По статистике, 30 процентов спонсорства футбола в мире – это пивные брэнды алкогольного и безалкогольного пива.

НЕ ПЬЯНКИ РАДИ, НО ПОЛЬЗЫ ДЛЯ

Футбол и пиво, кажется, связаны неразлучно. Amstel был спонсором трансляции матчей Лиги чемпионов, «Толстяк» спонсировал чемпионат России, «Старый мельник» выступил официальным спонсором сборной России по футболу на чемпионате мира-2002. Кстати, согласно данным качественных исследований, аудитория несколько иронично относилась к слогану «Старого мельника»: «Поддержим наших!» после того, как российская сборная покинула чемпионат.

В Чехии, которая славится своими успехами в области производства пива, имеет большую популярность футбол, и главным спонсором футбольной лиги является пивоваренное предприятие «Гамбринус», выкладывающее футбольному союзу страны около 54 миллионов крон за сезон.

Подавляющее большинство чехов считает, что это естественно, когда именно производители пива спонсируют спортивные мероприятия, так как пиво в стране — это национальный напиток, неразрывно связанный со спортом.

ОСТАЛОСЬ НАЙТИ ТАРАНЬ

Новым официальным спонсором национальной и молодежной сборной Украины по футболу осенью 2002 года стала торговая марка «Рогань». При подписании контракта Украинской федерацией футбола представитель «Рогани» Дирк Смит, который является директором по маркетингу компании «Сан Интербью Украина», заявил, что подписанное соглашение с национальной сборной Украины, конечно же, не означает, что футболисты должны пить только пиво «Рогань», но если оно им нравится, то после матча можно выпить бокал. А президент ФФУ Григорий Суркис добавил, что остается лишь найти тарань. «Рогань» будет поддерживать не только национальную и молодежную сборную Украины, но и весь украинский футбол.

«Чего не хватает датским клубам для более успешного выступления в еврокубках?» — таким вопросом обеспокоена датская пресса. По мнению газеты Sporttag, такие лидеры датского футбола, как «Брондбю» или «Копенгаген», давно бы уже достигли уровня команд бундеслиги или хотя бы уровня таких голландских клубов, как «Фейеноорд», ПСВ или «Аякс», если бы пивные гиганты типа United breweries (Carlsberg & Tuborg) или Faxe спонсировали  датские клубы, а не зарубежные. В качестве примера газета приводит английский «Ливерпуль», спонсором которого является Carlsberg и на содержание которого пивной гигант тратит огромные деньги.

«КЭМЕЛ» ПО ПЕРИМЕТРУ СТАДИОНА

В ранние времена рекламирующимися через ассоциацию с футболом изделиями были почти исключительно те, что ориентировались на мужчин из рабочего класса, составляющих подавляющее большинство футбольной публики. Табачные изделия занимали среди них заметное место. Несколько известных футболистов лично рекламировали марки сигарет (среди них были даже некурящие футболисты).

На чемпионате мира 1982 года в Испании табачная фирма Р. Дж. Рейнольдс (Р. Дж. Р.) была среди шести официальных спонсоров чемпионата, рекламируя свою марку «Винстон». Согласно договору с Р. Дж. Р., эта фирма получала такое же право на спонсорство следующего чемпионата мира. Местом проведения этого чемпионата вначале была определена Колумбия, но решение ФИФА увеличить число участников с 16 до 24 превысило организационные возможности Колумбии, и она была вынуждена отказаться от проведения чемпионата. Было решено провести его в Мексике. В отличие от Колумбии, законы Мексики того времени запрещали табачную рекламу. Однако тогдашний президент ФИФА Жоао Авеланж убедил Мексику принять условия соглашения с Р. Дж. Р. и разрешить установку щитов с рекламой марки «Кэмел» по периметру стадиона.

После ЧМ-1986 ФИФА выразила желание более не заниматься рекламой табака на всех своих мероприятиях. УЕФА предпринял аналогичный шаг. В отношении соревнований, не являющихся ее собственными, включая, например, квалификационные матчи чемпионата мира, каждый из которых играется под юрисдикцией страны-хозяина, ФИФА не имеет полномочий заставить принять свою собственную политику и ценности, которые описаны выше. Например, право назначать спонсоров Африканского кубка наций в Зимбабве принадлежало Африканской футбольной конфедерации и регулировалось законами Зимбабве. Устав ФИФА не позволяет ей вмешиваться в такие соревнования. И хотя ФИФА делает все возможное, чтобы способствовать отказу конфедераций, национальных ассоциаций, лиг, клубов и других организаторов от табачного спонсорства, она не может навязать им собственные представления.

ЛЮБОПЫТНО

Ежедневную пожизненную бесплатную поставку пива наставнику английского футбольного клуба «Манчестер Юнайтед» Алексу Фергюсону гарантировал пивоваренный гигант «Карлинг» после того, как в 2001 году «красные дьяволы» в третий раз подряд выиграли национальный чемпионат. За всю 115-летнюю историю английского футбола никому не удавалось добиться подобного успеха под руководством одного тренера.

КСТАТИ

Компания Audi с 1 июня 2002 года стала новым «автоспонсором» футбольной команды «Бавария» (Мюнхен). Подписан контракт сроком на шесть лет (до 2008 года). По условиям соглашения компания предоставит в распоряжение команды 50 автомобилей марки Audi, а также ежегодно будет выплачивать по 5 миллионов евро за рекламу марки Audi. По предварительным оценкам экспертов, альянс с Audi принесет футболистам лишь треть той суммы, которую они получали от своего прежнего спонсора — компании Opel. Opel и «Бавария» сотрудничали в течение 13 лет.