Золото или пузырь? Как криптовалюта проникает в спорт - Советский спорт

Матч-центр

  • 202-й тайм
  • ВХЛ - регулярный чемпионат
    начало в 19:30
    Динамо СПб
    Буран
    0
    0
  • 6-й тур
    2-й тайм
    Рапид В
    Рейнджерс
    0
    0
  • 6-й тур
    2-й тайм
    Марсель
    Аполлон Л
    1
    3
  • 6-й тур
    2-й тайм
    Лацио
    Айнтрахт Ф
    1
    2
  • 6-й тур
    2-й тайм
    Бешикташ
    Мальмё
    0
    1
  • 6-й тур
    2-й тайм
    Генк
    Сарпсборг 08
    4
    0
  • 6-й тур
    2-й тайм
    Севилья
    Краснодар
    3
    0
  • 6-й тур
    2-й тайм
    Акхисар Беледиеспор
    Стандард
    0
    0
  • 6-й тур
    2-й тайм
    Ренн
    Астана
    2
    0
  • 6-й тур
    2-й тайм
    Динамо К
    Яблонец
    0
    1
  • 6-й тур
    2-й тайм
    ПАОК
    БАТЭ
    1
    3
  • 6-й тур
    2-й тайм
    Види
    Челси
    2
    2
  • 6-й тур
    начало в 23:00
    Лудогорец
    Цюрих
    0
    0
  • 6-й тур
    начало в 23:00
    РБ Лейпциг
    Русенборг
    0
    0
  • 6-й тур
    начало в 23:00
    Селтик
    Ред Булл Зальцбург
    0
    0
  • 6-й тур
    начало в 23:00
    Копенгаген
    Бордо
    0
    0
  • 6-й тур
    начало в 23:00
    Славия П
    Зенит
    0
    0
  • 6-й тур
    начало в 23:00
    Спартак Тр
    Фенербахче
    0
    0
  • 6-й тур
    начало в 23:00
    Динамо З
    Андерлехт
    0
    0
  • 6-й тур
    начало в 23:00
    Спортинг
    Ворскла
    0
    0
  • 6-й тур
    начало в 23:00
    Арсенал
    Карабах
    0
    0
  • 6-й тур
    начало в 23:00
    Дюделанж
    Бетис
    0
    0
  • 6-й тур
    начало в 23:00
    Олимпиакос
    Милан
    0
    0
  • 6-й тур
    начало в 23:00
    АЕК Ларнака
    Байер
    0
    0
  • 26 сентября 2017 09:53Источник: «Советский спорт»Автор: Вашкевич Андрей

    Золото или пузырь? Как криптовалюта проникает в спорт

    Биткоины, эфириумы и прочие криптовалюты уже пытаются пробиться на спортивный рынок. Станет ли это явление массовым?

    Криптовалюта — уже не просто модное словечко из интернета. Она проникает в реальную жизнь. Но как скоро биткоины, эфириумы и другие валюты доберутся до спорта?

    «Короли» — первые!

    Первым спортивным клубом, начавшим принимать к оплате биткоины, стал баскетбольный «Сакраменто Кингз» из НБА. Новость об этом появилась еще 16 января 2014 года. В заявлении «королей» говорилось, что начиная с 1 марта 2014 года, болельщики будут иметь возможность оплачивать билеты и атрибутику криптовалютой.

    «Мои дети ходили на игры и спрашивали, почему мы не принимаем биткоины», — рассказал владелец «Кингз» Вивек Ранадиве. Будучи основателем IT-гиганта TIBCO Software, миллиардер знает толк в технологиях. И заявил прямо: старт работы с биткоинами — еще один шаг к тому, чтобы болельщики оставляли свои стадионы дома и приходили на полностью «безбилетную» и «безналичную» арену. В планах Ранадиве — именно это: ивент, на котором все можно будет сделать при помощи смартфона. И, видимо, без фиатных денег («фиатными» называются традиционные платежные средства, то есть электронные и бумажные деньги, признаваемые правительствами).

    На тот момент биткоин существовал около пяти лет. Общая масса криптовалюты стоила порядка 11 млрд долларов, однако продажа реальных вещей за биткоины находилась еще в зачаточном состоянии. Почти одновременно с заявлением «Сакраменто» запустился Overstock.com — первый крупный ритейлер, принимающий криптовалюту. Для справки: в январе-2014 курс один биткоин стоил 850 долларов. Сейчас — около 3800 долларов.

    Катовице или Сан-Хосе?

    Звание первого в мире футбольного клуба, принимающего в качестве оплаты самую распространенную криптовалюту, — биткоины — не особо оспаривается. Хотя версий на этот счет две.

    Сайт американского «Сан-Хосе Эрскуэйкс» утверждает, что именно «землетрясения» первыми из футболистов на планете запустили сервис продажи билетов и атрибутики с оплатой в биткоинах. Историческим по американской версии стал матч 25 мая против «Хьюстон Динамо». Калифорнийцы при поддержке портала Coinbase приняли оплату биткоинами на своем стадионе «Бак Шо».

    Для того, чтобы делать покупки, болельщикам нужно было просто иметь биткоин-кошелек на мобильном устройстве. Оплата принималась посредством планшетов, на которых было установлено приложение Coinbase.

    Эта новость появилась на сайте клуба из Сан-Хосе 19 мая 2014 года. А за два с половиной месяца до этого о запуске платежей в криптовалюте объявил польский ГКС из Катовице. Клуб, который последние 10 сезонов выступает во второй лиге, удивил всех технологической продвинутостью. «Мы хотим следовать за инновациями и показать нашим фанатам, что у нас есть амбиции стать одним из лучших футбольных клубов в регионе», — риторика генерального директора ГКС Войцеха Цыгана почти такая же, как у коллег из Сан-Хосе. Биткоин-фишка — пожалуй, единственное, чем команда из Катовице выделяется во втором польском дивизоне. Три года спустя нововведения она все так же страдает ближе к концу таблицы.

    На момент объявления биткоины принимали в шестидесяти учреждениях Польши, но статус криптовалюты являлся довольно размытым. На законодательном уровне нововведение было еще не принято. Тем не менее «гиксам» разрешили продавать за биткоины билеты и атрибутику, а также принимать пожертвования на развитие клуба.

    В результате ГКС прогремел и в польских медиа, и на международных порталах, посвященных криптовалюте. Правда, местами освещение прорыва только подчеркнули дистанцию между спортом и миром IT. Например, довольно авторитетный портал cointelegraph.com под заголовком «GKS Katowice soccer club accepting Bitcoin« неожиданно разместил… хоккеиста из одноименного клуба.

    Другие «Юнайтед» и « Рейнджерс»

    Впрочем, если говорить о самом первом упоминании биткоинов в футбольном контексте, то пионерами стали два клуба из 13-тысячного города Чард в анлийском графстве Сомерсет. Выступающие в глубочайшем «миноре» (Перри-стрит Лига — это дивизионы с 14-го по 17-й во всеангийской иерархии) «Чард Юнайтед» и «Чард Рейнджерс» очень долго уговаривали городское начальство отремонтировать раздевалки на «Джослен-парк» — арене, где выступают оба клуба.

    Дошло до того .что команды вынуждены были переодеваться в 20 минутах ходьбы от поля — на стадионе крикетистов. «Знаю, что они сражались насчет раздевалок последние 15 лет, но среди городского начальства нет поклонников футбола», — сказал один местный бизнесмен, сделавший пожертвование в 150 биткоинов.

    На дворе был июль 2013 года, и один биткоин стоил в районе 70 долларов. То есть пожертвование составило 10500 долларов. Интересно, что он думаем о том поступке сейчас, когда 150 биткоинов стоят 570 тысяч долларов! Но тогда на перестройку раздевалок этого не хватало — нужно было собрать 25 тысяч фунтов.

    Команды изначально собирали пожертвования в фиатных деньгах. Но в одном из пабов вдруг спросили: а в биткоинах вы бы взяли? Клубы подумали: почему бы и нет?

    «Теперь все наши игроки — фанаты биткоинов. Они пользуются ими, сделали страницу сайта, полностью посвященные криптовалюте и объяснениям, как ей пользоваться», — хвалились клубы.

    «Чард Юнайтед» даже напечатал майку с первым номером и надписью «Satoshi» на ней (Сатоси Накамото — псевдоним изобретателя биткоина). Также «ЧЮ» увековечили на футболках имена Бена Бернанке и Чарли Шрема (главы компании BitInstant).

    Биткоин-боул, которого не было

    В мире спорта у биткоинов хватает поклонников. «Деньгами будущего» назвал криптовалюту корнербек «Сиэтл Сихокс» Ричард Шерман, попутно объявив в своем фейсбуке, что его официальный онлайн-магазин будет принимать оплату в биткоинах. «Ричард поддерживает своих болельщиков в переходе на более современное платежное средство, отличающееся от PayPal и кредитных карт», — объяснил решение агент Шермана.

    Экс-звезда НФЛ Чед Джонсон (в последние годы играл в канадский футбол за «Монреаль Алуэтс» и американский — за «Монтеррей Фундидорес») также известен, как пропагандист криптовалюты.

    Владелец «Даллас Маверикс» Марк Кьюбэн назвал биткоин «мыльным пузырем», однако немало инвестировал в другую криптовалюту и в целом позитивно относится к ICO — первичному размещению монет.

    Флойд Мэйвезер успел поддержать сразу несколько криптовалют. «Можете звать меня Флойд «Крипто» Мэйвезер», — написал боксер в своем твиттере в августе этого года…

    Общее во всех приведенных выше историях одно: пока никто и нигде не упомянул ни об объеме оборота биткоинов, эфириума или другой криптовалюты, ни о конкретных выгодах для клубов, кроме пиара. Если бы у «Сакраменто Кингз» или «Сан-Хосе Эрскуэйкс» резко начали расти доходы в блокчейн-деньгах, этим непременно бы похвастались. Но пока об этом молчок.

    Была еще история со спонсорством матча на Сент-Питерсберг-Боул — главного постсезонного матча в американском футболе на уровне колледжей. В июне-2014 было объявлено, что нейминговые права на матч были проданы компании BitPay, сервису по оплате в биткоинах. Поединок был переименован в «Биткоин Сент-Питерсберг-Боул». За билеты, атрибутику и питание на матче можно было платить в биткоинах. Но сотрудничество не растянулось надолго. В 2015-м (после первого же матча) BitPay объявил, что трехлетний контракт расторгнут по взаимному согласию.

    Причина банальна: несмотря на хайп в сети, фактически к всплеску оборота биткоинов затея не привела. Представители BitPayрассказали, что около 100 предприятий согласились принимать оплату в биткоинах. Последующий опрос показал, что почти клиенты почти половины из них так ни разу и не заплатили в криптовалюте. Остальным тоже особо нечем было похвастаться.

    Похоже, что при всем стремлении отдельных энтузиастов «заразить» массы новой формой денег, рядовые болельщики пока очень неохотно подхватывают начинание. А зависит все от них. Тем не менее, для крутого разворота иногда достаточно самой малости.