Послесловие к Лейпцигу. Почему 0:3 от Германии – неприятность, а не катастрофа

Все свободные от информации о рейсах мониторы аэропорта Лейпциг/Халле с утра напоминали о вчерашнем матче непрерывным рефреном голов.
news

Так и хотелось спросить – вы это нарочно?

Нет, никакой особой боли от результата у меня нет. Иногда полезно приземлиться, порой даже жестко. Но теперь вдвойне хочется пожелать успеха сборной Турции в завтрашнем матче с Швецией. А то ехать в Стокгольм с таким составом и игрой немного боязно.

Нео-социализм

В первом репортаже из Лейпцига я назвал его унылым. При солнечном свете, и отсутствии дождя, выяснилось, что это не совсем так – здесь есть красивые здания, исторический центр, и преследующие вас всюду Гете и его «Фауст». Если окажетесь в Лейпциге с детьми – обязателен к посещению зоопарк, один из самых солидных в Европе.

С детьми или без – стоит отобедать в «Ауэрбах Келлер». Там изволил чревоугодничать сам Гете. Ресторан огромен, но порой придется ждать свободного стола – пожалуй, это самое популярное место в Лейпциге вообще. Не буду расписывать угнетенной запретом пармезана душе, что именно следует брать – тем более, что наверняка кухня держит марку в любом блюде.

В принципе, весь центр Лейпцига обходится за два часа. Все, что за пределами местного «Садового» – экскурсия в эпоху ГДР. Чисто социалистическая архитектура, за каждым углом ожидаешь увидеть базу Западной группы войск (если вы помните и понимаете, о чем я). Но нет – социализм сюда не вернется. Лейпциг перестраивается и хочет быть «как все». Сегодня это единственный город бывшей ГДР, в котором есть большой футбол.

«Ред Булл Арена» – весьма примечательное место. Новый стадион построен внутри старого, вмещавшего 100 тысяч зрителей, и помнящего еще Гитлера. Из парковых склонов вдруг проступают гнилые деревянные лавки – часть тех, старых трибун. Сама архитектура внешней части стадиона так же напоминает о временах, о которых в Германии принято говорить «не можем повторить».

Футбольный призрак

А вот что немцы готовы повторять всегда – доказывать свое право называться лидером мирового футбола. Даже после крушения на ЧМ-2018. В первые 45 минут игры Россия была смята, прожевана, и съедена. Ее игра живо напоминала образцы годовалой давности, когда над сборной потешались. Немцы были машиной.

Почему за этих исполнителей боязно? Все просто – неясно, может ли этот вариант сборной России что-то навязать сопернику. Да и настройки Черчесова в этом варианте не работают. И, похоже, вообще не годятся. Ну какой из Ари заменитель Дзюбы? Русский бразилец несколько раз воткнулся в трио Гинтер-Зюле-Рюдигер, понял, что столкновение с тепловозом и то будет более мягким, и ушел в середину поля. Мяча при этом почти не видя (как, впрочем, и вся команда).

Константин Рауш и Роман Нойштедтер будто никак не могли определиться, за кого они играют – столь жестко прошелся по сборной фанат и блогер Андрей Малосолов. Нойштедтер действительно смотрелся ужасно – каждый заброс ему за спину означал опасный момент. Тем более, что Германия вышла с очень быстрой группой атаки. Ерохин грустил на правом фланге, Кузяев и Газинский изучали немецкую карусель в центре.

И не надо обольщаться вторым таймом – Германия в нем бросила играть на 100 процентов. Впереди у них «матч чести» с Голландией Кумана. Даже если немцы вылетят во второй дивизион Лиги наций – нужно будет отмазываться за 0:3.

Атмосферные истории

«Нет, ну какого черта?! Зачем эти товарищеские матчи? Кому все это нужно?!» – коллега Иван Жидков не мог сдержать эмоций. Йонас Хектор из его любимого «Кельна» покидал поле на руках врачей. Подкат Ерохина и правда, выглядел неуместно. Но вроде бы обошлось, и тяжелой травмы Хектор не получил.

Рауша при подаче углового забросали всяким мусором с трибун. Никто не забыл, за кого он и Нойштедтер играли раньше. Культурно ли? Конечно, нет. Но фанаты из восточной Германии славятся своими выходками и по сей день, так что удивляться нечему. Хорошо еще не в Ростоке играли.

Россия совсем не осталась без поддержки в этой игре. На территории бывшей ГДР проживает масса наших соотечественников – нынешних и бывших. Среди последних, как и среди «идейных» восточных немцев – принято не идти в общем тренде отношения к России и ее президенту. Ровно наоборот – и слаженное «Россия, Россия!» в Лейпциге неслось даже с центральных трибун.

Немецкий футбольный союз устанавливает примерно одинаковые правила и условия работы для прессы на всех аренах, где играет сборная. Журналисты – для ДФБ гости дорогие, их встречают не только набором бутербродов с санкционными продуктами в пресс-центре, но и настоящим банкетом перед матчем. О наличии на стадионе пива говорить излишне, но тут еще и настоящий кулинарный фестиваль.

С точки зрения культурно-гастрономической никто не был бы против играть с Германией хоть четырежды в год. И на ее территории.

Уроки футбольные

К слову, Германия некоторое время назад тоже активно обсуждала наличие в сборной натурализованных игроков. Речь не шла о Мирославе Клозе или Лукаше Подольски, как сейчас не идет о темнокожих футболистах, выросших в Германии если не с младенчества, то с детства. Тогда как раз обсуждались бразильцы, в частности, Пауло Роберто Ринк и Какау Баретто. Их привлечение в сборную нравилось не всем, но как раз тогда система подготовки кадров в немецком футболе была в кризисе.

В итоге вопрос решился естественным путем – школы стали выдавать больше талантов, клубы – их развивать и доводить до нужного уровня, а сборная – пользоваться плодами этой работы. Так что напомню, на мой взгляд, самую важную мысль применительно к натурализации игроков в сборной России. Футболистам не надо обсуждать, сколько у нас бразильцев, и сколько немцев. А надо работать так, чтобы самим занимать места в сборной. И вести себя соответствующим образом. Был бы сейчас Кокорин действующим игроком, а не подследственным – вполне возможно, что играл бы в Лейпциге он. А если больше выступать в разговорном жанре, и упражняться со стульями – не на кого будет обижаться, когда в сборной появится очередной бразилец.

Главное, что сборная России должна вынести из этого конкретного матча – ей совсем нельзя забывать о своих добродетелях. Прессинге, умении и желании отрабатывать назад, строгом соблюдении игровой дисциплины. Без всего этого она превращается в «сладкую булочку» для агрессивного, мастеровитого и агрессивного соперника. А в следующем розыгрыше Лиги наций, как все мы надеемся, сборной будут противостоять именно такие. Да и вообще – звание одной из восьми лучших команд мира нужно нести гордо.

Самоуважение

Не знаю уж, кто как – а я с сожалением вижу, как к жизни возвращаются ехидные комментарии в отношении сборной. Неужели момент счастья был так короток, и скоро футболистов снова будут высмеивать и «травить»? Да, сыграли ужасный матч, но сборная России точно не относится к командам, которые будут побеждать везде и всегда (заметим, что в этот же день наш соперник по 1/4 финала ЧМ-2018 Хорватия укатала Испанию со счетом 3:2).

Черчесова спросили на пресс-конференции, что он по этому поводу думает – он отделался банальным советом «Болейте за сборную». Кажется, Йоахим Лев в этот момент уже был в зале.

Вот уж с кого точно можно и стоит взять пример. Нам сложно представить и понять, какой силы ударом для Германии был вылет с чемпионата мира еще до стадии плей-офф. И 0:3 от Голландии тоже. Но люди сохраняют самообладание, и спокойно работают. Да, они не смогли собрать полный стадион. И что? Лейпциг еще не так чтобы сильно привык к футболу высокого уровня, да и клубные «ультрас» не особенно любят болеть за сборную (у нас – точно так же).

Если мы хотим, чтобы к нам с уважением относился футбольный мир – прежде всего, надо начинать с уважения самих себя. А это означает (в том числе) независимость в самопозиционировании от результата. Или неудачной игры, в которой отсутствовала половина сборной. Но, кстати, оставшейся половине тоже стоит понять – кто, если не вы?

Надеюсь, Черчесов и со товарищи продуктивно проведут три тренировочных дня в Лейпциге, и покажут в Стокгольме, что они умеют работать над ошибками. А цену этого матча мы узнаем завтра в турецкой Конье.

Новости. Футбол