ФОРМУЛА-1

Босс одноименной команды «Уильямс» сэр Фрэнк рассказал нашему специальному корреспонденту на этапах «Формулы-1» о перспективах конюшни в следующем сезоне.

ИТОГИ НЕ ВПЕЧАТЛЯЮТ

– Не секрет, что сезон-2001 превзошел ваши ожидания. Можно ли теперь сказать, что 2002-й, напротив, разочаровал?

– Скажем, что, если не произойдет сюрприза в Японии, конечно, мы выиграли пока только одну гонку, хотя реально могли как минимум три. К тому же эти победы были бы куда более случайными, чем год назад, поскольку преимущество «Феррари» в гонке было просто огромным. Конечно, как и «Макларен», мы пытаемся использовать возможные слабости итальянских машин, но в этом году они так редки, что особо рассчитывать на это не приходилось. Так что итогами можно особо не гордиться...

– У вас есть свое объяснение для столь невероятного доминирования «Феррари»?

– В принципе, это можно достаточно легко объяснить. У них на административных и высших технических постах есть четверо предельно компетентных людей. Они всегда четко и ясно думают и доводят начатое до логического завершения. Да и бюджет у них самый большой в Ф-1, исключая, возможно, только «Тойоту». А это значит, что они могут пробовать новые решения, имея огромное поле деятельности, без отрыва от основной гоночной работы. С другой стороны, мы тоже не бедные и до определенных пределов стараемся следовать, но в итоге все же достигаем лимитов. В отличие, увы, от «Феррари»...

– Вы имеете в виду мотор, аэродинамику...?

– ... и электронику, контроль над тягой, над передачей мощности асфальту. Да еще и о резине, что, скорее, логично в момент, когда два производителя борются между собой на трассах. Надежность «Феррари», по крайней мере та, что касается Шумахера, также не может не впечатлять. И манера, с которой команда подходит, причем с технической точки зрения, к выбору гоночных стратегий, также предельно сильна.

– Но с чистой скоростью у вас проблем не возникает, чего стоят хотя бы пять «поулов» Монтойи подряд.

– Мы в Ф-1 для того, чтобы выигрывать по воскресеньям, а не по субботам. Эти «поулы» больше нервируют меня, чем обнадеживают, потому что прибавить в эффективности между квалификациями и гонкой куда сложнее, чем потерять. Хотя эта позиция для старта, конечно, наиболее оптимальна. Но этот темп надо бы еще и удерживать до конца уик-энда...

СЛУЖИЛИ ДВА ТОВАРИЩА…

– Ральф блещет куда меньше, но выступает несколько стабильнее. Так что ваши пилоты друг друга вполне дополняют, только вот живут не особо дружно.

– Монтойя – это чистый, природный талант в стиле Мэнселла. Его манера контролировать машину, пилотировать ее агрессивно и смело наполняет мое сердце радостью. Еще немного опыта и технической культуры, которая придет с настройками и тактическим ведением гонок, и он будет безупречен. Ральф куда более спокоен и замкнут в себе. Но он также талантлив, технически чуток и быстр. Особенно когда он видит своего партнера по команде впереди себя. Конечно, между ними никогда не будет дружбы, всегда будет соперничество, но они постепенно начинают понимать, что в их обоюдных интересах сотрудничать по-умному, в атмосфере взаимоуважения. Я знавал и куда более сложные в жизни пары. Пике – Мэнселл, например, или Джонс и Рейтеманн...

– В чем именно тогда ваши слабости?

– «Феррари» доминирует в аэродинамике, это несомненно. Я не хочу упоминать имени их производителя резины, чтобы не иметь проблем с моим, но часто они показывали куда лучшие результаты по сравнению с нами. Самое сильное место итальянцев – это сцепление их машины с дорогой. Они передают «лошадей» асфальту, а мы – нет. Самая большая разница здесь и заключена. К тому же я уверен, что их машина легче, чем у нас, так что она несет в себе намного больше балласта. Соответственно у них намного ниже центр тяжести, что само по себе уже приводит к многочисленным выгодам. В том числе и при работе с резиной. Так что несколько десятых там, несколько тут – вот вам и общее преимущество. А вообще перед ними нельзя не снять шляпу.

«Макларен» также немало прогрессировал и практически догнал вас к концу сезона.

– Когда они впереди нас, столько ли у них топлива на борту, как и у нас? Конечно, несколько раз они опередили в гонке, но чаще всего – когда мы ошибались в выборе резины, ставя на слишком мягкий для нас тип. Иногда мы куда жестче эксплуатируем шины, чем они. Это помогает нам в квалификации, но серьезно осложняет жизнь в гонке. А в остальном наш прогресс достаточно стабилен, и его кривая вполне соответствует приросту темпов у «Макларена». Однако же мы все еще сохраняем небольшое преимущество благодаря мотору. Кажется, у них он несколько менее мощен, чем наш...

«БМВ» вообще лучший на стартовой решетке?

– Да, он очень хорош. Но ведь выигрывает-то «Феррари», именно они и доминируют в любом сеансе заездов. Значит, лучшие именно они. Хотя, конечно, один мотор всего не объясняет.

– Ф-1 теряет телеаудиторию, а значит, и интерес к себе. С точки зрения спектакля нескончаемые победы «Феррари» – не лучшее решение?

– Вы абсолютно правы. У нас сейчас две большие проблемы. Ф-1 хорошо функционировала при Экклстоуне, но будет ли так продолжаться и дальше? И если да, то сколько времени? Как будут реагировать банки, которые недавно купили 75% холдинга, как они будут управлять областью, о которой ничего не знают и в которой, по крайней мере пока, ничего не понимают? Придется ли нам действительно создавать альтернативный чемпионат мира, как этого хотят большие автомобильные производители? Все это меня сильно беспокоит, и мне бы хотелось как можно быстрее понять, что именно выйдет из всей этой ситуации. На нас сейчас всерьез давят спонсоры, но их можно понять, ибо и на них оказывается немало внутреннего давления плюс к этому не все просто с их акционерами, с мировой конкуренцией и т.д. Однако не все новости негативны, и в мире есть еще немало фирм, готовых поддерживать Ф-1. Единственный вопрос, кто будет контролировать ее в будущем. Или мистер Экклстоун со товарищи в лице банков, либо гиганты автоиндустрии... Лично я уверен, что «Формула» будет продолжаться, весь вопрос в том, с какими хозяевами.

ПОЛЕ БИТВЫ – «ФОРМУЛА-1»

– И все же вернемся к спектаклю. Не стоит ли изменить некоторые пункты правил, чтобы борьбы на трассе стало больше?

– Вопрос-то хороший, но каждый владелец команды может ответить на него по-разному, исходя, естественно, в первую очередь из собственных интересов. Мы все согласны по огромному количеству вопросов, но каждый хочет еще и изменить что-то, что именно его сосед хотел бы оставить в неприкосновенности. Запретить электронику было бы неплохой вещью, но как этого достичь? ФИА попробовала, но не смогла, электроника стала слишком сложной областью, чтобы ее можно было реально контролировать. Неплохой вещью, на мой взгляд, могло бы стать изменение самих трасс (некоторые из них уже всерьез устарели), на которых проводятся гонки. Лишние зоны для обгона тут бы явно не помешали. Трассы не угнались в развитии за болидами Ф-1, за их скоростью и за их способностью держаться за асфальт в поворотах. Как только спорт начнет дарить зрителям обгоны, мы больше не будем говорить о том, сколько он стоит.

– За ваши три десятилетия в гонках отношения между командами, человеческий фактор изменились или нет?

– Это был спорт, а стала война... Надо приспосабливаться...

– А пилоты?

– Они изменились скорее в лучшую сторону. Они стали куда больше внимания уделять физической подготовке и техническому аспекту, даже если основа их работы осталась неизменной: пилотировать как можно быстрее и совершать как можно меньше ошибок. Электроника практически ничего не изменила, потому что лучший все равно продолжает выигрывать.

– Станет ли однажды «Уильямс» командой «БМВ»?

– Да, это не исключено. Патрик Хэд, мой партнер и владелец 30% акций команды, так же как и я сам, мы должны вдвоем подумать о наших преемниках, и было бы просто обидно, если бы наше детище, которое сегодня стало гигантской ведущей корпорацией, постепенно пришло в негодность. Так что мы постепенно готовимся к передаче дел, если хотите.