Знак беды

Японская тростиночка Юко Кавагути, надежда и опора России, надломилась. Японская соломинка нас не удержала.
news

ВАНКУВЕР-2010. ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
ПАРЫ. ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Японская тростиночка Юко Кавагути, надежда и опора России, надломилась. Японская соломинка нас не удержала.

Странно, что этот сюжет вообще возник. Мне так даже страшно немножко. Потому что парное катание – это наша марка, как пинг-понг и прыжки в воду у китайцев, пусть и становятся китайцы всеохватными. Как баскетбол у штатников, пусть штатники уже до изощренно-несочетаемого лыжного двоеборья добрались.

На моем сознательном веку, с 1964 года, мы всегда брали парное катание на Олимпиадах. И если нет у нас больше девушки, которая, чувствуя рядом мужское плечо, расцветает, и красуется, и способна на все – и самого партнера встречным импульсом собирает в кулак, – значит, что-то катастрофически не так в воздухе нашего времени. Значит, кислородное голодание. Юко, в чем душа держится, усердная, прилежная, но вовсе не сверходаренная, даже в ювелирной обработке Тамары Москвиной не обернувшаяся бриллиантом, – это знак нашей беды.

Я несколько лет старался не пропускать забегов Ивана Скобрева, процарапавшегося сейчас к олимпийской медали. Он, в сущности, ничего не выигрывал – но подкупали его великолепная спортивность, его непрерывное сражение с самим собой, чтобы сбросить секунду-другую, раздвинув свой горизонт. Я даже подсчитывал скрупулезно каждый сезон: вот уже 10 секунд Ване до Крамера осталось – а было 12. Растет человек! В Ванкувере Скобрев проиграл голландцу меньше четырех. Он никогда еще не шел на больших стартах так дерзко, с таким вызовом. Его только на последний круг не хватило, а то бы подпер чемпиона Крамера вплотную. А Фабриса, с которым тестово гонялся в Италии, перекрыл с лихвой – хотя раньше тот его, как правило, обгонял. И я подумал – а если бы Ване в компании Крамера поработать, а? Да не полгода, а год-другой? Не итальянского, а голландского целебного конькобежного кислорода глотнуть? Где бы сейчас был Ваня и где Крамер? К слову, в мужских лыжах получился забавный ремейк. Вылегжанин прицепился как раз к итальянцу, его обошедшему, и таким макаром заехал в десятку. Тогда как прочие наши на кислородном голодании дружно увязли-закисли на дистанции.

Уже давно мы наняли тренера-немца на трамплин, перебрали китайца с корейцем в шорт-треке. Эффект нулевой. Не прыгается. Не бежится. А Настя Кузьмина вон как за Словакию вдруг рванула. Хотя, вдуматься, ну какие в Словакии-то биатлонные традиции-методики?

Кстати, о Настях: Настю Люкин, волшебной выточки американскую гимнастку-чемпионку, помните? Наша ведь порода – только в другой воздух помещенная.

15 февраля, за несколько часов до того, как «не шмогла» Юко Кавагути, на НТВ шел «Честный понедельник». И сошлись там эксперты по российской жизни на том, что житуха наша обернулась гонкой чемпионов. Беспринципной, безжалостной, волчьей, где выживает сильнейший.

Но я смотрю Олимпиаду и кожей чувствую, что такая наша гонка по жизни идет абсолютно в обход человеческой нашей сущности. Искажает нашу породу – а не раскрывает ее. И настоящих чемпионов духа и тела не рождает. Наше лучшее, сильное, победное спряталось. Климат не тот.