ХОККЕЙ. КХЛ

На презентации КХЛ-ТВ президент Континентальной лиги Александр Медведев подчеркнул, что создание специализированного хоккейного канала - это еще один шаг на пути к самоокупаемости лиги. Но главное - посещаемость арен. Это и живые деньги за билеты и абонементы, и аргумент для привлечения рекламодателей и спонсоров, и заработок на всем, что так или иначе связано с походом на хоккей - фаст-фуд, атрибутика, парковка личных авто и т.п. И хотя КХЛ в этом уже есть чем похвастать, нужно двигаться дальше.

КХЛ на территории бывшего Cоюза растет и крепнет, чемпионат лиги вполне обоснованно называют самым сильным и звездным в Европе. Россия выиграла два последних первенства мира и главный претендент на олимпийское золото Ванкувера, однако по посещаемости матчей мы пока на континенте четвертые. Уступаем национальной лиге Швеции (6260 зрителей в среднем на игре в прошлом сезоне и 6098 – в этом), Швейцарии (6073 и 6027), Германии (5867 и 5920). В спину нам дышит Чехия (4902 и 5082).

Эти цифры наотмашь бьют, казалось бы, по железобетонному постулату – заполнение дворцов напрямую связано с уровнем игры. Кто знает в нашей стране такие немецкие клубы, как «Адлер», «Хайе», «Фризерс»? Однако в сезоне-2008/09 они в Старом Свете стали соответственно третьими (11 756 человек), пятыми (10 342) и одиннадцатыми (7949) по средней посещаемости. Берлинский «Айсбе-рен», знакомый нам по Лиге чемпионов, собирал на трибунах и вовсе почти сто процентов – 13 746 при максимуме в 14 000. Популярнее в Европе только швейцарский «Берн», который с 16 172 болельщиками не затерялся бы и в НХЛ.

В Германии, посмотрев на стремительно модернизирующуюся НХЛ, еще на рубеже веков поняли, что людям в обществе тотального потребления и на хоккее нужен комфорт и удобства. Чтобы было куда поставить машину, вкусно и быстро поесть, поучаствовать в различных промоакци-ях и предматчевых конкурсах, расположившись в мягком кресле, полюбоваться красочным шоу, и лишь потом собственно хоккей. Который, тоже по определению, не может быть пресным и скучным. Насчет последнего мы еще поговорим, а все остальное могут предложить только современные арены-гиганты.

В России тоже пошли по этому пути, но, похоже, недооценили масштабы явления. Так, в Уфе уже в открытую говорят о том, что зря построили стадион не на 15 тысяч мест, а всего на 8250. Этого недостаточно, даже чтобы удовлетворить желающих приобрести абонементы! Похожая ситуация и в Хабаровске, где «сезонки» на хоккей едва ли не по наследству передают. На очереди Санкт-Петербург.

Уверен, уже в этом году градоначальники пожалеют, что к ЧМ-2000 возвели дворец, как теперь выясняется, с жалкой вместимостью 11 439 человек. В первом же домашнем матче сезона СКА с неприметным вроде бы минским «Динамо» 12 сентября установлен рекорд КХЛ – 12 тысяч болельщиков. До абсолютного достижения российских чемпионатов – 12300, зафиксированного 15 февраля 2003 года на игре СКА – «Спартак», рукой подать. Обратите внимание, у питерцев наибольшая прибавка в за-полняемости трибун, хотя принимали армейцы отнюдь не грандов – минчан, «Кузню», «Амур», «Сибирь». Страшно подумать, что будет твориться 24 октября, когда в Северную столицу пожалует «Салават»!

Питер демонстрирует идеальный пример слияния комфорта стадиона и уровня игры. Стоило второе – точечной закупкой корифеев класса Зубова и Яшина – подтянуть к первому, как якобы футбольный город заболел хоккеем. Примерно так же поступили и в Магнитогорске: пригласили легендарного Сергея Федорова – и сразу плюс тысяча зрителей за матч. Аналогичный рывок удался «Нефтехимику» и опять же благодаря стальной зависимости условий для просмотра и результата – с 14-й позиции в регулярке-2009 нижнекамцы сейчас вознеслись на четвертую. «Трактор», вселившись в новостройку, прибавил и вовсе почти две с половиной тысячи. Как бы и Челябинску не пришлось локти кусать, что с «размерчиком» промахнулись! Чем, в конце концов, «Трактор» хуже «Адлера», «Хайе» и «Фризерс»?

СРЕДНЯЯ ПОСЕЩАЕМОСТЬ ДОМАШНИХ МАТЧЕЙ В КХЛ

Команда
Вместимость арены
Сезон 2008/09
Сезон 2009/10
Разница
% заполняем ости в этом сезоне

СКА

11439

6614*

9675

+3061

85

Трактор

7500

4067

6487

+2420

86

Нефтехимик

5500

4403

5500

+1097

100

Металлург Мг

7500

4569

5556

+987

61

Динамо Мн

3500

2816

3525

+709

101

Витязь

3300

2633

3200

+567

97

Северсталь

6064

3199

3697

+498

61

Спартак

5530

3175

3600

+425

65

Динамо М

8512

4433

4700

+267

55

Атлант

6434

6284

6400

+116

99

Салават Юлаев

8250

8171

8250

+79

100

Торпедо

5600

5435

5500

+65

98

Локомотив

9070

8980

9021

+41

99

ЦСКА

5600

3448

3466

+18

62

Амур

7100

7100

7100

0

100

Лада

2900

2900

2900

0

100

Барыс

4079

4803

4730

-73

116

Металлург Нк

7533

4103

4028

-75

54

Сибирь

7384

6272

6116

-156

83

Авангард

10318

9503

9339

-164

91

Ак Барс

8774

5676

4922

-754

56

ХКМВД

6000

4287

3620

-667

60

Динамо Р

10300

6817

5621

-1196

55

Автомобилист

4756

-

4566

-

96

КХЛ

5117

5369

+252

 

* Данные по прошлому сезону приведены по итогам регулярного чемпионата, по этому сезону - по состоянию на 6 октября. Статистика предоставлена компанией «Глобал Спорт Консалтинг»