«Настроение отвратительное… но ничего страшного!». Три вопроса биатлонного обозревателя «Советского спорта» о состоянии дел в его любимой сборной

О биатлоне я пишу с 2000 года. Когда начинал свое знакомство со сборной стреляющих лыжников, из нынешнего состава в нем была лишь Ольга Медведцева (в ту пору Пылева). Думаю, это дает мне право на те оценки, которые я должен сделать после шести проигранны
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ВАНКУВЕР-2010
БИАТЛОН. РАЗБОР ПОЛЕТОВ

О биатлоне я пишу с 2000 года. Когда начинал свое знакомство со сборной стреляющих лыжников, из нынешнего состава в нем была лишь Ольга Медведцева (в ту пору Пылева). Думаю, это дает мне право на те оценки, которые я должен сделать после шести проигранных олимпийских гонок.

КТО ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ?

– Мы создали для спортсменов и тренеров все условия, чтобы потом была возможность спросить за результат, – этот тезис президент Союза биатлонистов России Михаил Прохоров не устает повторять. Принцип «сперва дать, а потом спрашивать» многократно проверен им и его командой. Свидетельство тому – пять великолепных сезонов баскетбольного ЦСКА, ставшего сильнейшим клубом Европы.

И вот эта сыгранная команда пришла в биатлон – с его историческими золотыми традициями, богатыми ресурсами и совершенно анархической структурой сборных команд. С системой, в которой давать результат были способны лишь абсолютно харизматичные люди, работавшие под девизом: или ты даешь прямо сейчас результат, или вылетаешь из сборной как пробка.

И ведь давали! Потому что непопадание в шестерку-восьмерку сборников автоматически означало лишение сколько-нибудь достойного источника заработка. Таков был наш биатлон.

И вот все изменилось. В СБР пришел современный и последовательный в своих решениях президент, все причастные к сборным лица получили официальные контракты и правовую основу в отношениях с руководством. Все очень современно и, как кажется, несвоевременно…

В России многое так. Разрешили водителям употреблять немного алкоголя, но быстро поняли: немного у нас не умеют. Расписали штат сборных команд, подобрали кадры и… выяснили: люди так и занимаются всем и сразу, кто за что отвечает – по-прежнему не понять. Как не понять, почему Иван Черезов, много лет потрясавший своей стабильной стрельбой, в трех ванкуверских гонках не проходит ни одной лежки (азбуки биатлона!) без промахов. Почему летавший три года подряд Максим Чудов «сдувается» именно в олимпийский год. И почему все четыре участницы спринтерской гонки разом останавливаются на финишном круге…

Объяснения, уверен, найдутся для каждого случая. Но отчего проколов так много и все свалились на две олимпийские недели?

КТО ПОВЕДЕТ В АТАКУ МУЖЧИН...

Тренер Николай Савинов, назначенный в 2003 году в мужскую команду волевым решением тогдашнего руководителя федерации Александра Тихонова, был совершенно душевным человеком: посидеть и поболтать с ним – одно удовольствие. О чем угодно – только не о биатлоне. Этот предмет Николай Петрович знал, как бы это сказать помягче, поверхностно. Сборной не руководил – приглядывал. Был эдаким добрым пастухом молодых ребят, у которых руки чесались до серьезной работы. Но как раз эту работу Савинов им предложить не мог.

Четыре года назад в олимпийском Турине состав, в который уже подтянулись и Черезов, и Чудов, сумел собраться лишь на эстафетную гонку. А Николай Петрович на тренерской конференции не сумел внятно ответить на вопрос: что он намерен делать с командой в 2006–2010 годах?

Его сменил Аликин, главным ресурсом которого на первых порах стало простое укрепление трудовой дисциплины. Заскучавшие по рабочей атмосфере ребята готовы были носить нового наставника на руках, Аликин повел команду за собой в атаку – его гвардейцы взяли не одну высоту. Но один лишь дисциплинарный ресурс, как мне кажется, со временем перестал работать. Потребовались новаторские идеи, а решиться на кардинальные эксперименты в олимпийский сезон Аликин не смог – да и кто бы смог на его месте?

Мотор, на котором рассчитывали проскочить Ванкувер, похоже, засбоил на подъезде. Команда это чувствует и в атаку за своим командиром уже не бежит.

...И ЖЕНЩИН

В женской сборной другая метаморфоза. Бессменно руководивший командой с 2001 по 2008 год Валерий Польховский – непростой человек, но медали у него завоевывали все, кто пробивался в сборную: Ольга Пылева, Анна Богалий, Альбина Ахатова, Ольга Зайцева и даже Наталья Гусева. Светлана Ишмуратова может сейчас сколько угодно говорить о его ужасном характере, но, именно работая в системе координат Польховского (споря, дискутируя, выполняя требования), она завоевала все свои награды, включая две золотые олимпийские медали.

А чего стоит случай в Турине – когда лишившаяся лидера (про случай с Пылевой напомнить лишний раз не беда) команда собралась и выиграла эстафету, буквально раздавив соперниц? А всего взяла два золота и две бронзы.

Выброшенный из сборной Польховский оставил своим наследникам практически новую молодую команду (Юрьева, Слепцова, Моисеева…), в которую подтягивались после декретного отпуска маститые ветераны. Обстановка была рабочей, и свой КПД команда показала на чемпионате мира 2008 года. С тех пор в женскую сборную вернулись еще три олимпийские чемпионки, и одно только это обстоятельство должно было сделать нашу женскую шестерку блистательной.

Но этого не произошло. В тренерском штабе есть авторитетные специалисты, но нет лидера. Главный тренер сборной Александр Селифонов – отличный тренер по стрелковой подготовке, обладающий еще массой иных талантов. Но, похоже, не талантом стратега…

КТО СПОСОБЕН НА ПОДВИГ СЛОВЕНКИ?

В российском биатлоне сегодня есть маршал и генералы, но нет отчаянных отцов-командиров, способных поднять войска из окопов. В итоге идеальные условия для работы созданы, а прежние ориентиры утрачены. То есть победить спортсмены, конечно, хотят, а вот «умереть», как словенка Петра Майдич в спринтерской лыжной гонке, – не готовы. Как там сказал занявший четвертое место в индивидуалке Евгений Устюгов: «Настроение отвратительное, но… ничего страшного не произошло. Впереди еще две гонки».

Возможно, Женя оговорился. Но мы и к этому стали, увы, привыкать: там оговорился, там слегка не добежал, там чуть-чуть промахнулся… Не хочу никого обидеть, а наблюдения мои, возможно, не во всем объективны и верны. Но я перенес их на бумагу с единственной целью: разбудить в команде ту самую злость и отвагу, за счет которых она делала счастливой нашу страну.

Новости. Биатлон