ПРЕМИЯ «ГАЛЕРЕЯ РОССИЙСКОЙ СПОРТИВНОЙ СЛАВЫ»

ГРОСС ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЛАУРЕАТА 2002 ГОДА
В НОМИНАЦИИ «САМАЯ СПОРТИВНАЯ АКТРИСА»

Завтра выдающейся актрисе Элине Быстрицкой исполняется 75 лет. Старшее поколение запомнило ее по фильмам «Неоконченная повесть», «Тихий Дон», по ролям, сыгранным на сцене Малого театра, а любители спорта знают, что Элина Авраамовна 17 лет возглавляла Федерацию художественной гимнастики.

РАЗГОВОР С ЛЕНТОЙ

— Элина Авраамовна, работа актера и спортсмена схожа: выступления на сцене или на соревнованиях, частые переезды….

— Публичность – это то, что объединяет актеров и спортсменов. Самообладание и подготовка имеют большое значение во время выступления как у спортсменов, так и у актеров. К примеру, у меня давно было сломано плечо, и оно часто болит, но когда я выхожу на сцену, то боль куда-то исчезает. Известно много случаев, когда травмированный спортсмен, выходя на поле или на гимнастический помост, не замечал боли и блестяще выступал. Мне кажется, что причина такого особого состояния одинакова у людей публичных профессий.

— Будучи президентом Федерации художественной гимнастики (с 1975 по 1992 г. – Прим. Н.М.), вы чувствовали переживания девочек?

— Да, и мне важно было понять их психофизику, ведь без этого невозможен прогресс в выступлениях.

— Вы, как руководитель и в то же время актриса с именем, наверное, объясняли гимнасткам премудрости своей профессии во время тренировок?

— Девочки были еще маленькие, чтобы им рассказывать о тонкостях сценической работы. Однако я пыталась более простым языком подсказать что-то. Я просила каждую найти имена для предметов, с которыми они делали упражнения. Если у нее есть имя для своего мячика или ленточки, а ведь у девочек взаимоотношения с предметом почти как с партнером, то и движения смотрятся по-другому. Когда гимнастка мысленно зовет к себе свой предмет, то получается, что движение начинается с головы, а не, скажем, с руки. В целом получается более выразительное и эффектное действие.

— А кто из гимнасток той поры произвел на вас большое впечатление?

— Ирина Дерюгина. Она сразу обратила на себя внимание. Первый раз я ее увидела в гимнастическом зале, когда пришла на ознакомительную встречу с работниками федерации. Тогда я была просто актрисой, с которой хотели поговорить о возможном сотрудничестве. В тот день я посмотрела тренировки «художниц» и, когда они пошли на обеденный перерыв, решила вспомнить некоторые движения из уроков хореографии. А в зале тогда осталась одна гимнастка. Она сразу меня поразила своей красотой. Волевые черты лица – брови вразлет, высокий лоб и целеустремленный взгляд – заставили поверить в то, что это будущая чемпионка.

Вскоре спортсменки поехали в Швейцарию на соревнования, а я в Болгарию – на съемки фильма. По возвращении домой раздался телефонный звонок: «Элина Авраамовна, мы вас выбрали президентом федерации». Признаться честно, я испугалась.

КОСМОНАВТИКА – ЗА «ХУДОЖНИЦ»

— Какие цели тогда ставились перед федерацией?

— Выйти на олимпийский помост. Для этого необходимо было попасть на Спартакиаду народов СССР, потом думать уже об Олимпиаде. Начались организационные дела.

За поддержкой я обратилась к командиру отряда космонавтов Георгию Береговому, потому что тогда очень уважали и прислушивались к людям этой профессии. Космонавт Юрий Романенко стал вице-президентом федерации. Представьте себе, я никогда за одним столом не общалась с Романенко даже в рабочей обстановке. Мне подсказали, что у него жена очень ревнивая. «Пожалуйста, но работать-то он в состоянии?» – спросила я. И, действительно, он в дальнейшем очень помог. Также я поняла, что девочек нужно показать по телевидению, чтобы вызвать резонанс общественного мнения. Поверьте, показать было что! Во многом помог тогда председатель Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР Валентин Дмитриевич Алехин.

На московской Олимпиаде в 1980 году художественная гимнастика была показательным видом. В 1984 году наша команда должна была уже отправиться на Игры в Америку, но бойкот советской делегации помешал этому. Тогда первую олимпийскую медаль отдали спортсменке из Канады. В 1988 году на Играх в Сеуле Марина Лобач стала первой, а Александра Тимошенко третьей в личном многоборье.

МАЛЕНЬКАЯ РАДОСТЬ

— Для спортсмена высшая наградаэто победа на Олимпийских играх, а для актера какая награда самая дорогая?

— Конечно, любовь и признание зрителя. Ну а награды, в том числе государственные, и различные премии всегда приятны и служат еще большим стимулом в работе.

— Вас не смущает, скажем, большое количество театральных, киношных и прочих премий вообще? Возможно, это нивелирует их значимость.

— Я бы каждую премию назвала маленькой радостью. Они ведь практически ничего не меняют в жизни, просто становится приятно, что твой труд заметили и оценили.

Разницу между спортивной сферой и искусством нельзя не брать в расчет. Все же в спорте есть объективные критерии – голы, очки, секунды, а в творчестве такового нет. Не означает ли это, что премии в творчестве очень субъективны?

— В нашей сфере есть жюри, которое также определяет победителя. И в спорте частенько бывает большой разброс в судейских оценках, скажем, в фигурном катании от 5,0 до 5,5 балла за одно и то же выступление.

ПРОТЕСТ БЫСТРИЦКОЙ

— Были ли случаи, когда вам, как руководителю советской делегации, приходилось отстаивать результаты наших спортсменок?

— На одном из чемпионатов Европы, который проходил в Испании, с выступления нашей команды сняли 0,3 балла якобы за опоздание с выходом на ковер. Надо сказать, что девочки тогда очень хорошо выступали. Но наши тренеры не могли допустить осечку со временем, ведь многократно все выверялось и даже оставалось какое-то время в запасе. Я понимала, что на таких серьезных соревнованиях практически бесполезно подавать протесты. Однако я все же официально обратилась в судейскую коллегию с просьбой уточнить время выхода по видеозаписи. Судья-информатор объявил, что советская делегация обратилась с протестом. Я шла по залу, и был слышен стук моих каблуков – такое сильное напряжение повисло в зале. Тогда нам вернули эти десятые доли, и мы выиграли. Девчонки повисли на мне от радости.

— Времена другие, а проблемы те же…

— Да. Все преграды Алине Кабаевой и Ирине Чащиной ставятся именно потому, что на соревнованиях им нет равных.

— Элина Авраамовна, вас сейчас интересует еще какой-нибудь вид спорта, кроме гимнастики?

— Всегда болею за россиян на всех международных соревнованиях. Очень люблю смотреть бокс, а особенно профессиональные бои. Только предпочитаю смотреть соревнования по телевизору, а в зал боюсь ходить потому, что вид крови на ринге меня заставляет нервничать. Я даже стала поклонницей Константина Цзю. Меня притягивает выражение какой-то удали на его лице. За украинцев братьев Кличко сильно переживаю.

НАША СПРАВКА

Премия «Галерея российской спортивной славы» (ГРОСС) учреждена газетой «Советский спорт» при поддержке правительства Москвы, Госкомспорта России, Национального олимпийского комитета и Администрации Президента РФ. Она призвана поощрять пропаганду здорового образа жизни, физической культуры и спорта.

Первая церемония награждения лауреатов премии за 2002 год состоялась 23 января 2003 года.

НАША СПРАВКА

Элина Авраамовна Быстрицкая родилась 4 апреля 1928 года. После долгих колебаний поступила в Киевский театральный институт и с успехом его окончила в 1953 году. В 1955 году снялась в трех фильмах: «Таня», «Годы странствий» и «Неоконченная повесть». Снялась в «Тихом Доне» у режиссера Сергея Герасимова (1957–1958). После успеха в кино в 1958 году Элина Авраамовна была принята в труппу Малого театра. Наиболее известные спектакли с участием Быстрицкой: «Бешеные деньги», «Волки и овцы», «Дачники», «Маскарад», «Долгий день уходит в ночь», «Без вины виноватые», «Дядюшкин сон» и т.д. Наиболее известны работы актрисы в фильмах: «В мирные дни», «Богатырь идет в Марто», «Добровольцы», «Русский сувенир», «Все остается людям», «Негасимое пламя», «Николай Бауман», «Сага о древних булгарах и руссах». В период 1975–1992 гг. Быстрицкая – президент Федерации художественной гимнастики СССР. В общественной жизни Э.А. Быстрицкая принимает активное участие. Она член нескольких академий и международных организаций. Она создала Центр духовного и физического совершенствования женщины.

Э.А. Быстрицкая – народная артистка СССР. Она член координационного совета премии ГРОСС.