V4x3 l 1442064918291

Матч «Динамо» – «Зенит» первым в текущем чемпионате оправдал все мои зрительские ожидания. Предвкушение (намеревался смотреть на предельном внимании), содержание (так и смотрел – на одном дыхании) и послевкусие (было о чем поразмыслить). А телекамера выхватывала на треть пустовавшие трибуны…

Радикально обновляющийся «Зенит». Намечающийся, с новым президентом, импульс прорыва в «топы» у «Динамо». Возвращение блудного сына Кокорина. Столичная премьера странника-правдолюба Денисова. Все это, однако, не слилось для потенциальной трибунной публики в предложение зрелища, от которого невозможно отказаться.

Трибунных динамовцев набралось, наверно, меньше, чем ожидалось. Гостей-зенитовцев – больше намеченной питерским клубом квоты, и «Зенит» во избежание неприятностей отстранился от обустройства незваных путешественников на трибунах. Хорошо хоть «Динамо», недобрав своих, вошло в положение чужих.

Ну да. Невелико удовольствие тащиться в Химки на заре выходного расслабона. И погода препротивная. Но, знаете, кто очень хочет – ищет возможности, кто хочет не очень – ищет отговорки.

ОБ АНГЛИЙСКИХ ПРИОРИТЕТАХ…

Исследуем проблему по порядку. Почему играли в 13.30 – известно. Ради показа на федеральном телеканале. Который прилежно транслировал вкупе с вполне захватывающей игрой и полупустые трибуны. И мне хочется немедленно включить железную логику, в данном случае не соблюденную категорически. Полагаю: давать на всю страну по ТВ зрелище, пользующееся недобором внимания очевидцев, – дурной тон. Все равно что телегу ставить впереди лошади. Следовательно: прежде чем расписывать календарь по принципу «чего изволит ТВ» (кто платит, тот и танцует) и из года в год нудить о недостаточных ТВ-барышах – клубам необходимо было побеспокоиться о МАКСИМАЛЬНОМ интересе очевидцев к производимому футбольному продукту.

Наши премьер-лиговые эрудиты скажут: в Англии временем начала матчей тоже вовсю маневрируют в угоду ТВ. Это да. Только в Англии, как мне представляется, четко разобрались, что сначала, а что – потом. И сперва добились того, что стадионы даже на матчах заштатных аутсайдеров ломятся от публики. То есть – сформировали предложение, от которого трибунная публика оказалась не в силах отказаться: близкая сердцам фанов стилистика игры, бешеная самоотдача участников без оглядки на счет и т.д. И уж потом этот плотный союз футбола и зрителя был подкреплен ТВ-бизнесом.

Не знаю в деталях, как англичане доводили до ума эту здравую деловую логику. Зато из года в год обнаруживаю: они всеми доступными средствами стараются сделать свой футбол приятным для публики. Общеизвестны рождественские boxing days – экстремально жесткий отрезок премьер-лигового календаря, на котором матчи идут порой через день и игроки сильно рискуют перенапрячься, травмироваться и т.п. На кой англичанам сдалось сооружать эту зверскую полосу препятствий? Да в новогодний подарок публике эта добрая порция «сгущенки»!

…И О ВЕХАХ НАШЕГО БОЛЬШОГО ПУТИ

Теперь перенесем внимание на вехи нашего футбольного пути. Минувший отрезок ХХI века прошел в российском футболе под знаком стремительно разросшегося импорта. Это – главная веха нашего, так сказать, развития. Стадионы пришли постепенно в негодность, московским клубам – исторической гордости отечественного футбола – попросту стало негде играть (потому и Химки), но всякий забугорный товар, от Это,О до Крешича, принялись завозить пачками, не поддающимися учету.

У меня уже долго вызревает один вопрос: а мнением болельщиков на сей счет кто-нибудь пробовал интересоваться? Сколько забугорников и каких они хотели бы видеть в любимой команде? Не такое сложное занятие – выяснить доподлинные пожелания, службы общественного мнения уже давно добывают и более труднодоступную информацию. А то ведь вопрос остался непроясненным. Трибунного населения-то с нарастанием импорта не то чтобы здорово прибыло.

Дальше ввели «осень–весну». Само собой, и тут умонастроениями масс поинтересоваться не удосужились. А в директивном порядке взяли да поменяли их июньский трибунный досуг на декабрьский.
Теперь носятся с идеей УКРОПа. И с ней доходит уж совсем до смешного. Закоперщики новации напористо твердят: да это ж крутой бизнес – трибуны у нас от публики ломиться начнут! То есть: нас с вами, как принято, спросить забыли – а оно вам как вообще-то? – но в завзятых фанатов УКРОПа мы уже записаны!

Исследуем дальше. Забывается такое важное понятие, как игровой образ команды, ее футбольный стиль, работающий на зрительскую привычку и привязанность. Игроки стадами, словно степные кочевья, передвигаются с места на место. Тренеры не успевают толком поработать там, как, глядишь, не успевают и здесь.

Вот на то же «Динамо» слабо в Химки ездят. А что такое «Динамо», не расскажете? Скользящий неустойчивый стиль. То ремешок потуже, то щедроты погуще. Вспоминаю перемолвку с динамовскими болельщиками в поздние советские времена. Я их спросил: как же терпите столько-то лет без титулов и с тусклой игрой? А они: да мы уже не за победами ходим – а словно в цирк, поизгаляться над своими непутевыми…

Говорите, потерпеть надо, вот стадионов сейчас понастроят? А уже построили – в Грозном, в Махачкале. И что, полны они? Да с чего бы – когда клубные власти предержащие знай себе норовят непредсказуемые фортели выделывать.

Связанные материалы: