Велошоссе. Ивана на царство. У чемпиона «Джиро» не нашлось достойных соперников

Победителем 89-й супермногодневки «Джиро д’Италия» стал Иван Бассо
29 мая 2006 00:00
автор: Курдюков

ВЕЛОШОССЕ

Победителем 89-й супермногодневки «Джиро д’Италия» стал Иван Бассо. Стал безоговорочно, почти не встретив сопротивления. Теперь, за полтора месяца до начала главной многодневки сезона – «Тур де Франс», мы точно знаем имя одного из претендентов на победу. Сможет ли кто-нибудь бросить вызов «кандидату в наследники» великого Лэнса Армстронга?

НАСЛЕДНИК ЖЕЛЕЗНОГО ЛЭНСА

89-я «Джиро д’Италия» подтвердила несколько прописных истин, граничащих с банальностью. Аксиомы вроде бы в доказательстве не нуждаются, но это только в математике. А в спорте в каждом новом поколении находится немало не желающих принимать на веру то, что давно и хорошо известно.

Иван Бассо к таким молодым не относится. Да и молодость его в общем-то относительная — через год исполняется 30. Его будущий главный оппонент на «Тур де Франс-2006» Ян Ульрих свою первую супермногодневку выиграл в 24 — так что Иван совсем не вундеркинд и любит повторять, что ко всем успехам шел долгим, тернистым путем.

Ему близок образ человека, «который сделал себя сам», но с известными оговорками. Бассо прекрасно осознает, что многое в карьере зависит от людей, которых ты встречаешь на каждом ее этапе. Неведомо, насколько хорош был бы сейчас итальянец, останься он надолго под крылом Джанкарло Ферретти и не перейди к новатору и экспериментатору Бьярне Рийсу в «Си-эс-си».

Соперников, в отличие от тренеров, не выбирают, и здесь Ивану тоже повезло. Он застал эпоху Лэнса Армстронга, благополучно проскочив большую ее часть (и вошел в пору расцвета своего таланта в тот самый момент, когда американец отправился на покой).

Став единственным, кто был способен следовать за техасцем на альпийских перевалах, Иван очень многому научился на двух последних версиях «Большой петли». Внимательный, не тратящий энергию на бурные эмоции и метафизические метания, Бассо впитывает увиденное, словно губка, ему даже не нужно ничего объяснять.

Хотя и в объяснениях недостатка никогда не было — с Лэнсом у Ивана сложились дружеские отношения, и мы можем только догадываться, сколько лекций по науке побеждать прочел и продолжает читать семикратный триумфатор «Тур де Франс» своему преемнику.

В ОЖИДАНИИ ДВОРЦОВОГО ПЕРЕВОРОТА

В Доломитах коллекционировал победы Лэнс II. У нового короля роскошные «придворные» — команда звезд «Си-эс-си», которая превзошла другие сильнейшие группы мира на всех участках трассы, во все моменты гонки. Ни одной тактической ошибки. Ни разу Бассо не был оставлен без непроходимого защитного кордона. В одиночку он боролся только перед самой развязкой горных этапов — но к тому моменту и главные соперники, причем гораздо более усталые, давно ехали по одному.

Нельзя сказать, что по стилю Бассо похож на Армстронга, как брат-близнец. Природа наградила американца взрывным темпераментом, итальянец (и для тех, кто судит о жителях этой страны по фильмам, это странно) скорее напомнит нам Индурайна. Мало поднимается из седла, в гору не взлетает, а просто ровно и мощно едет. И все осыпаются с колеса, как случайно зацепившиеся за ветку прошлогодние осенние листья. Понадобилось поздравить себя и супругу с рождением сына — чуть добавил интенсивности, и великий горняк Джильберто Симони мгновенно капитулировал. Джибо называет Бассо инопланетянином (что встречает негативную реакцию самого Ивана, такие комплименты польстили бы Чиполлини, но не ему — он предпочитает быть земным). Неоригинально до крайности. Так в периоды самых ярких побед именовали соперники Дона Мигеля и Короля Лэнса.

Сам Симони досадует, что ему 34 и пик возможностей прошел. Прежней остроты спурта в гору у двукратного победителя «Джиро» уже нет. Сохрани он свои кондиции получше, мы увидели бы великое противостояние — мощь и стабильность против порыва.

Все же остальные горовосходители, куда более молодые, словно разучились ускоряться. Или боялись рисковать, не надеясь восстановиться перед следующим горным этапом, которых в 89-й версии Гран-тура оказалось слишком много?

На этой «Джиро» качественный индивидуальный ход одержал двойную победу. Вторым в общем зачете — пусть и с внушительным отставанием — финишировал один из лучших «раздельщиков», чемпион Испании в гонке на время еще 1997 года Хосе Энрике Гутьеррес. Казалось, что нового мы можем узнать об этом трудяге, шесть лет катавшем на колесе звезд «Кельме» Эскартина, Эраса и Севилью? Но валенсиец в свои 32 доказал, что прорывы возможны и на 12-м году карьеры. По сути дела, он прошел сверхдлинную «разделку» протяженностью в три недели. На всех горных этапах попросту игнорировал атаки соперников, ехал как ему было удобно.

В итоге гренадер ростом под 190 и весом под 80 опередил всех легких, как пушинки, горняков, на самой заоблачной «Джиро» за последнее десятилетие. Сюрприз. Возможно, единственный в этой сверхлогичной гонке.

А вот от «Тур де Франс», несмотря на кажущуюся простоту маршрута, неожиданностей все-таки ждут. Если с излишком массы на большей части «Корса роза» Ян Ульрих смотрелся убедительно — что будет, когда он обретет свои лучшие кондиции? Еще более грозно, чем всегда, выглядит лидер «Про Тура» Алехандро Вальверде. Готовится «втихаря», подчинив «Большой петле» весь сезон, наш Денис Меньшов. Так что, вероятнее всего, абсолютным монархом во Франции Ивану Грозному не быть.

ДЖИРО Д’ИТАЛИЯ

Супермногодневка серии «Про Тур» (21 этап)

20-й этап. Тренто — Априка (211 км). 1. Бассо (Италия, Си-эс-си) – 6:51.15. 2. Симони (Италия, Сонье Дюваль) – отставание 1.17. 3. Кунего (Италия, Лямпре) — 2.51. 4. Гутиерес Каталуна (Испания, Фонак) – то же время. 5. Саволделли (Италия, Дискавери) — 6.03. 6. Пьепполи (Италия, Сонье Дюваль) – то же время. 7. Касар (Франция, Франез де Же) — 7.26. 8. Мануэль Гарате (Испания, Квик Степ) – то же время… 14. Пелидзотти (Италия, Ликугас) — 10.11… 29. Бочаров (Россия, Креди Агриколь) — 17.20… 48. Ефимкин (Россия, Ильс Балеарс) — 34.14… 81. Колобнев (Россия, Рабобанк) — 39.59… 84. Ди Лука (Италия, Ликугас)… 86. Екимов (Россия, Дискавери) – у обоих то же время… 102. Петров (Россия, Лямпре) — 44.45… Белли (Италия, Селле Италия) – не финишировал.

21-й этап. Музео дель Гизалло – Милан (140 км). 1. Форстер (Германия) – 3:56.03. 2. Ричезе (Аргентина, Керамика Панариа). 3. Поллак (Германия, Т-Мобайл). 4. Беттини (Италия). 5. Дюку (Колумбия, Кофидис). 6. Риготто (Италия, Мильрам)… 18. Бочаров…38. Екимов…41. Колобнев…44. Петров – у вех время победителя…89. В. Ефимкин – отставание 0.23

Общий зачет (итог). 1. Бассо – 91:33.36. 2.Гутиерес Каталуна – отставание 9.18. 3. Симони – 11.59. 4. Кунего – 18.16. 5. Саволделли – 19.22. 6. Касар – 23.53. 7. Мануэль Гарате – 24.26…27. Бочаров – 1:02.39…39. В. Ефимкин – 1:26.35…57. Петров – 1:57.19…71. Колобнев – 2:23.12…89. Екимов – 2:43.19

Классификация самого активного гонщика (пурпурная майка). 1. Беттини – 169. 2. Бассо – 158. 3. Гутиерес Каталуна – 132.

Горный зачет (зеленая майка). 1. Мануэль Гарате — 64 очка. 2. Бассо – 56. 3. Балиани (Италия, Керамика Панариа) – 52.