Почему фильм о Стрельцове вызывает уныние
23 сентября 22:00
автор: Николай Яременко

Почему фильм о Стрельцове вызывает уныние

Главный редактор «Советского спорта» делится своим полемическим мнением о кинофильме, который24 сентября выйдет в широкий прокат.

Ни в коем случае не собираюсь сравнивать этот фильм с любым другим спортивным кино. Однако от минимальных сопоставлений не избавиться. К плюсам стоит отнести то, что в отличие от дешевых киноподелок типа «Легенда номер семнадцать» и «Движение вверх», которые позиционируются как спортивные блокбастеры, здесь, наконец-то, нет противостояния систем. Мы обыгрываем кого-то не потому, что социализм обыгрывает буржуинов, а потому что просто игроки лучше. Был один опасный момент, когда незадолго до финала иностранный журналист предлагает Стрельцову карьеру на Западе, а тот улыбается. Кажется, еще мгновение – и покажет с гордостью на буквы «СССР» на футболе. Но нет – избежали соблазна сценаристы. Хотя бы за это спасибо.

От обилия букв с подзабытой аббревиатурой в спортивном кино последних лет рябит в глазах

А вот если сравнивать с пронзительно-лиричным «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», где была воссоздана легкими мазками даже не история становления героя эпохи со всеми его взлетами и падениями, а скорее – его личная, в том числе любовная история, то сложно в этом фильме увидеть какую-то глубину. Сюжет и подача материала постоянно срываются в какую-то оперетточность. Человеческая драма оказывается размазана среди рассказов о том, как футболисты тратят месячные зарплаты на гульбище с девушками в ресторанах, водевильных историй, как Брежнев и Хрущев решают судьбу футболиста на основе анализа публикаций… в зарубежной прессе, а человек из Спорткомитета одновременно мотается и на совещания в Политбюро, и на комсомольские собрания в футбольных командах.

Наверное, девушки при просмотре картины где-то всплакнут. Тут же играет Александр Петров – значит, женской аудитории будет немало. Те, кто любит эмоции, их, наверное, получат. Есть место в фильме, где на слезу при определенном настрое может пробить. Я тут общался на днях с Игорем Рабинером, который мне объяснял, что любой фильм только тогда может считаться качественным, когда – по древней классике – ведет зрителя к катарсису. Может, коллега и прав, хотя я и не считаю это основным критерием. Но как по мне – воспринимаемый без слез «Лев Яшин» куда точнее отражает эпоху, чем «Стрельцов».

Предъявлять фильму претензии за то, что он не соответствует исторической правде – это всегда нелепость. Кино не документальное, в конце концов. И права на художественный вымысел никто не отменял. Но когда правды во всем сюжете нет и близко, когда единственными незыблемыми составными опорами сюжета являются только два факта: 1) Стрельцов играл в футбол и 2) Стрельцов сидел в тюрьме пять лет, то не очень понятно, почему все это называется «Стрельцов». Потому что все остальное – какая-то нелепая фантасмагория. Ключевой эпизод – преступление Стрельцова, за которое он сел – снова базируется на нелепых баснях про оговор. Пишу «снова», потому что не так давно мы уже видели другую поделку – в виде сериала от Первого канала, где нам вообще изобразили, будто Стрельцова попросту посадило «Динамо». Эдакая футбольная конкуренция.

Может, я просто старею и ворчу, но даже немного жалеть начинаю, что во время памятного противостояния Алексея Учителя против Натальи Поклонской, занимал сторону кинорежиссера, а не смешной депутатки. В этом фильме Алексей выступил в роли продюсера, а его сын Илья – в роли режиссера.

Бывают футбольные матчи, про которые специалисты говорят: видна по картине игры рука тренера, виден именно тренерский замысел, который воплощается благодаря командным действиям и индивидуальному мастерству игроков. А бывают совсем другие истории – команда выходит, уверенная, что всех сделает и так, на классе. Иногда получается сделать, а иногда – нет. Я и рад бы проанализировать актерскую игру, сценарные находки, какие-то еще нюансы, но команда решила просто сыграть на классе. А это не всегда получается. Все вроде бы выполняют свой функционал, да только мяч летит все время мимо.

«На классе» выиграть у Петрова в этом фильме не получилось.

И последнее. Я к символам отношусь с вниманием. Когда весь стадион жжет газету «Советский спорт» (пусть и из благих побуждений), я на это смотреть не могу, уж извините. Так что, выходит, не зря наше издание в апреле 1957 года публиковало разгромную статью «Это не герой матча», посвященную грубой выходке Стрельцова, нанесшего травму сопернику.

Пустых мест в зале будет хватать