Показы мод, как известно, проходят довольно часто, и тенденции подиума диктуют всем условия до следующего дефиле, которое, случается, круто меняет все представления о прошлых коллекциях. У футбола немного времени – чемпионат мира проходит раз в четыре года, а его итоги и тенденции обсуждаются до следующего форума. Тенденции не только чисто игровые, но и имиджевые: как выглядят и как подают себя футболисты и тренеры, какие песни поют и что смотрят… В общем, посмотреть даже в первые две недели было на что.

ПРАВА НА ЛИЦО

Вопрос об имидже футболиста с середины девяностых стал очень важен. Вне футбольного поля суперзвезды стали зарабатывать даже больше, чем по контракту, играя за свой клуб. Маркетинговые службы западных клубов забеспокоились, понимая, что, во-первых, из казны клуба утекают потенциальные доходы, исчисляемые миллионами долларов, и, во вторых, что реклама футболистами определенных товаров не всегда идет в плюс клубу, подчас имеющему спонсорские контракты с конкурентами рекламируемой игроком торговой марки.

А в этом году, когда в европейском союзе заговорили о том, что категория профессиональных футболистов должна быть приравнена ко всем остальным наемным работникам (то есть предусматривалась возможность ухода игрока из клуба в любой момент без всякой компенсации), в клубах забеспокоились. Среди множества гуляющих слухов о том, как не допустить обвала трансферного рынка и удержать футболистов, было и решение о заключении с игроком второго контракта с клубом на имиджевые права. Фактически это бы означало, что клубам стали бы принадлежать не только ноги футболистов, но и их лицо.  

АРГЕНТИНЦАМ НУЖЕН ПАСАРЕЛЛА?

Из событий двух первых туров неизгладимое впечатление на многих произвели аргентинцы Почеттино, Ортега, Пласенте, Креспо. С огромными шевелюрами, они производят впечатление неуправляемой стаи хиппи, перенесшихся из бурных 60-х в начало двадцать первого века. Пока же отряд «длинноволосых» рискует вообще не попасть в плей-офф. Вообще любовь к имиджу хиппи не продиктована материальными стимулами или спонсорскими контрактами (откуда у хиппи мечты о марже?).

Многие поговаривают, что такой внешний вид: развевающиеся на ветру волосы, выпущенная футболка, спущенные гетры – реакция на предыдущего наставника аргентинцев Даниэля Пассареллы, педанта, любителя аккуратных коротких стрижек и безупречного внешнего вида. Аккуратист Даниэль первым делом отправил всех к цирюльнику, а с недовольными расправился без церемоний и по-армейски, предоставив выбирать, что им дороже: растительность на собственной голове или сборная. Нынешний же тренер аргентинцев Марсело Бьелса демократичен и на внешний вид своих игроков особого внимания не обращает. И вправду – взрывной, с выпущенной футболкой бегающий по тренерскому квадрату во время матча, Марсело в части прилежного поведения своим футболистам вне поля – не указ.

СПАЙС-БОЙ – ОРИЕНТИР ДЛЯ МОДНИКОВ

Пожалуй, самая главная звезда и ведущий «манекенщик», законодатель мод и богемный человек на этом чемпионате – капитан английской сборной и игрок «Манчестер Юнайтед» Дэвид Бекхэм. «Спайс-бой», герой светских тусовок, меняет свой имидж так же часто, как забивает свои фирменные голы со штрафных. В двух первых матчах нынешнего первенства он явил миру крашеную прическу в стиле «ирокез». Но в первом туре шведам было чем ответить – на противоположной половине поля в воротах скандинавов стоял Магнус Хедман – тоже «ирокез». Немного отстал от Бекхэма и Хедмана и Фредрик Юнгберг, со своим фирменным цветным ежиком и красной полосой посреди головы. 

Кстати, с помощью этого имиджа своей главной звезды «Манчестер» начинает «самурайскую экспансию» продвижения имиджа клуба на восток. Ник Кучман, юрист в области спортивного маркетинга, специализирующийся в вопросах права на имидж и ведущий дела многих футболистов английской премьер-лиги, так оценивает ситуацию с имиджем «спайс-боя»: «Бекхэм стал для нас иконой. Вы только посмотрите, на день святого Валентина англичане готовы раскупать его фотографии с женой Викторией Адамс, как горячие пирожки! С такой всенародной любовью необходимо считаться! Нет в мире клуба, не стремящегося заполучить Бекхэма. А раз так, за это надо платить самому Бекхэму».

И клубы платят! В 2000 году из 12,5 миллиона долларов, заработанных главной английской звездой, только пятая часть приходится на труды Дэвида на футбольном поле. Все остальное «ирокезу» заплатили спортивная, косметическая и другие рекламные компании.

ПОЛЧИЩА БРИТОГОЛОВЫХ И МАРСИАНИН УЭСТ  

Нынешний чемпионат запомнится еще и полчищами бритоголовых, разбросанных по всем командам. Бразилец Роналдо, аргентинец Верон, французы Трезеге и Анри, россиянин Измайлов – вот далеко не полный список самых ярких и звездных бритоголовых.

Откуда пошла эта мода, кто ее создатель и кто первый ввел имидж бритоголового? Вспомните историю Джанлуки Виалли. Кучерявый итальянский футболист, в один момент вдруг обнаружив, что шевелюра стала стремительно редеть, и вовсе обрил голову. Сам того не подозревая, Виалли стал инициатором нового имиджа – бритоголового парня, злого и настырного, буки на поле и улыбчивого – вне его.

И завершая тему причесок Кубка мира -2002, скажем отдельно о Тарибо Уэсте и Кристиане Циге. Право, они заслуживают того. Уэст напоминает марсианина: на гладко выбритой голове красуются две небольшие аккуратные антенны из волос, похожие на рога черта. Причем в эти косички вплетены зеленые с белым ленточки. У Циге – угрожающего вида «ирокез».

Но это все пока единицы. История футбола, в том числе и на чемпионате мира, знает случаи, когда под одну гребенку стригли или красили всю команду. Вспоминается история восьмилетней давности, когда на мировом турнире в Америке в 94-м в рыжий цвет покрасилась вся румынская сборная. Правда, далеко «золотая» команда не пошла, – выйдя из группы, румыны в одной восьмой финала уступили сборной Хорватии. Не связанное с цветом перевоплощение было на одном из кубков Америки, когда вся бразильская сборная постриглась наголо.

В этот раз массовой акции пока нет. Ждем-с? 

МИЛУТИНОВИЧ ТОРГУЕТ ФАМИЛИЕЙ 

Чемпионат мира используют в качестве продвижения своего имиджа не только футболисты, но и тренеры. Пока самый продвинутый и быстро ориентирующийся – Бора Милутинович, по рождению серб.

Улыбчивый и неунывающий Бора, сейчас тренирующий сборную Китая, подал заявку в китайское Государственное бюро регистрации торговых знаков, чтобы зарегистрировать свой торговый знак под названием «Ми-Лу». А история такова. Заметив, что тренер все время улыбчив и приветлив к окружающему многочисленному китайскому люду, газетчики поднебесной придумали ему ласковое прозвище «Ми-Лу».

Наблюдая популярность китайского сенсея, бизнесмены захотели использовать имидж Милутиновича. Но Бора, как видим, оказался парнем не промах, сыграв на опережение. Правда, в течение полугода можно опротестовать это решение бюро, но, по заверениям агентов «солнечного» Милутиновича, вряд ли у кого найдутся для этого достаточные юридические обоснования. Теперь согласно закону под торговой маркой китайского тренера может быть произведено не более 42 наименований товаров и услуг. И, похоже, Милутинович обречен на успех. Даже несмотря на поражения в двух матчах подряд, работу тренера-легионера в Китае оценивают очень высоко.    

КАК ЖАЛЬ КИТАЙ 

Кстати, чуть отвлекаясь от футболистов. Многие обратили внимание, что в отличие от французского чемпионата мира четырехлетней давности нынешнее первенство не имеет своего супершлягера, неофициального, что ли, гимна. Напомню, четыре года назад латиноамериканец Рики Мартин спел свой суперхит «CUP OF IFE» и весь мир, причем не только футбольный, «заболел» им.

В этот раз пока на песенном фронте – без сенсаций. Потому многие наши болельщики уже сочинили свой гимн, навеянный разгромным поражением китайской сборной от бразильцев. Причем исполнить его наверняка сможет «Чайф»: «Ай-ай, как жаль Китай…»   

ТРЕНЕРСКАЯ ЭСТРАДА 

На послематчевых пресс-конференциях или во время эксклюзивных интервью телеканалам тренеры сыгравших команд берут в руки микрофон и в него наговаривают комментарий. С чем это связано? Один из комментариев таков: японцы считают, что, беря в руки микрофон, человек как бы приближается к зрителю, становится более искренним.

НАШИ ЗВЕЗДЫ 

Егор Титов рекламирует компанию по производству теле- и видеотехники, Юрий Ковтун и Владимир Бесчастных – пиво, Александр Мостовой – леденцы и пиво. Это уже кое-что, свидетельствующее о популярности игроков сборной. Конечно, имидж наших сборников пока не так привлекателен, как, например, Бекхэма или Роналдо. Но чемпионат мира — огромный рынок, и только от самих футболистов зависит, насколько они будут привлекательны в глазах потенциальных работодателей.

КСТАТИ

 На сегодня самой раскрученной из российских спортсменов с точки зрения привлекательности для рекламодателей является теннисистка Анна Курникова. Только по официальным данным, ее доходы от рекламы теннисных ракеток, часов, бюстгальтеров, мобильных телефонов составляют не меньше 15 миллионов долларов.

 Тренер сборной Китая Бора Милутинович запретил переводчикам переводить ругательства своих подопечных в его адрес. «Переводчики также не переводят мои плохие реплики в адрес футболистов, — сказал серб. — В такой обстановке гораздо проще и приятнее работать».