» и ее создателю, энтузиасту-миллиардеру Танаке-сану. Впрочем, «Тихоокеанский Гран-при» (по аналогии с Большим призом Европы) долго в календаре не продержался. Причем сразу по двум причинам. Финансовый кризис резко подрубил японскую экономику, и количество спонсоров пошло на спад, а главное, в Имоле, две недели спустя после инаугурации той самой трассы в Аиде, погиб Айртон Сенна, настоящий кумир местных болельщиков. С тех пор интерес к Ф-1 в Японии мгновенно пошел на спад. Несмотря на некоторую симпатию к Мике Хаккинену у женской части населения (блондинов-то тут не встречается), его баталии против Михаэля Шумахера уже не тянули на подвиги «самурая» Сенны, а Шинджи Накано и Тораносуке Такаги так и не смогли достойно подхватить эстафетную палочку у Накаджимы, Сузуки и Катаямы. Жизнь замерла, но, по счастью, оставалась...

ФИНИШНАЯ ПРЯМАЯ

...«Сузука»! Тот самый автодром, что и поныне большинство гонщиков уверенно ставят по пилотажу на второе место в мире после самого Спа-Франкоршама. Сравнение, согласитесь, впечатляет. Длинная и сложная трасса, где даже единственная медленная шикана вошла в историю благодаря столкновению Сенны и Проста. Что уж говорить о сложнейшей анфиладе эсок с четырьмя совершенно разными апексами, хитром повороте «ложка» и сверхскоростном изломе с малопоэтичным названием «130Р». Впрочем, если отрешиться от названия, то знайте, что и Жак Вильнев, и Михаэль Шумахер, и Эдди Ирвайн в один голос ставят этот поворот в один ряд (разве что чуть пониже,) с легендарной «Красной Водой»! Причем верить им можно. У Вильнева (долгие годы жившего и выступавшего здесь в местных гонках вместе с Френтценом, Сало и Ирвайном) на «Сузуке» уже два «поула», а у Шумахера и вовсе шесть! Причем Михаэль со своими четырьмя победами является и вовсе единственным победителем «Гран-при Японии» из ныне действующих пилотов.

Ирвайн же хотя и не выигрывал пока на своем любимом автодроме, но имеет здесь полный боевой комплект очковых финишей – от второго до шестого места. Конечно, вряд ли было бы логично рассчитывать на триумф, но ирландец всерьез рассчитывает вернуть свою команду на волну Спа и Монцы и забыть разочарование Индианаполиса. Тем более что в середине таблицы Кубка конструкторов ситуация очень плотная и каждое очко там на счету. Гонка вообще обещает быть интересной, ведь теперь, в отсутствие какого бы то ни было психологического давления чемпионатов, Шумахер и Баррикелло наконец-то смогут открыто сразиться, да и Монтойя, Ральф и Култхард, также неплохо выступавшие здесь в прошлом, наверняка захотят завершить сезон победой. Весь вопрос в том, сколько мест из ста тридцати тысяч, окажутся заполненными на трибунах в воскресенье... Конечно, Сато, «Хонда», «Тойота» и «Бриджстоун» – это хорошо, но до лотереи на этот раз было весьма далеко!

Длина трассы

5821 м

Дистанция

53 круга

Результат-2001

1

М.Шумахер

2

Монтойя

3

Д.Култхард

КСТАТИ

«Сузуку» большинство гонщиков по уровню пилотажа ставят на второе место после легендарного Спа- Франкоршама.