Ян Непомнящий: «Спартак» – чемпион! Чему я очень рад

Один из сильнейших шахматистов мира рассказал «Советскому спорту» о супертурнире в Цюрихе, любви к футболу и шансах на чемпионский титул
news

С 11 мая по 22 мая в Москве в здании Центрального телеграфа пройдет второй этап серии Гран-при ФИДЕ. Участник Гран-при гроссмейстер Ян Непомнящий, один из номинантов компании World Chess, обладателя прав на проведение всех турниров чемпионского цикла ФИДЕ, рассказал о прошедшем турнире в Цюрихе, домашних стенах и люблю к футболу.

Разговор состоялся до матча с «Уралом».

«Я ДЕРУСЬ, ПОТОМУ ЧТО ДЕРУСЬ»

- Вы только что вернулись из Цюриха, где заняли второе место в очень сильном турнире. Полагаю, результатом довольны?
- В соревнованиях с укороченным контролем могу считать себя одним из фаворитов, да, не победил, но результатом доволен. При том, что относился к турниру, как к тренировочному в преддверии московского Гран-при. И хорошо потренироваться получилось, были очень достойные соперники. Может быть, швейцарский шахматист Янник Пеллетье и наш молодой и очень талантливый Григорий Опарин пока до уровня остальных участников немного не дотягивали, но они боролись. А Гриша в последнем туре выиграл у меня и не дал разделить первое место. В такой компании занять второе место почетно. Но я по своей натуре максималист, хотелось выступить лучше.

- Один эксперт охарактеризовал вашу игру в Цюрихе так: Ян играл жестко, поддерживал большое напряжение на доске, соперники не выдерживались этого напряжения и сыпались. Все так?
- Приятно услышать, но все, и я в том числе, играли неровно. Многие не показали всего, на что способны, из-за непривычного контроля - смеси рапида и классики. Я действительно старался играть максимально остро, этому и способствовал запрет на ничью раньше 30-го хода. Но, как говорил Партос: «Я дерусь, потому что я дерусь».

- Как удалось удержать без фигуры позицию с Владимиром Крамником?
- Получилась головоломная позиция, началась сложная форсированная игра. В результате у меня образовались две пешки за фигуру. Сдаваться не хотелось. Как говорится, сдаться всегда успею. В итоге удалось свести позицию к ничейной.

«ИГРАТЬ СЕМЬ ПАРТИЙ В ДЕНЬ – ОЧЕНЬ СЛОЖНО»

- У меня такой регламент вызывает вопросы. Первый круг – новая классика (45 минут на партию плюс 30 секунд на ход), второй круг – рапид (10 минут на партию плюс 5 секунд на ход). А итоги подводят по общему зачету. Может, логичней по единому регламенту проводить турнир?
- Это больше вопрос к Олегу Скворцову, организатору турнира. Это он продвигает и опробует в своем турнире интересные идеи. Конечно, можно было бы устроить матч между победителем в новой классике и победителем в рапиде. Но условия для всех равные. И фактически оба контроля я отнес бы к рапиду – просто один удлиненный, второй короткий. Это оба контроля объединяет. Единственное мое нарекание как участника: в последний день пришлось играть семь партий. А 10 минут плюс 5 секунд – это далеко не блиц. И это было реально сложно. Думаю, к концу этого дня не только у меня поплыла картинка перед глазами.

- Есть тонкий психологический момент при таком регламенте, когда играются две партии в день. Если первую партию обидно проиграл, как настроиться на вторую?
- Профессионал должен уметь абстрагироваться. Возьмем матч на первенство мира: как там переживать поражение? Да, можно взять тайм-аут, но все равно – очень обидно. В Цюрихе перерыв между партиями был два с половиной часа. Физически это было энергозатратно – будто играешь две классические партии с сильными соперниками. А в Цюрихе не было проходных партий, все боролись.

- Понятно, что укорочение контроля – веление времени. Но есть мнение, что при таком контроле произведение искусства не создашь.
- И, тем не менее, судьба последнего матча на первенство мира решилась на тай-брейке. А что касается произведения искусства - поспорю. Да, наверное, в классику получится сыграть более безошибочную партию, чем в блиц или рапид. И в тоже время, в рапиде можно сыграть более интересную партию, а классике допустить массу ошибок, если довести дело до цейтнота. Но надо согласиться, что для телевизионного формата, классический семичасовой контроль очень труден.

«СТОЛЬКО ПУТЕШЕСТВУЮ, ЧТО ХОЧЕТСЯ ПОЖИТЬ ДОМА»

- Перейдем к московскому Гран-при. Домашние стены имеют для вас значение?
- Думаю, да. Последние несколько московских турниров складывались для меня очень удачно. Надеюсь, что и сейчас стены мне помогут, но надо заметить, что среди участников есть несколько москвичей. Но все-таки главное – хорошо подготовиться – психологически, физически, теоретически. Если не иметь в багаже свежих идей, хорошо выступить будет сложно.

- Для всех участников забронированы номера в одном из московских отелей. В гостинице разве не удобнее с бытовой точки зрения – накормят, напоят, обстирают?
- Я столько путешествую, что мне очень приятно пожить дома.

- Анатолий Карпов в 1973 году заявил, что текущий цикл борьбы за корону не его, но именно в нем он стал чемпионом мира. Нынешний цикл – ваш?
- Это мой первый цикл. Надеюсь, что у меня еще много впереди, но я уже далеко не новичок. Сейчас шахматисты моложе меня имеют рейтинги сопоставимые с моим и выше. Самая важная партия и самый важный турнир те, которые предстоят завтра. Не стоит ничего откладывать в долгий ящик. Надо сейчас прилагать все усилия, чтобы в этом цикле добиться хорошего результата.

- Вы сказали, что по рейтингу в турнир претендентов вам попасть вряд ли удастся. И получается, что вы может вмешаться в розыгрыш всего четырех мест – двух в Гран-при и двух в Кубке мира. Условия жесткие?
- Жесткие. 24 сильнейших шахматиста борются за два места в серии Гран-при, в Кубке мира участвуют 128 человек по нокаут-системе. В известной мере - чистая лотерея. Но здесь рецепт очень простой: чтобы добраться в Кубке мира до финала, надо очень хорошо играть.

- Карлсен – первый среди равных, или стоит на ступеньку выше?
- Первый среди равных. Он стабильнее, меньше рефлексирует в случае ошибок. Не убивается из-за того, если что-то сделал неправильно, а пытается это исправить. У Магнуса устойчивый нордический характер. Это часто помогает ему оказаться немного выше. В 2013 году у Карлсена был рейтинг 2880, тогда он действительно стоял выше, но сейчас такого разрыва в рейтинге между ним и остальным нет. Так что, по-сути, многие играют на его уровне. И победы – это вопрос удачи, готовности, стечения обстоятельств, потому что конкуренция очень высока.

- Сколько еще циклов Карлсен сможет удерживать корону?
- Очень сложно предположить. Например, Сергея Карякина никто не считал фаворитом, а он едва не выиграл матч за корону. Мы до этого видели лишь два матча Магнуса с Виши Анандом. Там действительно борьба шла в одни ворота. Они шахматисты разных поколений, и по своему стилю Виши не мог играть с Карлсеном на равных. И вот появился новый соперник, и Сергей объективно в один из моментов, когда повел в счете, был фаворитом. И все решилось лишь на тай-брейке.

- Сразу трое гроссмейстеров из США сейчас в топ-10 (Накамура, Со, Каруана). Такого вроде бы никогда не было. Случайность, закономерность?
- У нас тоже бывали по несколько человек в топ-10. Да, сейчас в топе трое американцев, но стоит отметить, что между ними и остальными американскими шахматистами большой разрыв.

«ПОБЫСТРЕЕ ЗАКОНЧИЛ ПАРТИЮ, ЧТОБ УСПЕТЬ НА МАТЧ С «ЗЕНИТОМ»

- Мы в последний раз общались с вами года два назад. Вы тогда говорили, что снимаете квартиру в Москве. Жилищные условия изменились?
- Нет, живу там же, в этой квартире. Мне там очень нравится.

- О приобретении своего жилья в столице не думали?
- Купить можно, но нужно понять что лучше. Я не хожу каждое утро к девяти утра в офис. Возможно, лучше переехать за город, где чистый воздух. Но я по своей натуре городской житель, привык, чтобы все было рядом.

- Шахматный профи – волк одиночка. Всю жизнь посвящает какой-то глобальной цели - например, завоевать корону. При такой жизни создание семьи значится в планах?
- Конечно, значится. Шахматы – вид спорта эгоистов. Один из минусов шахмат – с детских лет сильно развивается это качество. И надо уметь это контролировать.

- Многие шахматисты являются футбольными болельщиками. Вы не исключение?
- Я давний поклонник московского «Спартака», болею за красно-белых с детства. Все матчи в этом сезоне смотрел. Сейчас на турнире в Цюрихе старался побыстрее доиграть партию, чтобы успеть посмотреть матч с «Зенитом». Опоздал к началу на 15 минут, но вроде бы ничего важного не пропустил.

- «Спартак» - чемпион?
- Да, «Спартак» - чемпион! Чему я очень рад.

Новости. Футбол