ПРЕМИЯ

Председатель Госкомспорта Вячеслав Фетисов на недавнем совещании с представителями корпуса журналистов говорил о легендах. О том, что как хорошо бы эти легенды создавать.

Для истинной звезды отечественного и мирового спорта, на деле видевшей и ощущавшей, что звезды создаются не только в тренировочных залах, но и на страницах газет и телеэкранах, в западном, если так можно сказать, подходе к «раскрутке» кумира нет ничего удивительного.

Удивительно, что к осознанию того, что стране нужны реальные положительные герои, а не угрюмые гангстеры из «Бригад», государство пришло только сейчас. Во всяком случае, номинирование цикла спортивных фильмов на Государственную премию – первый шаг в построении новой идеологии в области спорта.

Так, по крайней мере, считает известный кинорежиссер-документалист Владимир КОНОВАЛОВ.

– Честно говоря, Государственная премия – не самоцель. В конце концов титул, как и в спорте, ничего не говорит о сегодняшней «игре». Я смотрю на Госпремию не как на свою личную заслугу, а как на знак того, что наша работа нужна государству…

Коновалов подчеркивает, что в спорте его интересует тема личности. Он раскрывает ее в каждой из своих работ. Сегодня в фильмографии Коновалова 40 картин, посвященных спорту. Героями Коновалова в разные годы были Лев Яшин, Валерий Брумель, Валерий Харламов и многие другие.

— Мне очень сложно перечислить тех, кого я снимал. Скорее можно попытаться вспомнить тех, кто остался вне моего кадра. Но, кажется, таковых нет.

Творческая группа, в которую входит Коновалов, номинирована на Государственную премию за цикл фильмов, скажем так, связанных со спортом. Это несколько полнометражных картин, снятых в общей сложности за 12 последних лет. Авторы считают, что их фильмы не спортивные. Говорить о репортажности здесь не приходится. Скорее это фильмы о личностях и явлениях, связанных со спортом.

Первая в цикле фильмов — картина «Линия судьбы». Сценарий написан Александром Марьямовым, начинавшим свою журналистскую деятельность в «Советском спорте», а рассказ на экране ведет замечательный актер Анатолий Ромашин. Фильм этот о знаменитом форварде московского «Торпедо» Валерии Воронине. Жизнь и смерть Воронина – это история жизни и смерти человека, не выдержавшего испытания славой, говорят создатели картины. О не менее известном футболисте «Торпедо», об истинно народном любимце Эдуарде Стрельцове (на фото) был создан фильм «Вижу поле». По мнению Коновалова, трагический исход был заложен в генетическую судьбу самого блистательного советского форварда. И создателям картины удалось показать трагизм судьбы Стрельцова.

И, наконец, последняя из цикла – картина «Больше, чем футбол». Этот фильм, снятый Коноваловым по собственному сценарию о знаменитом послевоенном турне московского «Динамо» в Англию. О том, каким был дебют отечественного футбола на родине родоначальников игры. А главное – о том, что значила эта победа для нашей страны. В фильме собраны уникальные кадры тех исторических матчей. Авторам картины пришлось буквально перерывать частные и государственные архивы британцев – наша хроника триумфального турне «динамовцев» не снимала. Но, как выяснилось, у самих англичан о тех играх остались лишь крошечные кусочки. Тем не менее зритель может получить представление не только по блистательным репортажам Вадима Синявского, но и впервые увидеть эти игры.

И вот что любопытно. Англичане-то постарались забыть о тех поражениях. Коновалов рассказывает:

— Разумеется, нам хотелось, чтобы фильм «Больше, чем футбол» был показан и по английскому телевидению. Это было выгодно и в финансовом плане, но, как я считал, главное – в идеологическом. Но британские продюсеры, просмотрев фильм, поняли, что картина рассказывает о поражениях их команд. Хотя мы, разумеется, имели в виду несколько иные задачи. Так вот, англичане отказались показывать фильм. Так что, выходит, цена той национальной победы нашего спорта высока даже спустя 50 лет.