ЛИКБЕЗ

Футбол любят все. Скорость и рев мотора греют душу практически каждому мужчине. Зная это, можно предположить, что мотобол – футбол на мотоциклах – просто обречен на популярность. Так оно, в принципе, и есть, пусть армия фанатов исчисляется здесь не миллионами, а только тысячами. Зато сколько преданных поклонников!

И если на сугубо футбольных площадках России пока гордиться особенно нечем, то в мотоболе наши «футболисты с мотором» уже полвека уверенно держат позиции лидеров. Просто медом по израненной душе, когда, делая прогноз на грядущий мотобольный чемпионат Европы, специалисты уверенно заявляют: «Шансы на то, что Россия проиграет в финале, чрезвычайно малы».

РУССКОЕ НАЧАЛО

По расхожей в мире спорта легенде, мотобол родился в середине 30-х годов XX века во Франции, на родине бургундских вин – в Дижоне. Родился благодаря случайности: во время традиционной мотоциклетной гонки кто-то бросил на трассу, под колеса несущимся на бешеной скорости мотоциклам мяч. Один гонщик ударил его ногой, второй отбил, третий выбил его колесом за пределы трассы. Предприимчивые французы решили, что сочетание мяча и мотоцикла – весьма оригинально и забавно. Мотоциклисты, играющие в футбол, стали появляться в программах цирковых представлений, а затем и на спортивных праздниках.

В 1937-м были проведены первые показательные игры с мячом на мотоциклах. Через двадцать лет правила мотобола перевели на русский язык. Еще через два года в СССР прошли первые соревнования по мотоболу. Официальную же историю мотобол ведет с 1962 года, когда Федерация мотоспорта СССР и Бюро Президиума ЦК ДОСААФ СССР приняли постановление о развитии мотобола в стране и был проведен первый официальный турнир «Кубок Прибалтики» с участием команд Риги, Каунаса и Москвы.

ВПЕРЕДИ ЕВРОПЫ ВСЕЙ

И пошло-поехало: уже в 1967-м сборная СССР завоевала первое место в розыгрыше Кубка Европы, обыграв среди прочих родоначальников игры – французов, а также сильнейших на тот момент мотоболистов континента – западных немцев. За 18 лет — с 1967 по 1985 год – сборная нашей страны приняла участие в розыгрышах шестнадцати Кубков Европы – самых престижных мотобольных соревнований. И только дважды за всю историю ей не удалось выиграть в финале. Не изменяли традициям советские, а затем российские мотоболисты и в чемпионатах Европы, которые пришли на смену Кубку в 1986-м. Две-три «финальные» неудачи меркнут на фоне десятка золотых титулов чемпионов Старого Света.

Сегодня мотобол активно развивается во многих европейских странах – Франции, Германии, Голландии, Литве, Болгарии, Великобритании, странах СНГ и многих других. Тем не менее лидеры не сдают свои позиции десятилетиями. Традиционную тройку призеров – Россия, Франция, Германия – лишь недавно смогли «разбавить» команды Украины и Белоруссии – наследники советской школы. В России мотобол поддерживает РОСТО, а недавно был подписан совместный договор федерации, Госкомспорта и Олимпийского комитета России, целью которого является развитие этого вида спорта в стране.

СИМБИОЗ ПРАВИЛ

Что же такое мотобол? В первую очередь это командная игра, на площадку выходят с каждой стороны по четыре полевых игрока плюс вратарь. Задача спортсменов – не слезая с мотоцикла, вести мяч, бить по нему, отдавать им же пасы с тем, чтобы в конечном счете он оказался в воротах соперника — гол! При этом и ворота – футбольные, и площадка – почти футбольная: размер тот же, но вместо травы – асфальтовое или гаревое покрытие. Однако разметка площадки больше напоминает хоккейную. К примеру, вратарская зона полукруглая. Время игры – три, а на международных соревнованиях — четыре периода по двадцать минут.

Арбитры мотобольного матча напоминают по виду и поведению футбольных судей. Они одеты легко – в белых рубашках-поло, шортах и спортивной обуви. Особенно заметна легкость их экипировки по сравнению с одеждой самих игроков – на них спортивные рубашки с длинным рукавом, мотоциклетный шлем, перчатки, специальные уплотненные брюки, твердая обувь, прочно защищающая голеностоп, щитки и налокотники. Вратарю немного легче – у него из дополнительного «оборудования» лишь шлем и обувь с шипами.

И все же в правилах «футбола на мотоциклах» много хоккейных пунктов. Это и порядок замены игроков, и проход центра поля пасом, и наказание «за поднятую выше руля ногу» — как за игру высоко поднятой клюшкой в хоккее. Кстати, за игру рукой в мотоболе предусмотрены штрафы и удаления. Караются, как и в других игровых видах, удары соперника рукой, а из специфического — наезд колесом на ногу, удар ногой в мотоцикл и так далее. В наказание применяются штрафные удары – 16-метровый и 11-метровый пенальти. Считается, что побеждает тот, кто успешнее реализует эти удары.

САМОЕ ДОРОГОЕ — ГОЛОВА

Главное, что роднит мотобол и футбол, это конечно же мяч. Но из-за специфики технического вида спорта он значительно больше своего футбольного собрата – до 40 см в диаметре и весит около 900—1200 граммов. Получить таким снарядом в незащищенное место иногда не просто больно, но и опасно – некоторых случайных потерпевших, бывает, эвакуируют со стадиона на носилках.

Полевые игроки должны постоянно находиться «в седле» работающих мотоциклов — за игру с выключенным двигателем полагается штраф и даже удаление. А вот вратари – пешеходы. Надо заметить, что изначально — до 1972 года — правила обязывали и голкиперов находиться в воротах… на мотоцикле. Правда, был он почти вдвое легче (около 45 кг) «боевого» мотоцикла полевого игрока, и двигатель его во время матча не включался. Но до начала соревнований вратарь все же должен был продемонстрировать возможность его запуска. При этом голкиперу во время игры запрещалось терять контакт с «железным конем» — лишь при приеме мяча он мог сделать два шага в сторону или прыжок.

Занятен и еще один аспект игры в мотобол. При выполнении штрафных и пенальти ворота команды пытается защищать не только вратарь, но и игроки – сидя на мотоциклах, они образуют «стенку», как в футболе. Под обстрелом тяжеловесного мотомяча, естественно, руками они защищают самое дорогое… голову.

СПОРТ СИЛЬНЫХ

Спортсмен и мотоцикл есть единое целое, а потому удар по мячу или его ведение по площадке допускаются как ногой, так и частями мотоцикла. «Гуру» советского мотобола Валерий Мосин, около 20 лет возглавлявший отечественную сборную, президент комиссии мотобола Мотоциклетной федерации России, представитель нашей страны в Европейском союзе, утверждает: «Мотоболист – это блестящий футболист, безупречно владеющий мотоциклом».

Управлять «железным конем», вес которого около 100—110 кг, а двигатель имеет объем 250 куб. см, по плечу лишь сильным мужчинам. Говорят, что именно по этой причине соревнования по мотоболу не проводятся среди женщин. Впрочем, для будущих профи — мальчишек 8—14 или юношей 14—18 лет – делают мотоциклы поменьше и полегче.

Раньше наша сборная выступала и выигрывала на мотоциклах Ковровского завода. Сегодня побеждает на испанских «Газгазах». В Коврове Владимирской области была и продолжает существовать одна из сильнейших отечественных команд по мотоболу – «Ковровец». Ее лидер Александр Царев уже 28 лет в мотоболе, он был чемпионом Европы, обладателем Кубков Европы, выигрывал золото в чемпионатах СССР, России и Франции. Сегодня, несмотря на зрелый возраст – 48 лет, он остается одним из лучших игроков национальной команды. Впрочем, есть в сборной еще один Царев – Владимир, сын Александра, и в нем уже видны задатки лидера. Многие годы с «Ковровцем» соперничает «Металлург» из подмосковного Видного. То «Металлург», то «Ковровец» становятся чемпионом страны. И обе команды поставляют сильнейших в состав сборной России. Именно благодаря их асам наша сборная – фаворит любого международного состязания.

Российские мотоболисты давно доказали, что слаженной игрой, мудрой тактикой, успешными и давними традициями – одним словом, мастерством – способны одолеть любого соперника в любых условиях. Последним примером того стала победа национальной команды на чемпионате Европы-2002. На Украине, по словам нынешнего главного тренера нашей сборной Валерия Нифантьева, россияне подверглись настоящей дискриминации: необъективность судей, мощное психологическое давление, критические сроки и условия игры – в один день с промежутком в полтора часа нашим спортсменам предстояло сыграть два матча, причем с сильными командами, да еще и в разных городах… И сыграли! И выиграли! И, побросав мотоциклы, обнимались и радовались тому, что вновь, в который раз, стали сильнейшими в Европе!