ЕВРО-2012

АВРАЛ. Проведение чемпионата Европы на Украине давно находится под угрозой срыва. И визит президента УЕФА в Киев на прошлой неделе подтвердил это: Платини дал украинцам два месяца на «серьезное продвижение», после чего пообещал принять окончательное решение.

Корреспондент «ССФ» взял в руки калькулятор, чтобы понять, что, в какие сроки и за какие деньги нужно сделать.

Вместо готовых объектов президенут УЕФА в основном показывали заборы и строительные краны...
 

788 дней *до старта Евро-2012

С момента объявления Украины (18.04.2007. – Прим. ред.) хозяйкой Евро прошел 1091 день. Но головная боль у наших соседей только нарастает. Острая – две стадионные стройки в Киеве и Львове, обычная – прочая инфраструктура, необходимая для достойного проведения чемпионата Европы.

Украинская ночь особенно тиха накануне выборов. А выборов в Украине за последние годы было очень много. Последний раз на стройках все затихло именно в тот момент, когда еще можно было все успеть без позорного аврала. «Сказка об утраченном времени» для местных чиновников закончилась еще в прошлом году, теперь дорогим становился каждый день. Предчувствуя смену власти (от вершины и до самых до окраин), никто не спешил вершить трудовые подвиги. Собственно, отношения противоборствующих политических лагерей на Украине не предполагают передачу друг другу чего-то в образцовом состоянии. Поэтому в последние месяцы зимы, когда заканчивалась очередная эпопея с выборами, в Киеве продолжали делать что-то непонятное под видом реконструкции НСК «Олимпийский», а во Львове и вовсе прекратили едва начатое строительство.

Следует признать, что за прошедшие годы украинские государственные мужи много говорили о Евро-2012, но мало делали. Почти все реальные достижения Украины в подготовке к Евро можно свести к личному вкладу нескольких олигархов, футбольных меценатов. Так, президент «Шахтера» Ринат Ахметов уже в прошлом году открыл пятизвездочную «Донбасс-Арену». Президент «Металлиста» Александр Ярославский провел реконструкцию харьковского стадиона на таком уровне, что он стал, как новый. Кроме того, Ярославский занимается подготовкой своего города и по другим важным пунктам, строит аэропорт, делает дороги. Взаимоотношения с государством хозяин «Металлиста» построил по формуле «я построю, потом сочтемся». Владелец «Днепра» Игорь Коломойский тоже построил новый стадион к Евро, но Днепропетровск не был включен в число пайщиков-концессионеров.

С другой стороны, тем городам, в которых не оказалось своего Ахметова или Ярославского, похвастать особенно нечем. Киев и Львов (особенно стадионы этих городов) остаются наиболее проблемными местами украинской стороны. Месяц назад Мишель Платини высказался однозначно: «Я волнуюсь, потому что на стадионе во Львове нет абсолютно никакого прогресса, строительство не продвинулось ни на дюйм. Есть вопросы и по столичной арене. Если в Киеве своевременно не будет построен стадион, матчи на нем проводиться не будут. А если на Евро не будет Киева, не будет и всей Украины».

5 месяцев ОТСТАВАНИЯ

Именно на столько опаздывают с реконструкцией главного стадиона страны. Такой диагноз поставил новый министр по делам семьи, молодежи и спорта Равиль Сафиуллин. Причины? Теперь называют и холодную зиму, и проблемы с финансированием, и несвоевременную выдачу рабочей документации...

Министр сказал, что не представлял себе, насколько все плохо. При том что до этого он в качестве оппозиционера возглавлял специальную комиссию Верховной рады (аналог российской Государственной думы) по вопросам как раз этой арены (если быть точным, по проверке соблюдения законодательства при реконструкции «Олимпийского»), то есть должен был осознавать всю «глубину глубин». С другой стороны, его предшественник на министерском посту – Юрий Павленко до последнего дня на своей работе говорил, что все идет по плану, в УЕФА всем довольны, и даже иногда называл темпы строительства уникальными.

Конечно, политики не всегда справедливо критикуют друг друга, особенно накануне выборов. Но факты больше за Сафиуллина. Иначе Платини не стращал бы отобрать Евро.

Новый вице-премьер по вопросам Евро-2012 Борис Колесников, человек, взявший на себя функции «кризисного менеджера», считает саму реконструкцию бывшего «республиканского» большой ошибкой. Нужно было строить новую арену – так проще и дешевле.

Однако проблемы заключались не только в изначальной ошибке, но и в самом подходе к делу. Сначала реконструировать стадион должны были немцы (GMP), затем был объявлен международный архитектурный конкурс, который выиграла фирма Archasia Design Group (Тайвань). Но тайваньские строители не сработались с украинскими чиновниками, генеральная прокуратура наложила запрет, Archasia подала в суд, время шло, а реконструкция не очень.

В итоге вернулись к GMP, потеряв время и деньги. Для чего была вся эта строительная чехарда? Она действительно говорит либо о непрофессионализме, либо о злом умысле.

Что дальше? Новая власть обещает все исправить. Колесников поставил строителям задачу догнать план-график работ уже к 1 сентября. Строители говорят, что наверстают к лету и что отстают не на пять, а на каких-то два с половиной-три месяца. Чтобы догонялось веселее, выделено еще 200 млн бюджетных гривен (эквивалент 25 млн долларов). После апрельского визита Мишеля Платини сроки погони были конкретизированы. У Украины есть два-три месяца, чтобы догнать график.

УЕФА заявил однозначно: если через два месяца дела на стройке республиканского киевского стадиона не пойдут в гору - ЕВРО на Украине не будет!
 

 

3,3 млн НА ПРОЕКТНУЮ ДОКУМЕНТАЦИЮ

Это стоимость проекта львовского стадиона, но пока украинские строители над ним больше размышляли, чем вели конкретную работу. Львовская арена остается самой «непостроенной» на Украине.

Во Львове возникли (в чем-то аналогичные киевским) проблемы между заказчиком, городским советом, подрядчиком и проектировщиками. Еще прошлой осенью львовские власти признали, что украинские строители не могут разобраться в австрийском проекте. Смахивало на анекдот: фактически строительство велось по двум проектам сразу, и, чтобы разобраться, что к чему, в качестве консультанта была подключена немецкая фирма Arena Com. На анализ ситуации ушло еще несколько месяцев. Все это также совпало с нестабильным бюджетным финансированием и холодами. А вмешаться в ситуацию сверху было некому – все ждали итогов выборов. Видимо, это-то и заставило Платини произнести слова «я волнуюсь…»

Новый главный по Евро-2012 Борис Колесников начал объезд территорий и сразу же заявил львовянам, что «такими темпами им нужно просить чемпионат 2018 года», даром что в означенном году будет проходить мировое, а не европейское первенство. Кстати, в похожем плане высказывался о львовском стадионе и Платини, напомнив, что чемпионат нужно проводить в 2012, а не 2014 году.

За ситуацией во Львове с оттенком злорадства следят в двух городах, отцепленных от Евро-2012, и прежде всего в Днепропетровске. В этом городе вообще тяжело восприняли прошлогоднее решение УЕФА. Днепрян можно понять, ведь у них был готовый новый стадион, пусть немного не соответствующий требуемым стандартам, в то время как во Львове только рыли котлован и пытались понять австрийский проект. Да и в Одессе своими силами и в условиях кризиса стадион возводится, кажется, теми же темпами, что и во Львове. Но при этом город у Черного моря значительно более привлекателен в плане туризма.

Если Львов все-таки снова не справится, то Днепропетровск сможет его заменить. В этом уверены днепропетровские отцы города и бизнеса.

 

12 506 ГОСТИНИЧНЫХ НОМЕРОВ

Столько уже на контракте с туроператором УЕФА – компанией TUI Travel. Это 80% требуемого количества (15 555), в том числе 80% – в Киеве, 59,2 – в Донецке, 91,5 – во Львове и 94,8% – в Харькове.

Донецк, конечно, не принадлежит к числу туристических центров. В Киеве с гостиничными номерами получше, не отстает в этом плане и Львов. Но все-таки отелей не хватает, причем пятизвездочных.

Нужно строить новые гостиницы, но ведь не ради одного Евро-2012? Только ради этого отели могут быть нужны лишь государству, а не инвесторам. К тому же 4–5-звездочным гостиницам чемпионат Европы грозит скорее убытками, ибо туроператор УЕФА TUI Travel пытается сбить неимоверные цены тех же киевских отелей.

 

$56,3 млн БУДУТ ВЛОЖЕНЫ В АЭРОПОРТЫ

К аэропортам всех принимающих городов есть претензии. Ситуацию с главным аэропортом страны – бориспольским – Колесников охарактеризовал так: земля разворована, ничего не построено. Ранее 76 млн гривен получил харьковский аэропорт.

Ничего особенно хорошего не представляют собой и украинские дороги. Правда, экс-глава Укравтодора Вадим Гуржос заявил, что хватит и капитального ремонта, а автобаны никто строить и не обещал. Он даже сказал, что программа по ремонту дорог выполнена на 70—80 процентов. Видимо, по стечению обстоятельств большинство граждан страны ездят по оставшимся двадцати процентам.

 

$3,25 млрд НА ГОД РАБОТ

Такова общая сумма, которую решило выделить украинское правительство, чтобы ликвидировать отставание и устранить все прочие негативные моменты. Остается один вопрос – где взять деньги на все эти благие начинания? В прошлом году, чтобы хоть как-то протянуть, Украине пришлось брать три транша у МВФ (Международного валютного фонда) на общую сумму 11 млрд долларов, и сейчас уже новая власть остро нуждается в четвертом займе. Конечно, для отдельных граждан чемпионат Европы является игрушкой по карману, что и показывают примеры Донецка и Харькова. Но не все украинские олигархи берут пример с Ахметова и Ярославского.

Правительство хочет найти деньги с помощью облигаций длительного погашения, к осени готовится Государственная национальная лотерея Евро-2012, планируется развитие игорного бизнеса в Крыму с выплатой налогов, которые пойдут на подготовку еврочемпионата. Ну и, конечно, приватизация государственных объектов – проверенный источник дохода. Как говорил мультгерой, «нужно продать что-нибудь ненужное». И можно продолжать ЕВРОремонт.

Задобрить Платини не удалось...
 

 

* На 13 апреля – день выхода номера «ССФ».