В понедельник исполнилось бы 100 лет со дня рождения Матвея Блантера. Хотя, уместно ли такое определение для знаменитой «Катюши» или перепетого и нынешним поколением поп-звезд «Летят перелетные птицы». Уверен, что большинство болельщиков знает музыку Матвея Исааковича по знаменитым нотам, которые звучат перед началом каждого футбольного матча.

К слову сказать, идею создания музыкального эпиграфа, стандартной увертюры к спектаклю со всякий раз меняющимся сценарием двух действий и антракта – футбольному матчу, подсказал знаменитому композитору легендарный спортивный комментатор, отец футбольного репортажа Вадим Синявский.

Его радиорепортажи были в конце сороковых, по мнению современников, единственной отдушиной в потоке бюрократической серости. Несмотря на краткость жанра – футбольный отчет Синявского обычно занимал 15 минут, — любимцу прильнувшим к черным тарелкам радиоточек страны был необходим своеобразный пролог.

Блантер создал свою мелодию в первые послевоенные годы, когда футбол стал религией, культом, демократической нишей в тоталитарной беспросветности культа вождя. Примитивная мелодия, не требовавшая никакой аранжировки, с успехом дожила до наших дней, пережив и создателя, и идейного вдохновителя. Согласитесь, подобное редко случается с произведениями таких легких и сиюминутных жанров как эстрада и спортивная журналистика.

Впрочем, очевидцы рассказывают, что в кабинете музыкального гения XX столетия Дмитрия Шостаковича висело лишь два портрета. Один из них – Моцарт или Бетховен (данные свидетелей разнятся). А второй принадлежал Блантеру. Создателю футбольного гимна. Мелодии той игры, перед которой преклонялся великий Шостакович…