Чемпионка Европы Татьяна Бородулина: Выбор был – предательство или побег

Олимпиада в Ванкувере лишний раз доказала: о серьезных вершинах в шорт-треке сборная России может лишь мечтать. Чиновники из федерации напрасно рассчитывали на маститого китайского тренера Ан Юлонга. Еще недавно лидером нашей сборной была многократная ч
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ВАНКУВЕР-2010
РАЗБОР ПОЛЕТОВ: ШОРТ-ТРЕК

Олимпиада в Ванкувере лишний раз доказала: о серьезных вершинах в шорт-треке сборная России может лишь мечтать. Чиновники из федерации напрасно рассчитывали на маститого китайского тренера Ан Юлонга.

Еще недавно лидером нашей сборной была многократная чемпионка Европы Татьяна Бородулина. Но на Играх-2010 она защищала уже цвета Австралии. И не по своей воле.

Отъезд за тридевять земель получился вынужденным. А прием на другом конце света — весьма радушным.

25-летняя бывшая сибирячка Бородулина для России ныне уже отрезанный ломоть.

— Чтобы выдать мне австралийский паспорт, местное правительство пошло на серьезные уступки, — рассказывает Татьяна. — Срок натурализации сократили по сравнению со стандартным на два года. Документы, впрочем, вручали без лишней помпы. Я была на этапе Кубка мира в Южной Корее. Меня вызвали в посольство Австралии и выдали что-то вроде временного удостоверения. Когда вернулась на Зеленый континент, почти сразу получила паспорт. Жалеть мне не о чем. Так повернулась судьба.

— Под российским флагом вы довольно прилично выступили на Олимпиаде в Турине — попали в финал на дистанции 1500 метров. Неужели на родине оказались никому не нужной?

— Дело в другом. По сути, на ровном месте у меня возник конфликт с нашей федерацией. Я несколько лет приезжала на все турниры из Омска. Мой личный тренер Анатолий Брасалин создал в Сибири хорошую школу. Она регулярно приносила результат. И я, и другие ребята побеждали не только внутри России, но и за границей.

Перед крупными соревнованиями мы садились на сборы в подмосковном Новогорске. Не было никаких проблем обкатать эстафету с теми же москвичами или уфимцами. Но вдруг эту систему решили изменить, причем в корне. Зачем? Почему? Никто ничего не объяснял. Естественно, возникли разногласия. И ситуация пошла по наклонной.

— Возникли трения и неопределенность?

— Да. В сборной стало принято вносить изменения в тренерский штаб. Постоянно корректировались критерии отбора на крупнейшие старты. Перед Олимпиадой в Турине, допустим, я до последнего сомневалась – попаду ли в национальную команду? Ведь, например, омича Сергея Пранкевича завернули всего за несколько дней до отъезда в Италию — он к тому моменту уже успел получить олимпийскую экипировку.

Я не рвалась в Австралию. Меня вынудили пойти на этот шаг. Варианта было два — или предаешь своего тренера, который тебе ничего плохого не сделал, и переезжаешь в Москву. Или меняешь гражданство. Пришлось паковать чемоданы.

— Главный тренер Андрей Минцев, помнится, объяснял ваш внезапный отъезд свадьбой.

— Ну надо же было ему хоть как-то оправдаться! Естественно, ни о каком замужестве речи не шло. Хотелось одного — спокойно работать, без скандалов и склок. Не скрою, я потеряла в деньгах. В России спортсмены зарабатывают больше... Зато я выиграла в других вещах. В Австралии шорт-трек развит довольно неплохо. Меня позвала многолетний тренер сборной Ан Зен. По-настоящему грамотный специалист, она несколько подкорректировала технику моего бега. Первое время я жила в Брисбене. Но скоро переберусь в Мельбурн, где вот-вот откроют новый ледовый дворец. Обещают самые комфортабельные условия для тренировок.

— В Австралии вы чувствуете, что серьезно прогрессируете?

— Давайте опираться на факты. В прошлом сезоне я выиграла два этапа Кубка мира, попала в тройку лучших в общем зачете. Само собой, в этом сезоне хотелось как можно удачнее выступить в Ванкувере. Не буду кривить душой, Олимпиада не получилась. Обидно, потому что я три месяца целенаправленно готовилась к этим стартам, каталась в Калгари. Плюс немного не повезло. В полуфинальном забеге на 1000 метров в одном из поворотов меня просто вытолкнула одна из соперниц. По идее ее должны были дисквалифицировать. Но судьи промолчали.

— Вас критиковали на Зеленом континенте?

— Нет, там вообще не принято чрезмерно давить на спортсменов. Зато я сама себя хорошенько накрутила. Все-таки хотелось поблагодарить за теплый прием. Но, замечу, в целом австралийцы в Ванкувере показали свой лучший результат в истории на зимних Олимпиадах. В делегации было всего 38 спортсменов, команда привезла два золота и серебро.

— Российская сборная по шорт-треку тем временем осталась примерно на тех же позициях, что и до вашего отъезда. Почему?

— Мы до сих пор много общаемся с ребятами. Не думаю, что приглашение Ан Юлонга было лишено смысла. Я обратила внимание на другую деталь. На второстепенных соревнованиях россияне катили очень прилично, а вот как только дело доходило до по-настоящему серьезной проверки, результаты падали. По-моему, тренеры промахивались с выходом на пик формы.

— Говорят, кстати, прошлой осенью вы просились обратно в Россию.

— Это опять же со слов Минцева. Мы пересекались с ним на одном из этапов Кубка мира в Северной Америке. Короткий разговор на катке, буквально в коридоре. «Как дела? Как себя чувствуешь?» Я отделалась банальными фразами. Почему Андрей Александрович перевернул все с ног на голову, лучше спросить у него.

ВСЕ МЕДАЛИ ВАНКУВЕРА-2010 В ШОРТ-ТРЕКЕ

Страна
Золото
Серебро
Бронза
Всего

Китай

4

0

0

4

Южная Корея

2

4

2

8

Канада

2

2

1

5

США

0

2

4

6

Италия

0

0

1

1

Ни один россиянин не попал даже в десятку сильнейших.

В ТЕМУ

4 февраля Союз конькобежцев России (СКР) на очередном исполкоме принял Федерацию шорт-трека России (ФШТР) в свой состав.

Теперь в своей деятельности федерация шорт-трека обязана руководствоваться решениями руководящих органов СКР, а генеральный секретарь ФШТР Ольга Трифонова была назначена на должность вице-президента СКР. Президентом Союза конькобежцев России остался Алексей Кравцов.

Новости. Олимпиада