ФУТБОЛ/ХОККЕЙ
ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ

Вопрос об объединении чемпионата нашего и украинского, равно как и об учреждении новой футбольной лиги несколько утомил. Вместо того чтобы каждый день работать над улучшением того, что есть, придумываются все новые и новые сказки.

НАДО ЛИ ИДЕАЛИЗИРОВАТЬ ЧЕМПИОНАТ СССР

Мне в декабре будет 32, я повидал не так уж много битв «Спартак» – «Динамо» (Киев) и по большому счету не застал чудесных команд из Еревана, Баку, Минска, Донецка… Самый запоминающийся матч из этой ностальгической серии – уже в Лиге чемпионов, «Динамо» (Киев) – «Спартак», когда трансляция то и дело прерывалась рекламой «Купи себе кусочек OLBI». Комментатор Георгий Саркисьянц, когда мяч оказывался в голевой позиции у форварда киевлян Леоненко, восклицал: «Ну, Витя!», а закончилось все катастрофой: поведя 2:0, команда Романцева была смята – 2:3.

Давайте по-честному – советский период запомнится не только успехами, но и договорняками, за которые наш футбол ругают и сейчас. Вы почитайте мемуары Германа Зонина, послушайте, что говорят завистники о его луганской «Заре». Полистайте архивы газет – какими методами достигались победы киевского «Динамо».

Я не ругаю советский чемпионат. Наверняка то была отличная эпоха – просто так чемпионат Европы и еврокубки не выигрываются.

Но я категорически против того, чтобы сейчас очередной реформой похоронить российский чемпионат в угоду фантому под названием «КФЛ».

Мне кажутся сомнительными все перечисленные преимущества, а в современных условиях главным становится вопрос – какие цели и задачи будут стоять у мероприятия и кто заплатит за банкет?

Сомневаюсь, что КХЛ зарабатывает серьезные деньги, способные покрыть затраты на проведение чемпионата, – она наверняка оплачивается из взносов клубов за участие и пожертвований спонсоров.

Взгляните на них – там либо российские компании, либо всемирно известные бренды, которых удалось привлечь наверняка благодаря личным усилиям Александра Медведева. За эти деньги мы помогаем минскому и рижскому «Динамо», казахстанскому «Барысу». Хотел бы я посмотреть на КХЛ, если его руководитель вдруг решит сосредоточиться только на проектах «Газпрома».

КФЛ НАМ НЕ НУЖНА

Популярность КХЛ выросла вовсе не на советских дрожжах. Ядро современного российского болельщика (во всяком случае – футбольного) составляют в большинстве своем совсем молодые люди, для которых фамилия Балдерис – уже пустой звук. Это поколение воспитано на дерби ЦСКА – «Спартак», на отличных кинотеатрах с попкорном и колой. Им требуются свои, современные российские, а не ностальгические советские бренды, нужны удобство и комфорт.

Это удобство и комфорт взяли за правило в хоккее. Я нечасто хожу на хоккей, но внимательно смотрю трансляции и читаю отчеты коллег.

Качество картинки улучшилось, построили новые дворцы, кое-где разливают свое пиво. Именно забота о болельщике, а не мифическая советская ностальгия и делает привлекательным хоккейную лигу для болельщика. Не стоит, конечно, забывать и о качестве игры. Но топ-клубы в КХЛ – российские!

Заработать в бывших союзных республиках можно будет лишь в том случае, если их экономики вырастут настолько, что позволят местным жителям тратить хотя бы по 50 долларов на каждом матче.

Пока же, насколько я понимаю, мы занимаемся благотворительностью, принимая в свое общество рижское и минское «Динамо» и играя, скажем, в Вильнюсе.

Теперь к футболу. Организуя мифическую КФЛ, мы теряем еврокубки. Но в футболе другие традиции – любой, даже самый салабонистый болельщик назовет с десяток топ-клубов Европы. Это целая культура – у нас есть российские фан-клубы «Барсы», «МЮ», «Интера»… Мне вспоминается девушка Снежана, которая каждый раз встречает в Москве французский «Марсель», потому что ей нравился игравший там Бартез. Теперь Снежане прикажете встречать борисовский БАТЭ и полузащитника Лихтаровича?

В хоккее все проекты еврокубков провалились. Причем с треском. Поэтому, убежден, говорить о КФЛ или чем-то подобном до того, как произойдет политический римейк СССР или самоорганизуется футбольная Евролига клубов-толстосумов, которая банально кинет УЕФА, – лить из пустого в порожнее.

А вот подумать о том, как перенять хоккейный опыт организации матчей, продвижения лиги и заботы о болельщике, безусловно, стоит.

Посмотрите на сайт КХЛ. Прекрасная работа, о таком проекте РФПЛ пока может только мечтать.

Посмотрите на хоккейные дворцы, которые были открыты в годы нефтяного процветания, и сравните с футболом, где по большому счету в высшей лиге есть три комфортных для просмотра игры стадиона – в Черкизове, Раменском и Химках.

Посмотрите, наконец, на публику. В футболе явно сделана ставка на фанатское сообщество, и за последние годы трибуны «украсили» несколько фашистских баннеров.

От футбольных стадионов веет агрессией.

В хоккее, как я понял, фанатов на дух не переносят. Ставка, похоже, сделана на аудиторию, которая приходит не драться и унижать соперников, а получать удовольствие, за которое не грех и заплатить. В результате – масса конкурсов в перерывах, проморолики, открытые мероприятия и пиаровские акции.

Сравните открытость футбольных и хоккейных клубов. На сентябрьском совещании прессы и руководителей клубов я обратил внимание на визит легкоатлета Борзаковского в раменский «Сатурн» и попросил клуб – дайте знать, пожалуйста, если вновь пригласите на тренировку известную непрофильную персону. Спустя неделю на базу «Сатурна» приехал один из героев чуда Евро-2008 Раймонд Верхейен – и об этом вновь узнали только посетители официального сайта клуба…

Есть ли обратные примеры? Отдел хоккея «Советского спорта» обратился в московский «Спартак» – откройте, пожалуйста, раздевалки. Там пошли навстречу – внимание – после матча, в котором потерпели обидное поражение! А у нас что? Постоянные дефиле с прижатым к уху телефоном по смешанной зоне… Не говорю, что все плохо – недавно, скажем, «Спартак» провел опрос журналистов по поводу того, что стоит улучшить в работе клуба во взаимоотношениях с прессой.

Вот над чем надо работать. И лигу не расширять, а сокращать – скажем, до 12 клубов. Мы получим три дерби ЦСКА – «Спартак» и тому подобных… Надо требовать от клубов строить новые стадионы, усиливать пиар-составляющую и убрать со стадионов фанатских ультрас.

А когда вырастут эти 12 клубов, расширить лигу. До 16–18 клубов. Только российских – нам стоит не помогать бывшим советским республикам, а доводить до ума свой чемпионат.

Теги
Связанные материалы: