Почему Дзагоев больше лечится, чем играет. Отвечает наука

В этом сезоне российских футболистов как эпидемией косит травматизм на ровном месте – никто их не бьет, но уносят с поля одного за другим.
news

Хотя и в прошлом таких травм было достаточно, но динамика явно отрицательная, даже лавинообразная. Причем, болячки эти часто становятся хроническими. Президенты клубов говорят про злой рок, тренеры разводят руками, журналисты гадают: ребят перегрузили на тренировках или наоборот те не доработали…

 В марте сего года, до Кубка конфедераций мне позвонил тренер-физиолог Анатолий Галимов (МС по марафону, консультировал Алексея Смертина перед его забегом в Лондоне – на этой теме и познакомились) и заявил, что, судя по всему, травмы Алана Дзагоева имеют «системный характер», причина – нарушение мышечного баланса, и, если не принять срочных мер, будет у него лететь то одно, то другое, третье, и, возможно, распрощается Дзагоев не только со сборной, но и с футболом вообще. Галимов как в воду глядел – едва поправившись, в первой же игре Алан снова травмировался. И ныне он вне игры.

Теперь уже я звоню Галимову:

– Анатолий, в чем дело? Почему ребята ломаются на ровном месте? Может, и здесь, как вы сказали, «травмы носят системный характер»? Вот и Самедов недавно порвал заднюю поверхность бедра...
– Вполне вероятно. Причина: нарушение мышечного баланса.

– Что это такое?
– Сначала пример из тенниса. Там как раз очень много таких травм – «на ровном месте» – это же, в отличие от футбола, не контактный вид спорта. Основная причина – нарушение мышечного баланса. На первом месте среди травм у них – это нарушение баланса сил между грудными мышцами и мышцами лопатки. При постоянной «молотьбе» на корте происходит чрезмерное усиление первых, вследствие этого лопатка несколько смещается. Норма – это когда грудные мышцы сильнее спинных максимум в полтора раза (отношение 100/70), а на деле получается в 4-5 раз! Я обследовал 10 лучших молодых теннисисток России, только у одной нормальный мышечный баланс! На втором по количеству травм те же причины, что и у футболистов, это нарушения мышечного баланса бедренных мышц и мышц района таза.

Теперь пример из футбола. Общеизвестно: сила удара прямо зависит от мышц брюшного пресса. Поэтому футболисты эти мышцы усиленно «качают». (И правильно делают – если до тех пор, пока это не приводит к нарушению мышечного баланса). Все вроде бы логично. Но любое усиление мышцы ведет к ее укорачиванию (вспомните, как выглядят бодибильдеры – с постоянно согнутыми руками, у них они никогда, даже во сне не выпрямляются из-за перекаченных бицепсов). В результате смещается подвздошная кость таза, возникает натяжение приводящей мышцы бедра, во время напряженной игры она не выдерживает и – надрыв. Врачи залечили травму, начинается реабилитация. И тут срабатывает простая логика: мышца надорвалась, значит, она слабая – ее надо укрепить. Начинают накачивать и еще более укорачивают. Игрок, наконец, здоров, выходит на поле и – опять летит приводящая! Вылечили, опять ее усилили, но при этом уже возникла «перетянутость» в мышцах задней поверхности бедра и – снова травма. Вот это и называется «нарушение мышечного баланса».

Так же и было с одной нашей известной теннисисткой. На трех турнирах подряд в матчах ¼ финала у нее повреждались приводящие мышцы бедра, и каждый раз все шло по тому же алгоритму – лечение у профессоров, усиление приводящей мышцы, повторная травма. Наконец разобрались, что дело в нарушении мышечного баланса. И за две недели устранили проблему без единой таблетки и уколов. Раньше эта проблема была не столь остра. Но игровые виды спорта стремительно меняются. Возрастают интенсивность, скорости, плотность графика. Те же профессиональные теннисисты вынуждены играть турниры каждую неделю – переезжают с одного на другой. Футбольные матчи проводятся часто через два дня на третий, да и нагрузки в самой игре возросли в разы. Поэтому у игроков стал чаще нарушаться баланс мышечного развития. 

– Это как раз случай Дзагоева? 
– В интервью врач сборной Безуглов сказал, что Алан прошел обследование в Европе, и этот диагноз подтвердился – нарушение мышечного баланса. Теперь он должен по специальной программе и строго дозировано нагружать определенные группы мышц. Результат обычно проявляется недели через три.

– У Дзагоева теперь травма ахилла…
– Такая травма у него тоже не в первый раз. И врачи здесь не виноваты, физиотерапевты и массажисты тоже не при чем, они все высокой квалификации. Но представим типичную ситуацию: игрок получает травму, казалось бы, на ровном месте. Врачи сразу же принимают меры, главная задача, условно говоря, устранить боль, вылечить. Потом, вступают в дело физиотерапевты, начинается период реабилитации, затем тренер по общефизической подготовке занимается восстановлением физических кондиций, и игрок снова начинает тренироваться в общей группе. Каждый все делает правильно в своей области, но чтобы выяснить первопричину травмы, надо иметь специфические знания по костно-суставной биомеханике и мышечному балансу, ее физиологической нормы, причем в привязке к специфике спорта. Установить, что нарушен мышечный баланс – это еще полдела, самое трудное выявить причину, которая привела к нарушению мышечного баланса! Играют роль и индивидуальные физиологические особенности. Возьмем мой случай. Я сам вынужден был в 23 года из-за хронического заболевания ахиллова сухожилия уйти из спорта, безуспешно лечился у многих светил медицины. Воспаление «ахилла» – это вообще одна из наиболее распространенных травм (до 35% от общего числа) в игровых видах спорта и в легкой атлетике, она часто переходит в хроническое состояние и приводит к прекращению занятий спортом. Вспомните Светлану Мастеркову (олимпийская чемпионка в беге на 800 м), которую на протяжении всей карьеры мучили травмы ахиллова сухожилия – в последние годы бегала на уколах. Мне же удалось решить проблему только через сорок лет! Когда понял, в чем причина – короткие ахилловы сухожилия. Специальными ежедневными упражнениями по полчаса в течение трех месяцев на специальном тренажере (сам соорудил), удалось их удлинить на 18 мм, и боли сразу исчезли! Сейчас снова могу бегать часовые кроссы по 3-4 раза в неделю и даже принял участие в соревнованиях. Причины воспаления «ахилла» могут быть разные. В том числе чрезмерное укрепление икроножных мышц.

– А как же традиционные методы лечения?
– Довольно скользкая тема. Я дважды проходил курс лечения гидрокортизоном – это когда делают укол в сухожилие. Эффект дает, но не надолго, зато при этом нарушается структура сухожильной ткани, сухожилие теряет эластичность и через пару недель становится еще хуже. Другое же модное увлечение современных врачей – это укол дипроспана. Этот препарат наоборот разрыхляет сухожильную ткань, что тоже приводит к хроническому заболеванию. Даже среди врачей есть мнение: лучше бы совсем порвалась – легче заново пришить, чем лечить, как это было у Кокорина.

– Получается, при определении упражнений на физику нужен строго индивидуальный подход?
– Конечно! И тестировать нужно каждого игрока не менее одного раза в неделю. Кому-то надо запретить подходить к штанге, кого- то наоборот нагружать! В одном из интервью Олег Долматов рассказал, как на предсезонном сборе по рекомендации одной из научных групп всю команду посадили на штангу для улучшения скоростно-силовых качеств. Результат: у части игроков после этого полетели мениски. Почему? Потому что усиление одних мышц привело к напряжению других, и как следствие – потеря эластичности мышц, выполняющих роль амортизатора – которые предотвращают сдавливание и разрушения мениска.

– В футболе всегда были игроки, «склонные» к травмам, из-за которых заканчивали раньше времени. Пример – тот же талантливый Марат Измайлов… 
– Одна из главных причин травм – не очень эластичные мышцы. У одних спортсменов мышцы жестковаты, другие наоборот пластичны от природы. Кстати ко вторым относятся спортсмены африканского происхождения, поэтому они и меньше травмируются. Но есть и другого плана причины травматизма. Однажды меня попросили осмотреть известную теннисистку, которая долго мучилась болями «ахилла». Я очень удивился, что у нее такая проблема, ведь по природе она очень пластичная. Несмотря на мои предупреждения, она продолжила играть на уколах, и в итоге произошел полный отрыв сухожилия. И вот что выяснилось – она, оказывается, категорически отказывалась выполнять некоторые специальные упражнения – мол, это мне дискомфортно. Поддерживать мышцы и суставы в балансе в течении многих лет – это очень нудная почти ежедневная работа, требует большого терпения. Но типичная черта особо одаренных спортсменов – не перетруждать себя. Те же, кто готов дополнительно работать, чтобы минимизировать вероятность получения травм, просто не знает, как привести свои мышцы в гармонию. Таких, несведущих – большинство.

– Сколько же времени в день может отнимать эта «нудная работа»? 
– Мне пришлось немного поработать с известным теннисистом Дмитрием Турсуновым. Мы встретились, когда он уже перенес не одну операцию. К сожалению, за всю карьеру рядом с ним не оказалось специалиста, который бы подсказал, что делать. Профилактика травмы голеностопа и ахиллова сухожилия, например, отнимала бы у него около получаса 4-5 раз в неделю, профилактики травм плеча и локтя – 30-40 мин 3-4 раза в неделю. Итого за день набиралось бы от часа до полутора специальной работы.

– А можно ли по действиям футболиста на поле определить все ли у него в порядке с этим самым балансом?
– Можно. С определенной долей вероятности. К примеру, по удару. Идеальный удар футболиста с гармоничным развитием мышц: ударная нога в момент контакта с мячом и опорная – выпрямлены, корпус наклонен чуть вперед. А вот как бьет игрок с нарушенным мышечным балансом: ноги – бьющая и опорная – в момент удара не до конца выпрямлены, корпус отклонен назад. Человек делает это непроизвольно – так организм сам защищается от разрыва задней поверхности мышцы. Еще в 90-х французские специалисты исследовали динамику изменения техники удара у нескольких часто травмируемых игроков, как сейчас их называют «хрустальных». И на раскадровке выяснилось, что в начале карьеры удар технически внешне выглядел идеально, а уже в середине карьеры и в конце из-за нарушения мышечного баланса менялась не в лучшую сторону и техника удара. Хотя вроде чем опытнее игрок, тем удар должен быть лучше. Пример такого «хрустального» футболиста – Арьен Робен, он мог бы побороться за Золотой мяч с Роналду и Месси, если бы не многочисленные травмы, вызванные, прежде всего нарушением мышечного баланса. Так что и в Европе, хотя с этой проблемой – мышечный дисбаланс – столкнулись гораздо раньше, чем в России (там давно и скорости, и интенсивность в футболе на порядок выше, чем у нас), на этой почве регулярно возникают скандалы, как это было недавно в немецкой бундеслиги. Тренеры не дают футболистам времени для нормального лечения, заставляют играть на уколах.

И последнее. Алан Дзагоев при правильной работе может еще долго и успешно играть и должен выйти на пик спортивной формы к ЧМ-2018. Но не только ему, а вообще всем современным профессиональным футболистам просто необходимо хорошо изучить свои слабые звенья, научиться их чувствовать, и ежедневно выполнять комплекс упражнений на поддерживание баланса мышц, прежде всего седалищно-бедренных и прямых мышц живота. Те же разрывы передних крестовых связок колена могут иметь к этим мышцам самое прямое отношение.

Новости. Футбол