18 марта в Москве прошла практическая конференция «Роль спонсорства и рекламы в развитии российского спорта», организованная Государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту совместно с Ассоциацией менеджеров.

Подобное мероприятие, как говорится, «назрело»: практически каждый оратор начинал свою речь со слов благодарности в адрес его устроителей. Председатель Госкомспорта РФ Вячеслав Фетисов в своем приветственном слове отметил, что «во всем мире спорт уже не ограничивается выполнением только социальной и политической миссии. Спорт рассматривается как эффективный инвестиционный, имиджевый и спонсорский инструмент, и лишь у нас он продолжает работать по устаревшим и изжившим себя правилам и моделям».

НУЖНЫ ЛЬГОТЫ

На первом заседании были обозначены приоритеты государства в отношении спорта. Было отмечено, что нынешний Закон о физкультуре и спорте, принятый 29 апреля 1999 года, содержит ряд противоречий с Конституцией РФ и другими законами, так что его эффективность оставляет желать лучшего. Поскольку новый закон находится в стадии разработки и его планируется принять только в 2005 году, участники конференции предложили обратиться к Президенту РФ с просьбой издать специальный указ, который помог бы до того времени регулировать отношения в спортивном мире.

Заместитель председателя Госкомспорта Дмитрий Зеленин рассказал, что в США оборот денежных средств в спорте составляет 200 миллиардов долларов, причем в основном за счет частного капитала. В России в этом году на спорт выделено в 2 раза больше, чем в прошлом, — 4 миллиарда рублей, что составляет скромные 0,2% от федерального бюджета страны. Однако надо понимать, что одним только увеличением государственных дотаций проблемы поиска денег не решить. В этой связи Госкомспорт наметил для себя следующие задачи: распространить практику лицензионных соглашений (которая в США приносит 5% доходов спорта), воспитать менеджеров новой формации, которые умеют работать в рыночных условиях и именно в спорте, передать часть своих полномочий в местные органы, чтобы облегчить задачу привлечения в спорт внебюджетных средств. Роль государства, как подчеркнул Зеленин, — разработка общих правил игры на рынке спорта, которые стимулировали бы спонсорство. Большой отклик вызвало предложение добиваться ранее отмененных льгот для людей и предприятий, помогающих спорту. В этой связи Вячеслав Фетисов привел данные о Кубке Кремля, организаторы которого одного только НДС заплатили в казну 700 тысяч долларов. По словам Фетисова, для ввода льгот потребуются четкая отчетность и эффективная система оценки вложенных средств.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ ПРОТИВ СПОРТА

На втором заседании директор компании ID Marketing Group Андрей Дейнеко поведал о том, что хочет получить спонсор за вложенные им деньги. Его интересуют: аудитория соревнования (насколько она нуждается в продукции спонсора), имидж проекта (название, логотип, аншлаги и т.п.) и его «раскрутка» в прессе. Последний пункт вызвал живую дискуссию о роли телевидения в популяризации спорта и привлечении инвесторов. Овации вызвало краткое эмоциональное выступление президента БК ЦСКА Александра Гомельского:

— Сейчас на телевидении масса «силовых» программ, которые появляются в сетке благодаря государственной «указке». Так почему же никто не походатайствует перед правительством и Президентом, чтобы в программе появились специальные часы, отведенные спорту?! Если говорить о здоровье нации и нового поколения, то начинать нужно именно с этого!

Было припомнено, что когда решался вопрос о спортивном канале на «шестой кнопке», депутаты проголосовали «против», а Олег Аксенов, директор телеканала «7ТВ», посетовал на запрет табачной и водочной рекламы на голубых экранах. В условиях, когда аудиторию канала на три четверти составляют мужчины, это серьезный удар по его доходности.

Генеральный директор Издательского дома «Советский спорт», который являлся информационным спонсором конференции, Константин Сахаров, в свою очередь, отметил привлекательность спортивной прессы для спонсоров и рекламодателей. По данным социальных исследований, если обычную газету люди прочитывают на 24—26 %, то спортивную – на 85—87 %, причем вместе с рекламой. Совокупная аудитория спортивной прессы в нашей стране – два миллиона читателей, поэтому эффективность «продвижения» с ее помощью продукции рекламодателя несоизмеримо выше, чем посредством других средств массовой информации.

ПОЧЕМ ПОЦЕЛУЙ С БУШЕМ?

Следующее заседание было посвящено опыту проведения спонсорских проектов в России. Историю сотрудничества олимпийской сборной нашей страны с компанией Reebok-Россия поведал ее генеральный директор Юрий Баев. По его мнению, это сотрудничество, длившееся 8 лет, было чрезвычайно выгодным для компании. О том, как, по сути, благотворительный проект превратился в выгодное коммерческое предприятие, рассказал представитель пивоваренной компании «Балтика» Петр Тибилов. В 1995 году знаменитый хоккейный «известинский» турнир был на грани краха, однако теперь популярность и доходность Кубка «Балтики» выросли в десятки раз. Весьма интересным и при этом веселым получилось выступление менеджера сборной России по футболу Александра Чернова, который призвал не «клеймить позором» футбол, хоккей и баскетбол, по мнению многих, перетягивающих одеяло на себя в смысле спонсорского интереса.

— Я общался, например, со стрелками, — заметил Чернов. – Оказывается, они не могут найти всего-навсего 500 долларов в год, чтобы купить себе пульки. Но на пульке имя спонсора не напишешь, а на мишени скорее следовало писать бы имя его конкурента. Зато у стрелков есть результаты, есть золотые медали, и этот факт обязательно нужно использовать для привлечения спонсоров. У нас результаты, честно говоря, не ахти, тем не менее мы выкручиваемся. Могу дать универсальный рецепт – спонсора нужно любить, холить и лелеять. Именно этого мы всегда требуем от наших футбольных «сборников».

Итогом конференции можно считать выступление Сергея Михайлина, управляющего партнера консультационной компании «Михайлин и партнеры»:

— Бизнес созрел для серьезного сотрудничества со спортом. Вопрос в том, что будет делаться государством для того, чтобы этот интерес стал стабильным. Например, в Америке, если ты вложил в дело 50 долларов, то ты тоже спонсор, но в благодарность получишь только письмо со штампом оргкомитета. А если ты отдал на соревнование 100 миллионов, то сможешь поцеловаться с Бушем, отобедать в Белом доме, переспать в Овальном кабинете и получить комплект золотых медалей будущих Олимпийских игр. Нужно, чтобы и у нас деловые люди чувствовали реальную отдачу от того, что они вкладывают деньги в спорт.