СОБЫТИЕ ДНЯ
ФУТБОЛ + ТВ

ВОПРОС ДНЯ: ПРАВЫ ЛИ КЛУБЫ, ТРЕБУЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ ОТ ТВ

Во вторник состоялось очередное общее собрание в премьер-лиге. После его завершения руководители клубов выразили неудовольствие суммой соглашения с телевидением. Напомним, что «НТВ–Плюс» платит премьер-лиге за четырехлетний контракт около 92 миллионов долларов. Президент «Локомотива» Николай Наумов сказал, что клубы должны получать от телевидения 150–200 миллионов евро в год. Мы решили продолжить тему и дать слово телевизионщикам.

«НТВ–ПЛЮС»: ЖЕЛАНИЕ КЛУБОВ ЗАКОНОМЕРНО, НО…

— Как бы нам ни было тяжело и мучительно, мы в любом случае, невзирая на кризис, продолжаем исполнять условия контракта, — говорит главный продюсер спортивных каналов «НТВ—Плюс» Дмитрий Чуковский. – Что касается желания клубов получать больше денег за реализацию телеправ, то оно закономерно.

— Президент «Локо» Николай Наумов называет цифру 150—200 миллионов евро за сезон на все команды лиги? Это реальная сумма для России?

— Это заоблачная сумма для российского телевизионного рынка. Даже если бы, предположим, наш чемпионат был на уровне Лиги чемпионов, все равно такие деньги были бы нереальными для нашей страны.

— В 2010 году заканчивается действующий контракт РФПЛ с «НТВ—Плюс». Наверняка в ближайшее время клубы скажут вам о своем желании увеличить сумму нового договора.

— Даже не хочу думать по этому поводу. Одна из задач, которые стоят перед нами на ближайший год, – сделать так, чтобы картинка трансляции региональных матчей не отличалась от московских. Это важнее для «НТВ–Плюс». Потому что мы были амбициозны три года назад, когда заключали договор. И многие забыли, как выглядел тогда телевизионный чемпионат. Этот четырехлетний договор в итоге должен вывести показ нашего чемпионата на мировой уровень.

— На ближайшем заседании премьер-лиги 15 декабря будете обсуждать с клубами телевизионный вопрос?

— Нас больше волнует календарь. Надеюсь, в следующем году нам не придется проводить многие матчи в одно время, а удастся их разнести. Этим летом из-за известной истории (тепловой удар во время дневного матча получил Петр Быстров.Прим. ред.) матчи переносились на позднее время. И тем самым существующее расписание еще больше уплотнялось. Надо достичь компромисса по этому вопросу не в мае, узнав, что лето вот-вот наступит, а раньше.

«СПОРТ»: РУКИ У ТВ СВЯЗАНЫ ПО МНОГИМ ПОЗИЦИЯМ

— Учитывая стоимость рекламы на российском рынке, думаю, ни одна телекомпания не сможет платить деньги, которые хотят клубы, — считает директор творческо-производственной дирекции «Спорта» Дмитрий Анисимов. — Вот Наумов приводит пример разговора с президентом «Лацио». Но тогда он должен сравнить, сколько стоит минута рекламы на российском и итальянском телевидении.

— Сколько?

— В Италии в разы больше. Не могу назвать точных цифр. Но знаю, что, допустим, минута рекламы на Первом канале – это несколько десятков тысяч долларов. Клубы говорят, что надо увеличить цену за телеправа. Но ведь контракт, который заключила телекомпания «НТВ—Плюс», обременен обязательным размещением рекламы спонсоров премьер-лиги. Эти деньги нужно учитывать в доходах РФПЛ.

— «Спорт», Первый канал могут платить клубам только с тех денег, что заработали на продаже рекламного времени?

— Да. Но при этом у нас связаны руки по многим позициям. Допустим, у лиги есть генеральный спонсор – страховая компания. Значит, другая страховая компания рекламу разместить в это время не может. И таких позиций много.

— Словом, запросы клубов слишком велики?

— Поймите, Первый канал не будет платить 150 миллионов евро за 30 матчей в году. Получается, что каждая трансляция будет стоить 5 миллионов евро. Что касается «Спорта», непонятно, в каком виде канал будет существовать в следующем году. «НТВ–Плюс» может платить в основном благодаря подписчикам. Если исходить из суммы в 150 миллионов, за каждый тур они должны начислять лиге по 5 миллионов. Сомневаюсь, что это возможно.

— Однако клубы говорят именно о таком порядке цифр.

— Понимаю их желание зарабатывать. Но оно должно соотноситься с уровнем доходов в стране, уровнем цен на рекламу на ТВ. Может, тогда руководителям клубов не платить миллионы своим футболистам и начать жить по средствам? Как телевидение. Давайте двигаться в лучшую сторону.

— Что именно надо сделать для этого?

— Клубам надо хотя бы научиться заполнять стадионы. Приблизительная схема доходов любого западного клуба такова: треть денег с ТВ, треть с продажи билетов, треть с реализации атрибутики. Сейчас наши клубы готовы зарабатывать по 9 миллионов евро на продаже билетов в год? Вряд ли. Отсекаются со стадионов те, кто может заплатить за билет тысячу или две рублей, прийти на футбол с семьей, припарковать машину, купить футболку, нормально поесть и пойти домой, не получив дубинкой по голове. Нет же, происходит заигрывание с определенными группами болельщиков. В основном тех, кто может купить билет только за 200 рублей… Но на них не заработаешь. Скорее потеряешь. Так и телевидение должно сначала зарабатывать, а потом расплачиваться, а не наоборот.

ТЕЛЕПРАВА В «БОЛЬШОЙ ПЯТЕРКЕ»*

«Советский спорт» выяснил, сколько ведущие лиги Европы получают за реализацию телеправ за один сезон.

Англия – 953 млн. евро («МЮ» как чемпион получил из них 61 млн. евро).

Германия – 360 млн. евро («Бавария» как чемпион получила из них 29,1 млн. евро).

Франция – 650 млн. евро

Испания – телеправа реализует не лига, а клубы («Барселона» заработала 89 млн. евро).

Италия – телеправа реализует не лига, а клубы («Милан» заработал 96 млн. евро).

* По итогам сезона-2007/08

ЗА

КТО МОЖЕТ ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ МАТЧИ ТУРА?

На мой взгляд, клубы опрометчиво смешали свое желание платить огромные деньги за футболистов, которые того не стоят, с желанием телевидения (и желанием, соответственно, потребителей) за это платить. Но к предложению клубов отношусь положительно.

Как говорят, три года назад, покупая телеправа за 100 миллионов долларов (а тогда еще, до передачи части прав «Спорту», называлась именно эта цифра), «НТВ—Плюс» переплатил. Сейчас, если с нашей экономикой не произойдет ничего выдающегося, то и следующий, 2010-й, и даже 2011-й будут непростыми и пройдут под девизом «Жить по средствам».

Хотелось бы, чтобы эти законы заработали в футболе. Предположу: требуемых 150—200 миллионов евро (в год) клубам не получить.

Какой сценарий возможен и даже желателен? Выскажу свое мнение. Вряд ли то, что сейчас происходит с ТВ-трансляциями российского чемпионата, можно назвать рынком в полном смысле этого слова. Много ли телекомпаний, кроме «НТВ—Плюс» и «Спорта», готовы показать все без исключения матчи чемпионата? И много ли болельщиков готовы смотреть все матчи тура – ну, так, чтоб не отрываясь, во все глаза?

Судя по всему, клубы в первую очередь рассчитывают на «НТВ—Плюс». Там же ясно дали понять, что 150 миллионов в год – перебор, в том числе и потому, что сами телевизионщики за эти три года немало вложили в раскрутку продукта под названием «Российский футбол». За три года качество трансляций существенно улучшилось. Эта телекомпания обладает квалифицированными журналистами, хорошей линейкой специализированных передач, оригинальной подачей и великолепным составом комментаторов.

Если телевизионщики не договорятся с клубами по схеме «все матчи – оптом», большой беды в этом не вижу. В этом году телезрители Первого канала не увидели игр аж семи команд премьер-лиги – и ничего, пережили. И клубы, как я понимаю, особо не протестовали.

Если будет нормальный рынок и, соответственно, торг, это может привести к продаже клубами индивидуальных пакетов. Надеюсь, появится конкуренция и мы узнаем реальную цену трансляций матчей наших ведущих клубов. В конце концов они ведь стоят столько, сколько за них готовы заплатить. Только и всего.

А отсутствие просмотра всех без исключения матчей как-нибудь переживем. Самое интересное, к примеру, матч «Терек» — «Крылья», потом для особо любопытных все равно повторят.

ПРОТИВ

ТРЕБОВАТЬ НАДО С САМИХ СЕБЯ

На последнем собрании членов РФПЛ клубы основное время потратили на обсуждение вопроса о будущей продаже телевизионных прав. Оказалось, что именно этот вопрос по окончании сезона самый важный. И это при том, что контракт с «НТВ–Плюс» заканчивается только через год.

Делить телепирог клубы начали уже сейчас. О чем это говорит? На мой взгляд, о привычке жить на широкую ногу. О завышенных запросах. И об оторванности от реалий.

Аргументы клубов традиционны. Во-первых, в премьер-лиге есть не только «Зенит», «Локомотив», «Спартак», которые не испытывают особых проблем с деньгами, но и «Амкар», «Томь», «Ростов». Для них поступления от телевидения – существенное подспорье. Таким образом, премьер-лига заботится о развитии футбола в регионах. Во-вторых, за рубежом деньги от трансляций национального чемпионата – чуть ли не четверть клубных доходов. К примеру, «Манчестер Юнайтед» (в Англии, как и в России, телеправа реализует премьер-лига, а не сами клубы) в 2008 году заработал на этом 73 миллиона евро – это 23 процента клубного бюджета. В Италии футбол и телевидение так завязаны, что почти вся серия А без ТВ-подпитки мгновенно обанкротится.

Да, посмотришь на Запад – начинаешь завидовать. Но что дает нашим клубам право требовать европейского подхода к вопросу реализации телеправ? У нас много современных стадионов, с которых удобно вести трансляции? Такие можно пересчитать на пальцах одной руки. У нас большой интерес к футболу? Сравните посещаемость английского чемпионата и нашего. У нас заметно вырос уровень внутреннего первенства? Еврокубки показывают, что разговоры об этом преждевременны.

А разве не странно, что за желанием больше зарабатывать на ТВ-трансляциях не предъявляются повышенные требования к самим себе? В конце концов, ведь в Европах большие деньги зарабатываются не только на телетрансляциях, но и на продаже атрибутики, на билетах-абонементах… На рекламе. Много ли крупных западных компаний из числа работающих на российском рынке, которые добровольно принесли в футбол свои денежки?

В общем, требовать надо в первую очередь с себя. И уже потом – с телевидения.

Теги
Связанные материалы: