Илья Авербух: Первый миллион заработал в 2006 году

Знаменитый фигурист делится опытом того, как из спортсмена превратиться в бизнесмена и владельца продюсерской компании
Илья Авербух: Первый миллион 
заработал в 2006 году
12 июня 2016 14:21
автор: Евгений Фирганг

Большинство российских спортсменовпосле окончания карьеры исчезают измедийного пространства и занимаютсятем, что тратят деньги, которые им удалосьзаработать, выступая на спортивныхаренах. Илья Авербух – скорее исключениеиз правил. После окончания карьерыфигуриста он небезуспешно пробовалсебя в роли спортивного журналиста.Но судьба лишь ненадолго разлучила егос фигурным катанием. Илья вернулся налед со своим шоу. Сейчас он успешныйбизнесмен и владелец собственнойпродюсерской компании. 

«Почему я должен зависеть от какого-тодяди?»

– Илья, зачастую именитые спортсменыпосле окончания карьеры не знают,чем им заняться. Почему так происходит?

– Такая проблема действительносуществует, и дело тут вот в чем.Идеальный спортсмен – это дрессированноеживотное. Он должен молча выполнятьвсе указания тренера. Чем меньше он думаети анализирует – тем лучше. Об этомвам скажет любой тренер. Поэтому послеокончания карьеры спортсмен, которогопостоянно стопорили в плане анализа,просто не готов к новой жизни,в которой анализировать необходимо.Но фигурное катание – благоприятныйв этом плане вид спорта. У нас послеокончания карьеры есть возможностьвыступать в ледовых шоу.

– Когда вы поняли, что хотитезаниматься организацией ледовых шоу?Ведь на тот момент в Россиифактически отсутствовал такой формат.

– Я, как и большинство фигуристов,всегда мечтал выступать в североамериканскихледовых шоу, там можно было зарабатыватьхорошие деньги. Однако наша с ИринойЛобачевой пара не заинтересовалаамериканских продюсеров. Мы простоне получили приглашения. Эта историяменя сильно задела. Почему я должензависеть от какого-то дяди?

– И тогда вы решили организоватьсобственное ледовое шоу?

– Да, в 2003 году я решилпопробовать организовать нечто подобноев России. Я бы не сказал, чтоу нас вообще отсутствовал подобныйформат. Маша Бутырская и Леша Урмановуже делали что-то подобное. Но ихглавная ошибка заключалась в том,что они решили сразу окучить Москвуи Санкт-Петербург. Я же началс регионов. В первый тур мы посетилиОмск, Новосибирск, Кемерово и, по-моему,Барнаул.

«Из первого тура вернулся с долгомв 100 тысяч долларов»

– А откуда вы взяли деньгина организацию первого тура? Тратилисвои сбережения или брали кредиты?

– Своих денег у меня просто не было.Призовые, которые мы получилиза выступление на Олимпиадев Солт-Лейк-Сити, ушли на покупкуквартиры. Все мои попытки найти деньгиможно сравнить с тыканьем слепогокотенка в закрытую дверь. И толькоблагодаря стечению обстоятельств намс моим партнером удалось взятьу одного из банков, в которомон, кстати, работал, по 10 тысячдолларов на каждое шоу. Я на словахдоговорился с фигуристами, мы расклеилирекламу и поехали в тур. И ужетогда было видно, что мы интереснылюдям. Стадионы были забиты, но вкассе денег не было. Я не мог понять,почему так происходит. Оказалось, чтопрактически любой желающий мог попастьна шоу или благодаря знакомствус организаторами, или благодарясвоему рабочему удостоверению. Из первоготура я вернулся с долгом в 100 тысячдолларов -- тогда это была простокосмическая сумма. Никто из спортсменовоб этом не знал, я с каждым из нихрасплатился и делал вид, что всезамечательно. При этом рук не опускал,было понятно, что мы интересны людям,и я понимал, что это можно монетизировать.

– Сколько вы тогда платили фигуристамза выступление в шоу?

– Порядка двух-трех тысяч долларов.Принято считать, что у нас с ЖенейПлющенко не самые хорошие отношения,но тогда он тоже выступал в нашемшоу. Я помню, как он озвучил свойгонорар в восемь тысяч долларов, и ябыл вынужден пойти на эти условия.

– Как же вам удалось выкрутитьсяиз этой финансовой кабалы?

– Тут свою роль сыграло мое знакомствос Михаилом Куснировичем, который какраз тогда запустил свою историю с формойдля олимпийской сборной России.Он познакомил меня с профессионалами.Работа со спонсорами, реклама –это уже был абсолютно другой уровень.

– И тут деньги потекли рекой?

– Нет, это случилось чуть позже.В 2005 году мне удалось выйти в ноль,а в следующем году началась нашаистория с Первым каналом. Послеокончания первого сезона «Танцевна льду» мы поехали в турпо 120 городам! Это был настоящийзолотой дождь. Тогда я заработал свойпервый миллион долларов.

«Если бы не туринский успех, у насбы не получилось такой красивойистории»

– Расскажите, как вам удалось попастьна Первый канал?

– Изначально Константину Эрнступредложили запустить шоу про танцына паркете. Но его эта историяне заинтересовала, он посчитал,что в России бальные танцы никомуне будут интересны. Этот проект купилтелеканал «Россия», и первый сезонпоказал просто фантастические рейтинги.Самолюбие Константина Львовича былосильно задето, и он пересмотрел своеотношение к проекту. Но все правауже были куплены «Россией», причемв довесок к танцам на паркетешел формат танцев на льду.

Тогда Эрнст и обратился ко мнес предложением сделать на льдушоу со звездами, но нам нужно былоизменить формат проекта BBC, правана который уже принадлежали «России».Я его переработал, изменил системуработы жюри, ввел оценки за артистизм –и запустились.

– В первом сезоне шоу называлось«Танцы на льду». Кому пришло в головуизменить название на «Ледниковыйпериод»?

– После первого сезона я как-тоехал на машине и увидел на улицерекламу мультфильма «Ледниковый период».Я подумал: «Отличное название, но ктож нам его продаст». Рассказал об этомЭрнсту, и он сказал, что никаких праввообще не надо: «Илья, это же описаниеодного из периодов человеческой эры,какие права?».

– На протяжении многих лет у васв шоу выступают практически всеведущие фигуристы страны. Как вам удалосьпривлечь такое количество звезд?

– После Олимпиады в Турине, на котороймы выиграли три золотые медалииз четырех, все наши чемпионы решилизакончить спортивную карьеру. Они тогдабыли на пике своей популярности, и мыэтим воспользовались. Если бы нетуринский успех, у нас бы неполучилось такой красивой истории.

«Плачу фигуристам от 100 до 300 тысячрублей за шоу»

– Теперь давайте от разговорао творческой части проекта перейдемк финансовой. Сколько денегвы зарабатываете за один турпо городам России?

– Основные деньги нам поступаютот пула спонсоров, с которыми у насзаключены договоры. За тур это порядкапяти миллионов долларов. Билетная кассаможет окупить затраты только в самыхкрупных городах.

– Какой кейс вы предлагаете своимспонсорам? Что они получают в обменна свои деньги?

– Во-первых, они получают большуюгеографию. Им важно присутствоватьво многих регионах. Ради этого мы дажеедем в заведомо убыточные города.Во-вторых, логотипы наших спонсоровразмещены на афишах. Затем рекламана бортах, проекция логотипа на леди розыгрыш призов от спонсораво время антракта. Ну и плюсблагодарность от ведущего, то естьот меня. А благодарить я могуочень много.

– Как вы отреагировали на ситуациюс обвалом курса рубля?

– Стало грустно. Все договоры с артистамиу нас подписаны в рублях, но внутренневсе работали за доллары. Пришлосьпроводить долгие беседы и объяснять,что про доллары теперь надо забытьи жить рублями.

– Илья, а вы можете обозначить хотябы порядок сумм, которые получаютфигуристы за одно шоу?

– От 100 до 300 тысяч рублей.Безусловно, есть суперзвезды, гонорарыкоторых выше, но основная частьфигуристов получает именно такие деньги.Например, олимпийская чемпионка СочиАделина Сотникова пошла нам навстречуи катается за вполне вменяемыеденьги.

– Может быть, для того, чтобы вы моглибольше зарабатывать и соответственнобольше платить своим артистам, имеетсмысл обратить свой взор на западныеи азиатские рынки?

– Мне, конечно, очень хочется выйтина международные рынки, однакосуществует ряд проблем. Япония –очень перспективный рынок. Но тудавообще никого из чужих не пускают.Пожалуйста, приезжай, катайся, но тольков их шоу, со своим тебя туда простоникто не пустит. Таким образом онизащищают свой рынок.

Что же касается западного рынка,то в 2017 году мы с «Кармен»выступим в Лондоне. Прекрасно понимаю,что потеряю на этой авантюре приличныеденьги, я уже вложил в эту историюпорядка полутора миллионов долларов.Но моя главная задача – привезтитуда зарубежных продюсеров и заинтересоватьих. Если у нас получится это сделать,то перед нами откроются совсем другиегоризонты.